Главные вкладки

    Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

     

    Предмет: русский язык

    Класс: 2

    УМК: Школа России

    Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.

    Тип урока: получение новых знаний

     

    Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_konkurs_2013.pptx2.44 МБ
    Файл urok_konkurs.docx25.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска Волгоградской области Учитель: Новикова Татьяна Михайловна 2013 год

    Слайд 2

    солнце утро город девочка мальчик щенок

    Слайд 3

    солнце девочка утро мальчик город щенок

    Слайд 4

    Распределить слова по группам имя отчество фамилия Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов.

    Слайд 5

    Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом

    Слайд 6

    Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. узнаем … научимся … Сегодня на уроке МЫ попробуем …

    Слайд 7

    Собственные имена существительные: - имена, отчества, фамилии людей; - клички животных; - названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг.

    Слайд 8

    Николаевск

    Слайд 9

    Волга Юрий Малышев Иван Сивко Николай Белянский

    Слайд 10

    Сегодня на уроке я - узнал … - научился … - мне надо поработать над … - могу похвалить своих одноклассников за …

    Слайд 11

    Домашнее задание У. стр. 52, 53 правило п о выбору Р. Т. стр.27 упр. 57, 58. или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска

    Волгоградской области

    Урок на районный конкурс «Учитель года»

    Предмет: русский язык

    Класс: 2

    УМК: Школа России

    Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.

    Тип урока: получение новых знаний

    Учитель: Новикова Татьяна Михайловна

     

    г. Николаевск, 2013

    Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

    Задачи:

    образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

    развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

    воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

    Планируемые предметные результаты:

    - понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

    Планируемые метапредметные результаты:

    личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

    регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

    Формируемые УУД:

    - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

    - уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

    - уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

    - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

    - выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

    - формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

    - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

    Организация пространства:

    фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

    Ресурсы:

    компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

    В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

    Ход урока

    I Организация начала урока

    - Солнце поднимается,

    Утро начинается,

    Город просыпается,

    А в городе просыпаются жители…

    (на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

    - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

    - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

    - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

    II Актуализация опорных знаний        

    - Прочитайте слова, записанные на экране.

    ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

    - Какой частью речи они являются?

    (именем существительным)

    - Почему вы так решили?

    (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

    - Как можно разделить данные существительные на две группы?

    (одушевлённые и неодушевлённые)

    - Какие существительные называются одушевлёнными?

    - Какие существительные называются неодушевлёнными?

     - Разделите лист перегибанием на две части.

    -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

    - Проверьте себя.

    (на слайде: солнце     девочка

                      утро         мальчик

                      город        щенок)

    - Оцените правильность выполнения «смайликом»

    - Молодцы, с этим заданием справились.

    (На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

    - Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

    выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

    - Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

    - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

    Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

    Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

    Вспомните правила работы в парах и приступайте.

    (на слайде:

    Распределите слова по группам:

    Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

    имя

    отчество

    фамилия

    - Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.

    - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

    - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

    ( на слайде таблица)

    - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

    - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

    - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

    - Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

    III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

    - Попробуйте назвать тему нашего урока.

    (на слайде:

     Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

    - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

    А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

    Сегодня на уроке мы узнаем …

                         научимся …

                        попробуем …

    - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

    IV. Открытие нового знания

    - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

    - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.

    С какой буквы пишутся имена собственные?

    - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

    - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

    - Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

    - Какие существительные мы называем собственные?

    С какой буквы они пишутся?

    А у кого еще может быть своё собственное имя?

    Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

    (слайд)

    Приведите примеры собственных имён существительных.

    - Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

    - Какие существительные мы называем нарицательные?

    С какой буквы они пишутся?

    Приведите примеры нарицательных имён существительных.

     Физминутка

    РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

    ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

    А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

    ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

    В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

     В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

    В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

    ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

    ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

    ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

    Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

    - Покажите «смайликом» как  вы поняли,  какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

    V. Первичное закрепление знаний

    Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

    - А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

    - Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

    - Какие существительные мы называем собственные?

    С какой буквы они пишутся?

    - Какие существительные мы называем нарицательные?

    С какой буквы они пишутся?

    VI. Вторичное закрепление знаний

     - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

    - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

    - Как называется город, в котором мы живём?

    - Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - Николаевск

    (слайд)

    Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

    Один из них, поэт Николай Белянский написал такие строки о городе:

    В скверах ты утонул тополиных,

    И украсить себя ними смог.

    Николаевск, наш город любимый,

    Наш российский степной городок.(слайд)

    Мы сейчас будем работать в группах.

    Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

    Мой город.

    ______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди: космонавт ___________________, герой – матрос __________________,

    поэт _____________________.

    -Какой у вас получился рассказ? (слайд)

    VII. Рефликсия деятельности

    Какие цели мы ставили в начале урока?

    Достигли ли мы целей?

    Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

                                      научился …

                                      могу похвалить себя и одноклассников за ….

    Домашнее задание: 

    У. стр. 52, 53 правило

    по выбору

    Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.

    или

    составить весёлый рассказ

    (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные

    Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

    С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

     Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

    Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

    Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

    Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

    Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

    В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

    Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

    Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

    Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".

    Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...

    Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

    Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

    Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

    Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...