Обучающее изложение в 4 классе 2 четверть
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

шальнова юлия владимировна

Материал содержит конспект урока, текст изложения, сопровождающую презентацию,карточки для работы . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.4_kl.rar73.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс (2 четверть)

Тема: Обучающее изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;
  • Формирование умения слушать и анализировать текст,  делить текст на части;
  • Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;
  • Формирование умения составлять план текста;
  • Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание;
  • Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;
  • Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;
  • Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

У учителя:

Интерактивная доска

У учащихся:

  • Тексты
  • Тетрадь;
  • Черновик

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Сейчас откройте тетради, запишите число (21 ноября), классная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

  • Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами :
  • Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.)

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим. (Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

  • А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)
  • А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами?  (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)
  • А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Река стала

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: морозрадостный, зима, снежки, ребята, ледок,деревняпомощьречка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова. А чем отдельные слова отличаются от предложений? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.  

  1. подняли, крик, ребята, радостный
  2. им,  показался, крепким, лёд
  3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине
  4. в, дети, воде, очутились
  5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым  ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

  1. утро, чудесное, было
  2. сковал, мороз, реку
  3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей
  4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки
  5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал
  6. упал, второй, на, третий, него
  7. не, лёд, тяжести, выдержал
  8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре
  9. помощь, на, пришла, крик
  10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди
  11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

 Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик).  (Один ребёнок получает карточку с  текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение?  Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз  про себя.

У: На сколько частей разделён этот текст? (3)  Попробуйте подобрать  подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

   2. Забавы на реке

  3. Возвращение домой

ІІ.  1. Чудесное утро

     2. Происшествие на реке

    3. Спасение

ІІІ.  1. Происшествие на реке

      2. Дети в воде

     3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста – мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль – идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста – изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.

С.85 упр.202.203

Спасибо за урок.