Тема - собственные и нарицательные имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Назарова Марина Евгеньевна

Урок разработан для 2 класса по ФГОС. Урок первый. Тип урока- постановка учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.odt30.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов Назарова Марина Евгеньевна

Русский язык, 2 класс.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тема

Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с собственными и нарицательными именами существительными, создать условия для правописания собственных имен существительных.

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

План. результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий

Cодержание темы, понятия и термины

Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных

Обр. ресурсы

- Ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация.

 «Русский язык. 2 класс», автор учебника: А.В. Полякова, М:Просвещение, 2011.- Каллиграфия

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

Формирование и развитие УУД

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный.

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте!

Проверяем все ль в порядке:

Книжка

Ручка

И тетрадка

– Проверим готовность к уроку.

 

поднимают книжку

ручка

тетрадка

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Эмоциональный настрой

А какое настроение?

Улыбнитесь на мгновение!

Чтоб урок стал привлекательным...

Надо быть активным и внимательным.

III. Чистописание

Индив.

Практ. Письмо

Слайд 1 — Сс,Ии,Нн

-Что общего?

-Какая буква лишняя?

Слайд 2. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Сс: щёлкнуть на слове «Прописные», затем демонстрация на экране написания строчной буквы с: щёлкнуть на слове «Строчные» )

 Показ, контроль за написанием.

Варианты ответов

1)И, потому то остальные согласные.

2)Остальные обозначают два звука, а И один

Рассматривают образцы написания. Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

IV. Постановка учебной задачи

Постановка цели

Составляем план работы

Фронтальная

  1. 1. - Ребята, давайте еще раз прочитаем буквы. (Слайд 1)

- Этими буквами зашифрована тема нашего урока.

-Кто догадается и прочитает нам?

Открываю тему урока

 «Собственные и нарицательные имена существительные»

(Слайд 2)

-Прочитайте  тему урока еще раз и скажите что Вам известно по этой теме?

-Что неизвестно?

-А что хотели бы узнать?

  1. Значит к концу урока мы должны с вами суметь ответить на вопросы: (слайд)

1. На какие две группы делятся имена существительные?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Что относится к именам собственным?

Что мы должны сделать чтобы ответить на эти вопросы

Читают, предлагают свои варианты расшифровки темы урока

читают

Отвечают на вопросы

читают

1. Повторить то, что известно об имени существительном.

2. Узнать, что такое имена собственные и нарицательные.

3. Поупражняться в их определении.

4. Закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных.

Принимают уч. задачу, развивают логическое мышление.

Настраиваются на работу.

Регулятивные УУД (целеполагание)

Регулятивные УУД

 (планирование)

V. Подготовка к восприятию нового материала

Фронтальная.

Работа в парах

Внимание на слайд:

прочитайте слова (слова записаны в столбик)

собака,

няня,

 Индия,

 Шарик,

Арина Родионовна,

 страна

-Что общего у этих слов?

(Наводящие вопросы:

-Как одним словом можно назвать эти слова?

-Поставьте вопросы к этим словам.)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-Запишите слова с маленькой буквы в первый столбик.

-Во второй столбик запишите слова с большой буквы, так чтобы они подходили к словам 1 группы.

А кто знает кто такая Арина Родионовна? Поставьте на полях знак вопроса — это значит что дома вы должны найти -кто же она такая.

-Это имена существительные (доказательство: обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? Что?)

-собака

-няня

-страна

Шарик

Арина Родионовна

Индия

Поставьте на полях знак вопроса — это значит что дома вы должны найти -кто же она такая

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

VI.  Физминутка Игра «Отдай ответ»

Кидаю мячик и говорю

«имя собственное»

говорю «нарицательное»

Называют имя собственное

называют нарицательное существительное

VII.  Работа над новым материалом

Фронтальная

 

работа в парах

1) Ребята, кому принадлежат слова?

-Ребята, давайте жить дружно

Какое из этих существительных имя нарицательное?

Какое имя собственное?

-Не пей их копытца — козленочком станешь?

- Какое из этих существительных имя нарицательное?

Какое имя собственное?

2) Загадка:

На лугу стоит копна,

спереди  - вилы, сзади-метла

Какие слова в загадке помогли ее отгадать?

-Какое это имя существительное?

Добавим имя собственное

3) Ребус (торт и пила на слайде)

торт       , пила

-Какое это имя существительное? Почему?

-Какое слово будет нарицательным к этому имени собственному
Запишите в тетрадь

кот Леопольд

кот

 

Леопольд

сестрица Аленушка

сестрица

Аленушка

Запись в тетрадь

корова

коровы пасутся на лугу, спереди вилы-это рога, сзади метла-это хвост.

Нарицательное

Зорька, Пеструшка, Буренка

Тортила

это имя героя сказки. Пишем с большой буквы

черепаха

записывают.

Познавательные УУД

Познавательные УУД (логические)

Познавательные УУД (логика)

Используют известную информацию.

Работа с учебником

упражнение №79

1. Прочитайте

Что записано с большой буквы?

2. Что такое отчество и как оно образовывается?

Прочитайте второе задание в упражнении.

Назовите отчество каждого космонавта и имя от которого оно образовано.

Спиши имена и фамилии только женщин космонавтов

Имена, отчества и фамилии космонавтов

образуется от имени папы

Алексеевич — Алексей

Степанович — Степан

Валентина Терешкова

Светлана Савицкая

Позавательные УУД

Умение работать с учебником, четко выполнять задание упражнения

коммуникативные УУД

VIII. Физминутка

Упражнение для глаз и для рук

Руки вытянуты вперед — посмотреть на указательные пальцы, придвинуть их к лицу, вернуть в начальное положение.

Поворить 5 раз.

IX. Закрепление знаний и способов действий

Индивидуальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа с карточками по вариантам.

(Приложение №1)

Исправь ошщибки

Взаимопроверка

Проверка со слайдом презентации

Самооценка

А кто знает — кто такие Минин и Пожарский?

Самостоятельная работа учащихся в тетради

Учащиеся меняются тетрадями и исправляют ошибки

Оценивают свою работу

 (+ -все понял, все получилось; !-что не допонял, требуется доработка)

Ставят  вопрос на полях (дома найти ответ)

Регулятивные УУД (Коррекция)

Регулятивные УУД (самооценка)

Познавательные УУД (поиск информации)

X.Подведение итогов.

Фронтальная

-А сейчас мы ответим на вопросы поставленные в начале урока.

-Имена существительные делятся на 2 группы-собственные и нарицательные.

-Нарицательные пишутся с маленькой буквы, собствпенные с большой.

-К собственным именам существительным относятся — имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, улиц, площадей.

Познавательные УУД

XI.Оценивание своей работы на уроке.

Индивидуальная

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Поднимают зеленую карточку если все поняли,

удовлетворены работой на уроке;

красную карточку поднимают если что-то не получилось.

Регулятивные УУД (самооценка)

XII.Домашнее задание

Групповая работа

Задание выдается командирам команд на карточке

 (Приложение 2)

Записать в тетрадь отгадку (нарицательное и собственное имена существительные)

4 командира получают задание, собирают команду и совместно выполняют задание. Если не могут вполнить какое то задание, то обращаются к дополнительным средствам обучения (родители, интернет и т.д.)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные" - 7 вид.

Данная  презентация  призвана познакомить учащихся с собственными и нарицательными именами существительными....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные »Цели урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...