Статья "Развитие речи младших школьников"
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Исупова Светлана Аркадьевна

Развитие речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_mladshikh_shkolnikov.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

С. А. Исупова

МАОУ НОШ № 53

г. Калининград

«Развитие речи младших школьников»

1.Развитие речи – важная задача обучения языку. Речь -  основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения, через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

2.Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Так, уже в 1 классе учащиеся получают следующие задания:

- подбери слова по теме «Зима», «Зимние забавы», «Лес» и т. д.

- найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа...;

- составь предложение по картине;

- составь несколько предложений по картине или по серии картинок;

- придумай своё название текста.

С этого момента начинается работа по формированию специальных коммуникативных умений, таких как :

- умение раскрывать тему высказывания;

- умение раскрывать основную мысль высказывания;

- умение выражать свои мысли правильно, точно, ярко и ясно. В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений я начинаю с анализа текстов азбуки, так как чем меньше по своему объёму текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура. Текст даёт образец построения связного высказывания. Нужно показать детям, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовывать текст. После формирования понятия о тексте перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как недостаточное внимание к способам связи  двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляет собой набор предложений, а не связанное высказывание.

Задача обучения связной речи во 2 классе – это дальнейшее формирование умения понимать и самостоятельно строить связные высказывания, учить разным типам высказывания. Именно во 2 классе начинается обучение изложению письменно под руководством учителя небольшого текста по вопросам или готовому плану. Изложение носит обучающий характер. Здесь важно найти и подобрать наиболее эффективные приёмы, способствующие формированию умения точно и ясно письменно излагать текст. Уже в конце 1 класса, а затем во 2 классе рекомендую проводить работу по ознакомлению с основными признаками текста.

На уроках русского языка, чтения большое внимание уделяю умению озаглавливать тест. Для этой работы есть достаточно упражнений в учебниках. Наряду с общепризнанными видами работ необходимы тренировочные упражнения в нахождении места «начала», «основной части», «концовки».

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

- подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

- подбор к данному слову антонимов;

- работа над прямым и переносным значением слова;

- употребление речевых оборотов;

- работа с пословицами, скороговорками и поговорками;

 - работа со словарём;

 - словесные игры, например, «Коварные слова». Упражнения в составлении предложений со словами – омонимами (замок – замок) и т.д.

- выполнение различных видов творческих работ.

Детям очень нравятся разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение.  Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике».

 В заключение хочу сказать, что система речевых упражнений как устных, так и письменных эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда,  которая создаётся в классе, школе, семье и которая расширяется классными и внеклассными занятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....