Главные вкладки

    урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Ляшенко Елена Ивановна

    урок русского языка в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse._trete_sklonenie_im.sushch.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ляшенко Е.И., учитель высшей категории

       МБОУ «СО школы № 22» г. Кургана

    Урок в 3 классе.                                              

    Тема:       Третье склонение имен существительных в

                   единственном числе. Изменение по падежам.

    Цель урока: Познакомить с падежными окончаниями существительных

                          третьего склонения; составить таблицу падежных окончаний

                           имен существительных третьего склонения.

    Ход урока.

    1. Минута чистописания:    

    Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается сочетание   мо.

    Дети:       молоко, мороз, Москва, морковь. 

    Учитель: Назовите и выделите орфограммы.

    Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается

                    сочетание  ло.

    Дети:       лопата, локомотив, лошадь.

    Учитель: Назовите и выделите орфограммы. Вернемся к нашим

                  рядам словарных слов. Внимательно  посмотрите и назовите

                  «лишнее» слово в каждом ряду.

    Дети:       «лишние» слова – морковь и лошадь, потому что это имена

                    существительные  третьего склонения.

    Учитель: Придумайте предложения с этими словами.

    Дети говорят предложения. Одно предложение записать.

    Учитель: Какие задания вы можете предложить для работы с этим

                    предложением?

    Дети:      - выделить орфограммы;

                   - сделать синтаксический разбор;

                   - выписать словосочетания;

                   - сделать морфологический разбор им. существительных и т.д.

    Учитель:  Выполните то задание,  которое вы выполните правильно и

                     вы уверены в этом.

      Дети выполняют задания по выбору. Обязательно проверить.

    Учитель: Сейчас немного отдохнем, но с пользой. Вы послушаете

                    музыку. Затем определите свои чувства с помощью имен

                    существительных. Запишите эти имена существительные.

    Звучит Песня Сольвейг из «Пер Гюнт».

    Дети слушают фрагмент музыки, закрыв глаза. Записывают слова.

    Учитель: Что общего в этих словах?

    Дети:       Это имена существительные третьего склонения.

               Учитель: Может быть, назовете тему нашего урока?

    Дети:      Третье склонение имен существительных.

    Учитель: Сегодня изучим мы третье склоненье.

                 Запомнить должны все его измененья!

                 Необходимо это знать,

                 Чтобы правильно писать,

                 Конечно, грамотно сказать.

                 Вот, например,

                      Хорошие колосья поспели у рожи.

                 Тьфу, нет! Хорошие колосья поспели у ржи.

                 Как написать?! Ну, как сказать?!

                 Сейчас нам пригодятся падежи!

                 Поможет нам третье склоненье!

                 Пусть каждый подружиться с ним без сомненья!

                 Учитель: С третьим склонением мы уже знакомы, но тогда мы еще не

                    знали падежей. Значит, сегодня мы будем изменять

                    существительные третьего склонения по падежам. Итак,

                    давайте вспомним: какие существительные относятся к

                    третьему склонению?

    Дети:       К третьему склонению относятся имена существительные

                     женского рода с мягким знаком на конце.

             Учитель:   Цель нашего урока: создать таблицу окончаний имен

                     существительных третьего склонения. Сейчас вы поработаете

                     в группах. Итак, перед вами  таблица, где написано имя

                     существительное третьего склонения. Его нужно изменить по

                     падежам, поставить ударение, выделить окончание.

                     Сделать вывод:

                              -  какое окончание – ударное или безударное?

                              -  в каких падежах окончания вызовут сомнения

                                 при  написании?

    Дети работают в группах, заполняют таблицу. Затем, называя

    окончания, на доске «выстраивается» таблица падежных окончаний имен существительных третьего склонения.

                     

    И.п.

    -

    Р.п.

    - и

    Д.п.

    - и

    В.п.

    -

    Т.п.

    - ю

    П.п.

    - и

    Учитель: В каких падежах окончания вызовут сомнения

                     при написании?

    Дети: В родительном, дательном и предложном падежах.

    Учитель: Как это можно назвать, одним словом?

    Дети: орфограмма.

    Учитель: Назовите ее. И попробуйте озвучить.

    Дети:  Буква и в родительном, дательном и предложном падежах.

               Имена существительные третьего склонения в родительном,

               дательном и предложном падежах в единственном числе имеют

               окончание и.

    Учитель:   Итак, мы составили таблицу падежных окончаний имен

                    существительных третьего склонения. Для правильного

                    написания окончания в именах существительных, нам всегда

                    поможет слово-ключик степь, так как в этих падежах в этом

                    слове окончания всегда ударные. Для закрепления я

                    предлагаю вам следующую работу:

                    - из слов в каждой строчке  составить словосочетания;

                    - правильно поставить окончания;

                    - определить падеж имен существительных.

     На доске:       Из,  случай,  жизнь

                         На,  крошки,  скатерть

                         По,  шел,  площадь

                         С,  встретила,  радость

                         О,  мечтала,  ткань

              Дети выполняют построчно, вначале проговаривая, и называя падеж

              имени существительного.

              Учитель: какие еще орфограммы встретили?

            Дети называют орфограммы:

                            - ча-ща, жи-ши в словах случай и жизнь;

                            - правописание парных согласных на конце слова в слове

                               площадь;

                            - безударная гласная е в корне слова мечтала, непроверяемая

                              ударением.

                Учитель:  Давайте подведем итог: что мы сегодня узнали на уроке?

                                Зачем нам нужно знать написание окончаний имен

                                существительных? Зачем мы изучаем падежи? Перед вами

                                картинка, где написаны слова третьего склонения.

                                Подумайте и составьте свой рассказ, употребляя эти слова,

                                конечно, добавляя свои. Не менее 4 предложений. Можно

                                сказку. Фантазируйте! Запишите свой рассказ или сказку.

             Несколько человек заслушать. Спросить падеж в отдельных

             предложениях.

             Итог урока:     - Что делали на уроке?

                                  -  Что нового узнали на уроке?

                                  -  Зачем изучать падежи?

               

     

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

    Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

    Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

    Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

    Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

    Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

    Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

    Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...