Урок русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение" 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Горелова Анна Фёдоровна

открытый урок по русскому языку. Самоанализ урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Второстепенные члены предложения. Определение.                     

Класс

3

Цели

Создать условия для:

  • формирования понятия об определении
  • расширения знаний  о конструкции предложения
  •  формирования умения самостоятельно строить и применять новые знания
  • воспитания доброжелательности, интереса к русскому языку.

Задачи

предметные :

  • дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения;
  •  познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения определений в предложении;
  • развивать умение графически выделять определения на письме;                                                                                                        

метапредметные :  

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;                                                                                                      
  • умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения;  
  • отрабатывать каллиграфию письма;                                                                                  
  • воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. 

Планируемые  результаты

Формирование УУД

Предметные результаты:

Научатся:

  • выделять грамматическую основу предложения;
  • находить второстепенные члены предложения;
  • задавать смысловые вопросы к словам в предложении;
  • записывать словарные слова;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и списывать предложения;

Получат возможность научиться:

  • соблюдать орфоэпические нормы письма;
  • участвовать в диалоге;
  • учитывать разные мнения.

Метапредметные результаты:

  • Учить сравнивать, анализировать, моделировать, синтезировать, обобщать;
  • Развивать умение понимать и принимать учебную задачу;
  • Формировать способности к контролю и самоконтролю, адекватно оценивать результаты своей деятельности;
  • Развивать умение работать в информационной среде;
  • Формировать умение слушать собеседника, вести диалог.

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение адекватно воспринимать  оценку учителя;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
  • Умение применять освоенные способы действия.

Познавательные УУД:

  • Постановка и формулирование темы и цели урока;
  • Умения  строить устные высказывания;
  • Навык смыслового чтения и осознанного письма;
  • Применение практического навыка выполнения фонетического анализа слова, разбора по составу, определения количества слогов;
  • Применение практического навыка нахождения грамматической основы предложения.
  • Применение практических навыков постановки смысловых вопросов от главных членов предложения;
  • Использование алгоритма порядка нахождения главных и второстепенных членов предложения.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в учебном диалоге;
  • Строить понятные высказывания;
  • Формулировать простые выводы;
  • Соблюдать нормы речевого этикета;
  • Формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • Умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

  • Принимать статус «хорошего» ученика;
  • Проявляют учебно-познавательный интерес;
  • Понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований;
  • Развитие навыков сотрудничества;
  • Готовности открыто выражать свою позицию на уроке;
  • Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников;
  • Владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

Основные понятия

Главные члены предложения, второстепе6нные члены предложения, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 Учебник С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова «Русский язык»

 Проектор, экран, презентация, компьютер,  карточки с заданиями,

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. Создать положительный настрой на урок и ситуацию успеха.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, размышлять,

И друг другу помогать.

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке.  

Приветствуют учителя. Проверят готовность своего рабочего места.

Слушают учителя

Составляют план урока

Самоопределение(Л)

Умение слушать и понимать речь других (К)

2.Проверка домашнего здания

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

Откройте все тетради и запишите число:

Одиннадцатое ноября.

Классная работа.

Давайте составим план нашей работы на уроке:

План:

1 Словарный диктант

2минутка чистописания

3работа по теме урока

4итог урока.

Итак, вспомните какое домашнее задание вы выполняли?

Сейчас мы проведем словарный диктант и проверим как прочно вы выучили словарные слова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ словарный диктант

Проверьте свои работы, поставьте  себе оценку. Итак, словарный диктант написали и завершили первый пункт плана. Молодцы.

Одиннадцатое ноября.

Классная работа.

Составляют план урока

- повторяли словарные слова

Дети пишут словарные слова, проводят самопроверку.

Умение слушать и понимать речь других (К)

Строить понятные высказывания (К)

Применять освоенные способы действия (Р)

Контроль, коррекция оценка (Р)

Умение правильно записывать словарные слова (П)

3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели. Минутка чистописания.

Цель: 1.актуализировать знания учащихся

2.создать условия для формулирования темы и цели  урока учащимися

Мы переходим ко второму пункту. Чистописание.

Лл Лл

Листья веточка зелёный шелест

В первом слове определите количество букв и звуков, во втором - определите количество слогов, в третьем – проведите разбор по составу, в четвертом- проведите краткий фонетический разбор.

Из данных слов составьте предложение. Запишите его.

Что вы можете сказать об этом предложении?

Выделите грамматическую основу, обстоятельство. Дайте определение.

А что вы можете сказать о слове «зелёные».

Определите тему нашего урока.

