Интерактивные задания по формированию орфографической зоркости в школе первой ступени
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Финогенова Виктория Николаевна

Материал познакомит вас с уже накопленным опытом работы по использованию интерактивных заданий по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в школе первой ступени.  Разработанные интерактивные задания помогут учителю разнообразить уроки современным дидактическим материалом, обеспечить индивидуальный подход к обучению, сформируют универсальные учебные действия, повысят уровень учебной мотивации детей по основным школьным предметам начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»

Интерактивные задания

по формированию орфографической зоркости

в школе первой ступени

Введение

Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает ее теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, то есть в школе первой ступени.

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает Т. Г. Рамзаева, « предупредить – это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».

Методы и приемы развития орфографической зоркости

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Орфография и ребенок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми 7-10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?

К.Г. Житомирский в своей книге о правописании, вышедшей в Москве в 1915 году, показал свое отношение не к самой русской орфографии, а к орфографии в школе того времени. «На специальное обучение орфографии в низшей школе ухлопывается почти все время обучения» писал К. Г. Житомирский. Каждый учитель нашего XXI века может согласиться с этим утверждением XX века. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших учеников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе. Кстати, если со взрослыми, давно закончившими школу людьми, доведется разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека – это именно правила. Русский язык – значит правила. Никакой другой ассоциации термин « русский язык», увы, не вызывает. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида».

Правила никогда не учил, но пишу правильно.

Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.

Хотя следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет.

Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам – принципам орфографии. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи, и которые мы применяем на уроках русского языка.

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени:

  • постановка орфографической задачи (выделение орфограмм);
  • решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на тоже правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу; то есть найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Что такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, а какой позиции он стоит.

Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово « лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

В наших учебниках нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный младшему школьнику термин «звук». Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно вводим термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей – других звуков – начинаем вводить с первого класса. Само слово позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например в балете. Другое дело – сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово позиция помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких как: «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».

Представление о лингвистической позиции (без терминов) формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых.

Задание: Сильный и слабый.

Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.

Гласные буквы одинаковые.

Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением – сильный.

В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне кот.

Во втором классе вводим термин «позиция», «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например: в слове еж звук [ш] стоит на конце слова – в слабой позиции. В слове ежи звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква «и» в слове ежи помогает написать букву «ж» в слове еж. Ежи проверочное слово.

У разных казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то , что в сильной позиции (фонему). Проверка – общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносим, во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных; во-вторых, связываем с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

НАПРИМЕР:

поставь ударение.

подпись – п.дпиши

запись – з.пиши

пропись – пр.пиши.

Как пишутся гласные под ударением и без ударения?

Одинаково.

По-разному.

Объяснение.

Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.

Задание. Найти слова с приставкой.

С . рвал лопух.

Сорванный или сорвала?

П . слал письмо.

Посланный или послала?

П .рвал рубашку.

Порванный или порвал?

Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила. Но еще важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности – по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии. Это не обозначает теоретического объединения правил, а понимания детей общей для всех правил операции проверки: от буквы - загадки к букве - отгадке и все в порядке! От слабой позиции к сильной и ошибка исчезнет.

Факторы орфографической зоркости, как шаг к правильному письму

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. 

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках используем следующие приемы:

  • письмо с «окошками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, подчеркни, чтобы выделить трудную букву;
  • можно построить опорные схемы.

Например: Весной лес оживает.- е оие

Из берлоги вылезает сонный медведь. – с и ее нн ед

  • очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

  • можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, так как должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
  • хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается. 

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Задания отбираем в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, то есть так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используем условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы (съел, в море, 2 скл.) определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

И так, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

  • Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
  • Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

При создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических заданий обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения. Очень важно, кроме того, чтобы система орфографических упражнений была построена на развитии тех умственных способностей, которые делают возможным овладеть столь сложным комплексом знаний, умений и навыков, как безошибочное письмо. Поэтому при подборе дидактического материала для специальных орфографических упражнений необходимо учитывать различия в отдельных этапах применения орфографических правил. Рассмотрим эти различия и покажем, какую умственную работу должен проделать учащийся в ходе применения орфографических правил.

Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:

  • обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
  • установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
  • решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

Задача первого этапа – опознать орфограмму, задача второго этапа – выбрать нужное правило, задача третьего этапа – применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.

Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабо успевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

Как добиться, чтобы ученик не только заучивал правила, но и видел орфограммы? Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но это очень скучно!

