Декада русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Боровская Надежда Ивановна

Задания для учащихся 1 - 4 классов на Декаде русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekada_russ.rar758.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие ребята,

в нашей школе  открывается декада «РУССКОГО ЯЗЫКА». Вы будете участвовать в конкурсах  от БИБИГОНА. Кто такой Бибигон, вы узнаете, прочитав отрывок из одноимённой сказки К. И. Чуковского. Опишите Бибигона и получите конкурсные задания в кабинете №

Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живёт крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои внучки Тата и Лена — мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!

Тоненький он,                                                        ________________________________________________________
Словно прутик,                                                 ________________________________________________________
Маленький он                                                          ________________________________________________________
Лилипутик.                                                              ________________________________________________________
Ростом, бедняга, не выше                                  ________________________________________________________
Вот этакой маленькой мыши.
И каждая может ворона
Шутя погубить
Бибигона.
А он, поглядите, какой боевой:
Бесстрашно и дерзко бросается в бой.

  1. Разгадайте кроссворд.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

А)В каких словах безударные гласные нельзя проверить?
б)В каких словах проверка безударных гласных в корне возможна двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова?
в)В каких словах букв больше, чем звуков?
г)В каком слове звуков больше, чем букв?

По горизонтали:

2. Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.

7. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый ...

10. Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.

12. Под мостом, под косогором
Лежит лента с узором:
Ни взять, ни поднять,
Ни на воз положить.

13. Наши поросятки
Выросли на грядке
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.

14. Если дождик,
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.

16. Вот на грядке
новая загадка:
Сто листов,
а вовсе не тетрадка.

18. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он
в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется ...

22. Вдоль нашего села
Бежит лошадка весела,
На конце хвоста
Несет кошель овса,
Бежит да потряхивает.

24. О чем мы не мечтали!
Какой не велся спор!
До ночи на привале
Потрескивал ...

27. Штучка-одноручка,
Носик стальной,
Хвостик деревянный,
Все лето на лугу,
А зимой – на крюку.

28. Нашел я шар, разбил его,
Увидел золото и серебро.

30. Не река, не море тут
И не рукотворный пруд.
В нем стоячая вода,
Что не мчится никуда.

32. Сама холодная,
А жжется больно.

33. За час все поле обежал,
Без серпа все жито сжал.

34. На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.

35. Что на сковороду наливают,
А потом вчетверо сгибают?

36. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

По вертикали:

1. Что за дерево растет,
Снег в июне нам несет?
Снег же тот не тает,
В воздухе летает.

3. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле побывает,
Утром опять улетает.

4. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.

5. По высокой дороге
Идет бычок круторогий.
День он спит,
А ночью глядит.

6. Не мотор, а жужжит,
Не птица, а летит,
Не гадюка, а жалит.

8. Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.

9. С золотым листом приходит,
Грязью-слякотью уходит,
Крики птиц, летящих вдаль ...
Это время угадай.

11. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

12. Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла ...

15. Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.

17. Что за будильник:
Живой с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком.

19. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

20. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год:
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.

21. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.

22. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.

23. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?..

25. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.

26. Платье потерялось –
Пуговки остались.

29. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.

31. Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?

ОТВЕТ: ___________________    

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите ошибки и исправьте их.
  • Учитель вызывает Веру:     ОТВЕТ: _________________________________________
    — Реши-ка на НОСКЕ примеры!

  • ЩУЧКА быстро бежит по листочку, ОТВЕТ: _______________________________
    А за нею — красивая строчка.
  • Я, друзья, когда зеваю, ОТВЕТ: _________________________________
    Рот МУКОЮ прикрываю.

  • Контролёр ЖИЛЕТ мой взял  ОТВЕТ: ___________________________________
    И немедленно порвал.

  1. Решите ребус.

Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.

 ОТВЕТ: _____________________________________________

4. Для 4 класса А

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

  • Как называется наука о значении и происхождении устойчивых выражений?
  • Составьте фразеологический словарь: «Нить Ариадны», «Всемирный потоп», «Золотое руно», «Бить баклуши», «Впросак попасть», «Очки втирать», «Ни пуха ни пера», «Где раки зимуют».

Словарь оформите в буклет, альбом или газету.

Все материалы конкурса сдать _____ ноября в кабинет № _____

3.Решите ребус.

Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.

ОТВЕТ: _____________________________________________

4. Для 4 класса Б

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

  • Как называется наука о значении и происхождении устойчивых выражений?
  • Составьте фразеологический словарь: «Гордиев узел», «Золотой дождь», «Панический страх», «От доски до доски», «Жар загребать чужими руками», «Знать на зубок», «На лбу у него написано», «Тянуть канитель».

Словарь оформите в буклет, альбом или газету.

Все материалы конкурса сдать _____ ноября в кабинет № _____

3.Решите ребус.

Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.

 ОТВЕТ: _____________________________________________

4. Для 4 класса В

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

  • Как называется наука о значении и происхождении устойчивых выражений?
  • Составьте фразеологический словарь: «Ахиллесова пята», «Дамоклов меч», «Пиррова победа», «Вилами на воде писано», «Козырять, ходить козырем», «Перемывать косточки», «Шарашкина контора», «Ни кола (ни двора)».

Словарь оформите в буклет, альбом или газету.

Все материалы конкурса сдать _____ ноября в кабинет № _____

3.Решите ребус.

Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.

 ОТВЕТ: _____________________________________________

4. Для 4 класса Г

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

  • Как называется наука о значении и происхождении устойчивых выражений?
  • Составьте фразеологический словарь: «Вавилонское столпотворение», «Гомерический смех», «Избиение младенцев», «Время истекло», «Как с гуся вода», «Во всю Ивановскую», «курам на смех», «На большую ногу (жить)».

Словарь оформите в буклет, альбом или газету.

Все материалы конкурса сдать _____ ноября в кабинет № _____

3.Решите ребус.

Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.

 ОТВЕТ: _____________________________________________

4. Для 4 класса Д

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

  • Как называется наука о значении и происхождении устойчивых выражений?
  • Составьте фразеологический словарь:  «Яблоко раздора», «Лезть на рожон», «Лыка не вяжет».

Словарь оформите в буклет, альбом или газету.

Все материалы конкурса сдать _____ ноября в кабинет № _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе для коррекционной школы

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по русскому языку...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Декада русского языка в начальной школе

Данный проект Декады Русского языка поможет учителям начальных классов сделать изучение русского языка интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника.Одним из эффективных средств,...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века)

Рабочая  программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века) рекомендована педагогам начальных классов....

Декада русского языка в начальных классах для детей с овз

План проведения декады русского языка и сценарий заключительного праздника по русскому языку в начальных классах  для обучающихся с ОВЗ....

Декада русского языка в начальных классах для детей с ОВЗ

Сценарий праздника русского языка в рамках декады русского языка в начальных классах для детей с ОВЗ. План декады русского языка в начальных классах для детей с ОВЗ....