Поставьте цели урока

Прописывают  буквы, один показ по выбору.

Записывают слова, проводят необходимые обозначения.

Листья зелёный шелест веточка

Зелёные листья шелестят на веточках.

Повествовательное, невосклицательное, можем выделить грамматическую основу, распрастраненное.

Второстепенный член

Второстепенный член предложения. Определение.

1.Познакомиться с понятием «определение»

2.Научиться находить определение в предложении

Умение слушать и понимать речь других (К)

Строить понятные высказывания (К)

Применять освоенные способы действия (Р)

Выполнение фонетического разбора слова, разбора по составу(П)

Контроль, коррекция оценка (Р)

Участвовать в учебном диалоге (К)

Постановка и формулирование темы и цели урока (П)

3. Открытие новых знаний.

Цель: апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его фиксация

        Запишите предложения:

Пушистые снежинки ложатся на землю.

Весёлые ребята катаются на горке.

Выделите грамматическую основу, обстоятельство.

Задайте вопрос к словам пушистые и  весёлые.

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какая?, какое?, какие?

Найдите правило в учебнике, прочитайте (схема на доске), подчеркните определения в предложениях.

Как найти определение в предложении?

Записывают предложения, выделяют известные члены предложения

Обозначают признак предмета

Стр. 95.

Составление алгоритма.

1Найди грамматическую основу

2Задай вопрос от главных членов предложения.

3Задай вопрос от второстепенных членов предложения

Навык смыслового чтения (П) Применять освоенные способы действия (Р)

Участвовать в учебном диалоге (К)

        Умение слушать и понимать речь других (К)

4. Физминутка.

Цель: Снятие утомления

5. Первичное закрепление

Цель: Организовать решение учащимися заданий.

1.Найдите         Упражнение 2 с.96. прочитайте задание. Объясните, что нужно сделать.

 Выполняем это упражнение в тетрадях и на доске.

2. работа в парах.

На столе у вас лежат  конверты. Сейчас мы будем работать в парах. Что это значит? Достаньте задание.

Ваша задача составить предложение, записать его в тетрадь, выделить грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

(Утром маленькая Саша гуляла в парке. На столе лежит новая книга)

Дети выполняют упражнение

Работают в парах.

Применять освоенные способы действия (Р) Контроль, коррекция оценка (Р) Умение слушать и понимать речь других (К)

        

Работа в парах (К) Развитие навыков сотрудничества (К)

Решают учебные и практические задачи (П)

Развитие навыков сотрудничества (Л)

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

- Вспомните тему урока.

-Какую цель ставили?

-Достигли ли мы цели урока?

Продолжи фразу:

Мне понравилось…..

Сегодня было трудным…..

Оцените свою работу на уроке:

Зелёный- Мне всё понятно. Я молодец.

Жёлтый –У меня не всё получилось, но я старался.

Красный- Мне надо быть внимательнее.

        

Второстепенный член предложения. Определение.

1.Познакомиться с понятием «определение»

2.Научиться находить определение в предложении

Оценивание своей работы

Принимать статус «хорошего» ученика (Л)

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог(К)

Самоопределение (Л)

7. Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 С. 95 правило, упр.3

Действуй по алгоритму.


На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.

На столе лежит новая книга.

Маленькая Саша гуляла в парке.


 




Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                                     

                                              Подготовила и провела:

учитель начальных классов

                       Горелова А.Ф.

2014-2015 уч.год.

Урок проведен 11 ноября  2014  года.

     В 3 классе обучается 21 ученик: 10 девочек и 11 мальчиков. Из них 8 детей проживает в интернате, 5 – оставлены на повторный курс обучения( в первом  или в третьем классе). На уроке присутствовало 18 учащихся (Загузина В, Васильева Л., Коробов А.)

     В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.                     

Тип урока: изучение нового материала.

 Данный урок по счёту – 47 (входит в содержательную линию «Система языка») . На изучение данной темы отводится 2 урока. Однако этот урок будет работать на последующие уроки при изучении дополнения, синтаксического разбора предложения на протяжении изучения всего курса русского языка.

При подготовке и проведении урока ставились цели:

создать условия для:

  • формирования понятия об определении
  • расширения знаний  о конструкции предложения
  •  формирования умения самостоятельно строить и применять новые знания
  • воспитания доброжелательности, интереса к русскому языку

Эти цели решались с помощью задач:

предметные :

  • дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения;
  •  познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения определений в предложении;
  • развивать умение графически выделять определения на письме;                                                                                                        

метапредметные :  

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;                                                                                                      
  • умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения;  
  • отрабатывать каллиграфию письма;                                                                                
  • воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. 

