Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Открытый урок по русскомц языку в 4 классе по теме "Мягкий знак в глаголах неопределенной формы на -ться и -тся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка по теме

«Мягкий знак в глаголах неопределенной формы на –ться и –тся» (4 класс).

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

 Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.  
  • Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям;

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка.

Я хочу, чтобы каждый по окончании урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять».

Минутка чистописания         Аа

Словарная работа

Составьте слово          р  о  т м   а а

  А р о м а т

Словарь

-  Составьте словосочетание или предложение устно.

Запись под диктовку.

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

                                                (А.Блок)

Разбор предложения по членам предложения и частям речи.

- Олицетворение?

                                             

   Повторение изученного.

- О чем пойдет речь?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

- Сегодня продолжим изучать глагол.

Изучение нового материала.

- Что это ? (глаголы)

-  Разделите глаголы на 2 группы

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься.

                      учиться                 учится

                     лениться                ленится

                     броситься              бросится

- Определите лицо глаголов.

               Неопределенная форма        3 лицо

 - Как произносятся ? (Одинаково)

-  Почему пишутся по – разному?

( У глаголов в н.ф. суффикс ТЬ, а у глаголов 3 лица окончание ИТ)

- Поставьте вопросы к глаголам.

Что делать?                               Что делает?

Что сделать?                              Что сделает?

 

- Сравните правописание глаголов и вопросы.

- Когда же пишется Ь ?

- От чего это зависит? (От вопроса)

                                      Правило!

В сочетаниях -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол в неопределённой форме,

и не пишется, если глагол в форме 3-его лица:

например, пытаться (н.ф.), пытается (3л.), пытаются (3л.).

- Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод?

-  Не путайте с существительными:

            Спица – спится

- Составьте словосочетание или предложение

            Водица -  водится

            Переносица – переносится

- Когда же в сочетаниях ТСЯ ТЬСЯ пишется ь?

                                     -  Отгадай!

Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшит..ся,

Упасть не боит..ся?                 (Муха)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакат..ся успели.       ( Лук)

Три братца пошли на реку купат..ся,

Двое купают..ся,

Третий на берегу валяет..ся.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.                (Ведра, коромысло)

Под полом таит..ся,

Кошки боит..ся.                         ( Мышь)

Меня часто зовут,

Дожидают..ся,

А приду – от меня

Укрывают..ся.                       (Дождь)

Вьет..ся веревка,

На конце – головка. Змея        

       

                                                  ФИЗМИНУТКА

- Когда в сочетаниях ТСЯ, ТЬСЯ будем писать Ь?

                                     Работа по учебнику.

1, 2 предложения у доски.    

-  Как понимаете пословицы?

Остальное сам.

РЕЗЕРВ

Разборы: по составу – вьется, веревочка, научишься

                 Морфологический - научишься

                 Фонетич. разбор - вьется  

                                                                   

   - Когда в сочетаниях ТСЯ ТЬСЯ писали Ь?                                      

                                       

                                                  ИТОГ

Что сегодня узнали, когда пишется Ь в сочетаниях ТЬСЯ, ТСЯ?

От чего это зависит?

Назовите свои слова с Ь и без Ь в сочетаниях ТЬСЯ, ТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....