ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жукова Екатерина Алексеевна

Тема: Обобщение знаний об имени  существительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_3_kl._rus.yaz_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 КЛАССЕ

Тема: Обобщение знаний об имени

существительном.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

I. Орг.момент.

II. Минутка чистописания.

     Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

«Двадцать второе марта».

- Какая орфограмма в слове «двадцать»? (непроизносимая согласная «д» в корне слова).

«Классная работа».

- Какая орфограмма в слове «классная»? (удвоенная согласная «сс»).

- В слове «работа»? (непроверяемая гласная «а» в корне слова).

Тема нашего урока зашифрована в минутке чистописания. Попробуйте прочитать, что здесь написано?

- Правильно, сегодня мы повторим все, что знаем об имени существительном.

- Запишите. Сели ровно, спинки выпрямили, в тетради пишем чисто, красиво, аккуратно.

- Что такое «имя существительное»? (это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: Кто? Что?)

III. Словарная работа.

  - А сейчас, давайте попробуем отгадать загадки:

(По мере отгадывания выставляются иллюстрации).

  1. Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - … (капуста).

- Правильно, записываем словарное слово – капуста. Какая орфограмма в слове? Делим на слоги, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.(По одному учащемуся у доски).

2. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом - … (картошка).

- А как правильно сказать? (картофель).

3. Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте молодцы,

Как зовут нас? (огурцы).

- В каком числе стоит слово «огурцы»?

- Поставьте в единственное число. Записываем слово «огурец».

4. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора).

- Записываем слово «помидор».

5. Рыжая лисичка – ростом невеличка.

Спряталась в норушку,

Оставила макушку.

Мы найдем плутовку –

Вытащим … (морковку).

 - Записываем последнее слово «морковь», ставим точку.

- Давайте определим какой части речи являются эти слова(существительные).

- Сейчас определим род этих имен существительных, но сначала вспомним стихотворение, которое поможет нам это сделать. (опрос)

Женский род запомню я

И скажу: «Она, моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «он, мой».

Средний род: «Оно, моё» -

Это правило твое!

(Определяем род каждого словарного слова).

- А как все эти слова можно назвать одним словом? (овощи).

 - Правильно, это новое словарное слово.

- Запишем слово овощи с новой строки с маленькой буквы. Какая есть орфограмма?

- Разделим на слоги. Поставьте ударение.

- Напишите это слово до конца строчки.

- Составьте предложение с этим словом. (варианты детей)

- А я тоже составила свое предложение: «В этом году фермеры вырастили очень вкусные  овощи».

- Какие есть попутные орфограммы? Запишите (с комментированием)

- А теперь давайте найдем главные члены  предложения.

IV. Изменение имен существительных по числам.

- Ребята, а какое время года сейчас? (весна). А как мы узнаем, что наступила весна, по каким признакам?

- Все в природе просыпается, набухают почки, появляется молодая зеленая травка и зацветают цветы.

 - У меня на столе много цветов, целая поляна. Давайте соберем необычные букеты из слов, определив их число. Но для этого надо вспомнить, как изменяются имена существительные? (по числам).

- В каком числе они могут быть? (в ед.и во мн.).

Чем отличается существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

( Слова: ед.ч. – пенал, ученик, заяц, автобус, вагон

мн.ч. – валенки, ботинки, ребята, яблоки, орехи).

V. Физ.минутка.

 - А сейчас немного отдохнем. Все встали.

Если я называю слово, стоящее в единственном числе, то вы хлопаете 1 раз в ладоши. Если слово стоит во множественном числе – подпрыгиваете.

(Лист, яблоки, дети, крыло, загадка, город, задачи, учебник, тарелки, платье, квартира).

VI. Работа по карточкам.

- У каждого из вас на столе карточка со стихотворением. Послушайте, пожалуйста. (читаю сама).

Ш…рокие, привольные

Родимые края.

Бере…ка  б…лоствольная,

Любимица моя.

Стоит как свечка белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

- Красивое стихотворение, правда?

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (хорошее радостное0.

- Ну, а теперь с таким вот настроением вставим в тексте пропущенные буквы.

- Какую орфограмму вы видите в слове «ш…рокие»? (жи-ши).

- Бере…ка? (парная согласная «з», проверочное слово – «Березонька»).

- Б…лоствольная? Что значит это слово, как вы его понимаете? (безударная гласная «е» в корне слова. Проверочное слово – «белый»).

- Определите род выделенных существительных. (Катя, какого рода слово «Березка»? В каком числе?  А теперь поставь во множественное число.)

(Любимица(род), свечка(род, число), рожь(род), луг (род, число)).

VII. Работа с учебником.

- Отложили карточки в сторону. Открой те учебники на стр. 150,            найдите  упр. 423.

 - Прочитайте задание (1 ученик).

 - Что надо сделать в упражнении?

- разделим слова на 2 столбика и запишем:

                       Ед.ч.                                          Мн. ч.

- Какое первое слово? (площади).

- В каком оно числе? (во мн.). Записываем во второй столбик.

 - А теперь поставьте это слово в единственное число. (Площадь). Записываем в первый столбик. Какого рода слово «площадь»?

- Далее – самостоятельно. Проверка «по цепочке».

VIII. Итог урока.

 - О какой части речи мы сегодня говорили?

- Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное.

- Как определить род имени существительного? (стих)

- Как изменяются имена существительные?

- В каком числе могут быть имена существительные?

- Чем отличаются Имена существительные единственного числа от существительных множественного числа?

- Молодцы, вы сегодня хорошо отвечали, старались (оценивание).

IX. Игра «Угадай предмет по признакам».

(Один ученик отворачивается от класса. Учитель в это время показывает предмет, который дети описывают).

Лимон: маленький, кислый, желтый, овальный, цитрусовый.

Яблоко, груша.

 - А на какой вопрос отвечают слова, которыми мы описывали предмет?

- К какой части речи они относятся? (прил.)

- Темой нашего следующего урока будет «Имя прилагательное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....