В ходе подготовки урока были запланированы следующие результаты:

Предметные результаты:

Научатся:

  • выделять грамматическую основу предложения;
  • находить второстепенные члены предложения;
  • задавать смысловые вопросы к словам в предложении;
  • записывать словарные слова;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и списывать предложения;

Получат возможность научиться:

  • соблюдать орфоэпические нормы письма;
  • участвовать в диалоге;
  • учитывать разные мнения.

Метапредметные результаты:

  • Учить сравнивать, анализировать, моделировать, синтезировать, обобщать;
  • Развивать умение понимать и принимать учебную задачу;
  • Формировать способности к контролю и самоконтролю, адекватно оценивать результаты своей деятельности;
  • Развивать умение работать в информационной среде;
  • Формировать умение слушать собеседника, вести диалог.

Данный урок направлен на формирование  УУД.

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение адекватно воспринимать  оценку учителя;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
  • Умение применять освоенные способы действия.

Познавательные УУД:

  • Постановка и формулирование темы и цели урока;
  • Умения  строить устные высказывания;
  • Навык смыслового чтения и осознанного письма;
  • Применение практического навыка выполнения фонетического анализа слова, разбора по составу, определения количества слогов;
  • Применение практического навыка нахождения грамматической основы предложения.
  • Применение практических навыков постановки смысловых вопросов от главных членов предложения;
  • Использование алгоритма порядка нахождения главных и второстепенных членов предложения.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в учебном диалоге;
  • Строить понятные высказывания;
  • Формулировать простые выводы;
  • Соблюдать нормы речевого этикета;
  • Формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • Умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

  • Принимать статус «хорошего» ученика;
  • Проявляют учебно-познавательный интерес;
  • Понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований;
  • Развитие навыков сотрудничества;
  • Готовности открыто выражать свою позицию на уроке;
  • Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников;
  • Владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строится на основе деятельностного  подхода,  «учение через деятельность». При проведении урока  применялись методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельной работы,  парной  работы, контроль и самоконтроль.

1 этап - Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель данного этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

На этом этапе формируются личностные и коммуникативные УУД. На данном этапе был дан эмоциональный настрой на урок.

2 этап - Проверка домашнего здания

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

На данном этапе формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. На этом этапе первоначально детьми самостоятельно был составлен план урока, далее была проведена проверка д/з (словарных слов) с помощью презентации, а также была проведена самопроверка словарного диктанта. ( стоит отметить, что отметки поставленные детьми  и отметка учителя впоследствии у многих совпала).

3 этап - Минутка чистописания. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: 1.актуализировать знания учащихся

2.создать условия для формулирования темы и цели  урока учащимися

На данном этапе формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. На данном этапе  сначала детям было предложено прописать Лл, причём дети сами выбирали понравившуюся строчку. Далее было записано четыре слова, с которыми впоследствии проведена разнообразная работа по повторению изученного материала. Также из этих слов дети составили предложение, на основе которого было повторено, что такое грамматическая основа предложения, обстоятельство. После чего детьми была сформулирована тема урока и поставлены цели.

4 этап -     Открытие новых знаний.

Цель: апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его фиксация.                                        

На данном этапе формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.  Здесь дети  изучили правило в учебнике, продолжили составлять алгоритм нахождения второстепенных членов предложения.

5 этап - Физминутка.

Цель: Снятие утомления.

6 этап - Первичное закрепление

Цель: Организовать решение учащимися заданий.

На данном этапе формируются все виды УУД. Детям было предложено выполнить частично упражнение с объяснением у доски и работа в группах. Стоит отметить, что работа в группах была проведена с самопроверкой.

7 этап - Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

На этом этапе формируются личностные и коммуникативные УУД.  Здесь дети вспомнили тему и цели  урока, определили была ли достигнута цель урока. Также каждый ребенок оценил свою работу с помощью фишек (рефлексия)

8 этап - Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Для соблюдения санитарно-гигиенических норм, достижения результативности урока формы работы видоизменялись, была проведена физминутка. Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

      Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик).  Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Урок своих целей достиг.  Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Презентация к уроку русского языка "Основа предложения" (4 класс)

Презентация к уроку русского языка "Основа предложения" (4 класс, УМК "Школа России")...

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся умения распознавать предлоги в предложениях и тексте, их функцию и роль в речи;формирование у обучающихся умения восстанавливать и записывать дефор...

Тест по русскому языку по теме " Предложение. Члены предложения" 2 класс по программе " Школа России"

Тест по русскому языку по теме "Предложение. Члены предложения" 2 класс по программе "Школа России"....

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...