Как повысить уровень орфографической грамотности? Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации. Из современных информационных технологий, используемых в образовании, стали интерактивные задания. У современных детей гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Интерактивные задания по формированию орфографической зоркости являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Интерактивные задания как раз и  реализуют один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на интерактивной доске можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Благодаря размерам интерактивной доски  изображения  видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.

Для нас наличие в классах электронной интерактивной доски InterWrite явилось действительно тем уникальным  техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения учащихся и эффективность нашего учительского труда.

Мониторинг качества знаний

УМК «Гармония»

2 класс

2009-2010

учебный год

3 класс

2010-2011

учебный год

4 класс

2011-2012

учебный год

Класс, в котором применяются интерактивные задания

64%

60%

62%

Класс, в котором не применяются интерактивные задания

54%

50%

52%

Составляя динамические интерактивные задания, мы выделили основные их преимущества перед статическими практическими заданиями:  

  • интерактивные задания помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств;
  • интерактивные задания позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из Интернета,  крупномасштабная таблица, текстовый файл.
  • интерактивные задания становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов;
  • интерактивные задания позволяют ученикам быстрее воспринимать информацию,  выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

Вот мы и строим интерактивные задания по формированию орфографической зоркости так, чтобы они могли активизировать деятельность учащихся, удивить.

Учащиеся должны удивляться тому что:

- они видят орфограммы,

- они могут написать их правильно,

- всё это дает хорошие результаты,

- им нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

Практика показывает, что формирование орфографической зоркости – очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу.

Мы убедились в том, что орфографическая зоркость успешно формируется на базе навыков и умений, которые являются компонентами орфографического навыка.

Мы имеем в виду:

  • автоматизированный графический навык письма,
  • умение производить звуко-буквенный и слоговой анализ слов,
  • умение распознавать части речи,
  • умение устанавливать морфемный состав слов, - умение подбирать однокоренные слова,
  • умение опознавать орфограммы.

Мы представляем интерактивные задания на самые «ошибкоопасные» орфограммы (смотрите приложения):

  • правописание безударных гласных (приложение 1)

- в корне;

- в окончании:

  • в личных окончаниях глаголов,
  • в окончаниях глаголов прошедшего времени,
  • в падежных окончаниях имен существительных,
  • в окончаниях существительных единственного и множественного числа,
  • в падежных окончаниях имен прилагательных.

- в приставке;

- в суффиксе:

  • в суффиксах глаголов прошедшего времени.
  • правописание парных согласных (приложение 2)

- в корне;

- в окончании;

- в приставке;

- в суффиксе.

Интерактивные задания по формированию орфографической зоркости можно использовать при любом учебно-методическом комплексе, во фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работе с учащимися.

Выполняя интерактивные задания по формированию орфографической зоркости, у учащихся формируются универсальные учебные действия:

  • личностные УУД

- формирование мотивации (интереса) к учению;

- освоение личностного смысла учения, желания учиться;

  • регулятивные УУД

- определение важности или необходимости выпонения заданий;

- определение цели учебной деятельности;

- определение плана выполнения заданий;

- определение правильности выполненных заданий на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировка выполнения заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

  • познавательные УУД

- сравнение и группировка объектов по нескольким основаниям, нахождение закономерностей, продолжение их по установленному правилу;

- определение умения, которые будут сформированы на основе выполнения задания, определение круга своего незнания, планирование своей работы;

  • коммуникативные УУД

- участие в диалоге (слушать и понимать других);

- выполнение различных ролей в группе, паре, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывание своей точки зрения, понимание точки зрения других;

- умение взглянуть на ситацию с иной позициии, договариться с другими иных позиций.

Как показывает опыт, все перечисленные интерактивные задания по формированию орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Заключение

Не бойтесь экспериментировать с использованием всех доступных средств. Иногда самое сложное в разработке заданий - это придумать что-нибудь новое.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...

Использование интерактивных методов при формировании орфографической зоркости

Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интеракти...

Совершенствование работы по формированию орфографической зоркости младших школьнков

Многих сегодня беспокоит «орфографическая слепота» учащихся наших школ. Да и функциональная безграмотность более старшего поколения встречается не так уж редко. Экраны телевизоров, яркие упаковки разл...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка на уроках русского языка в школе первой ступени

Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря е возраст, проблема орфографической грам...

Интерактивное задание на формирование орфографической зоркости.

Дети в игровой форме развивают  орфографическую зоркость....