урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляшенко Елена Ивановна

урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse._trete_sklonenie_im.sushch.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ляшенко Е.И., учитель высшей категории

   МБОУ «СО школы № 22» г. Кургана

Урок в 3 классе.                                              

Тема:       Третье склонение имен существительных в

               единственном числе. Изменение по падежам.

Цель урока: Познакомить с падежными окончаниями существительных

                      третьего склонения; составить таблицу падежных окончаний

                       имен существительных третьего склонения.

Ход урока.

  1. Минута чистописания:    

Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается сочетание   мо.

Дети:       молоко, мороз, Москва, морковь. 

Учитель: Назовите и выделите орфограммы.

Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается

                сочетание  ло.

Дети:       лопата, локомотив, лошадь.

Учитель: Назовите и выделите орфограммы. Вернемся к нашим

              рядам словарных слов. Внимательно  посмотрите и назовите

              «лишнее» слово в каждом ряду.

Дети:       «лишние» слова – морковь и лошадь, потому что это имена

                существительные  третьего склонения.

Учитель: Придумайте предложения с этими словами.

Дети говорят предложения. Одно предложение записать.

Учитель: Какие задания вы можете предложить для работы с этим

                предложением?

Дети:      - выделить орфограммы;

               - сделать синтаксический разбор;

               - выписать словосочетания;

               - сделать морфологический разбор им. существительных и т.д.

Учитель:  Выполните то задание,  которое вы выполните правильно и

                 вы уверены в этом.

  Дети выполняют задания по выбору. Обязательно проверить.

Учитель: Сейчас немного отдохнем, но с пользой. Вы послушаете

                музыку. Затем определите свои чувства с помощью имен

                существительных. Запишите эти имена существительные.

Звучит Песня Сольвейг из «Пер Гюнт».

Дети слушают фрагмент музыки, закрыв глаза. Записывают слова.

Учитель: Что общего в этих словах?

Дети:       Это имена существительные третьего склонения.

           Учитель: Может быть, назовете тему нашего урока?

Дети:      Третье склонение имен существительных.

Учитель: Сегодня изучим мы третье склоненье.

             Запомнить должны все его измененья!

             Необходимо это знать,

             Чтобы правильно писать,

             Конечно, грамотно сказать.

             Вот, например,

                  Хорошие колосья поспели у рожи.

             Тьфу, нет! Хорошие колосья поспели у ржи.

             Как написать?! Ну, как сказать?!

             Сейчас нам пригодятся падежи!

             Поможет нам третье склоненье!

             Пусть каждый подружиться с ним без сомненья!

             Учитель: С третьим склонением мы уже знакомы, но тогда мы еще не

                знали падежей. Значит, сегодня мы будем изменять

                существительные третьего склонения по падежам. Итак,

                давайте вспомним: какие существительные относятся к

                третьему склонению?

Дети:       К третьему склонению относятся имена существительные

                 женского рода с мягким знаком на конце.

         Учитель:   Цель нашего урока: создать таблицу окончаний имен

                 существительных третьего склонения. Сейчас вы поработаете

                 в группах. Итак, перед вами  таблица, где написано имя

                 существительное третьего склонения. Его нужно изменить по

                 падежам, поставить ударение, выделить окончание.

                 Сделать вывод:

                          -  какое окончание – ударное или безударное?

                          -  в каких падежах окончания вызовут сомнения

                             при  написании?

Дети работают в группах, заполняют таблицу. Затем, называя

окончания, на доске «выстраивается» таблица падежных окончаний имен существительных третьего склонения.

                 

И.п.

-

Р.п.

- и

Д.п.

- и

В.п.

-

Т.п.

- ю

П.п.

- и

Учитель: В каких падежах окончания вызовут сомнения

                 при написании?

Дети: В родительном, дательном и предложном падежах.

Учитель: Как это можно назвать, одним словом?

Дети: орфограмма.

Учитель: Назовите ее. И попробуйте озвучить.

Дети:  Буква и в родительном, дательном и предложном падежах.

           Имена существительные третьего склонения в родительном,

           дательном и предложном падежах в единственном числе имеют

           окончание и.

Учитель:   Итак, мы составили таблицу падежных окончаний имен

                существительных третьего склонения. Для правильного

                написания окончания в именах существительных, нам всегда

                поможет слово-ключик степь, так как в этих падежах в этом

                слове окончания всегда ударные. Для закрепления я

                предлагаю вам следующую работу:

                - из слов в каждой строчке  составить словосочетания;

                - правильно поставить окончания;

                - определить падеж имен существительных.

 На доске:       Из,  случай,  жизнь

                     На,  крошки,  скатерть

                     По,  шел,  площадь

                     С,  встретила,  радость

                     О,  мечтала,  ткань

          Дети выполняют построчно, вначале проговаривая, и называя падеж

          имени существительного.

          Учитель: какие еще орфограммы встретили?

        Дети называют орфограммы:

                        - ча-ща, жи-ши в словах случай и жизнь;

                        - правописание парных согласных на конце слова в слове

                           площадь;

                        - безударная гласная е в корне слова мечтала, непроверяемая

                          ударением.

            Учитель:  Давайте подведем итог: что мы сегодня узнали на уроке?

                            Зачем нам нужно знать написание окончаний имен

                            существительных? Зачем мы изучаем падежи? Перед вами

                            картинка, где написаны слова третьего склонения.

                            Подумайте и составьте свой рассказ, употребляя эти слова,

                            конечно, добавляя свои. Не менее 4 предложений. Можно

                            сказку. Фантазируйте! Запишите свой рассказ или сказку.

         Несколько человек заслушать. Спросить падеж в отдельных

         предложениях.

         Итог урока:     - Что делали на уроке?

                              -  Что нового узнали на уроке?

                              -  Зачем изучать падежи?

           

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...