РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Великанова Елена Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4kl.doc440.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

        д.  Екатериновка         муниципального района Красноярский Самарской области

           Рабочая программа по русскому языку

4 класс

   

Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                                                                  Великанова Е.Ю.

2014-2015 г.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•  познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;

•социокультурная цель-изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей

культуры человека.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме

разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями...

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).Определениев словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные..

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.

Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами  в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными  членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

      • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

      • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др;

      • перенос слов;

      • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

      • проверяемые безударные гласные в корне слова;

      • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  • непроизносимые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • непроизносимые согласные;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Учебно – методическoе обеспечение:

1. Печатные пособия.

           Программа:

Канакина В. П.    Русский язык. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений  С. А. Анащенкова  (и др.)  М.  Просвещение 2011г.

Учебник «Русский язык» 4класс: учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М: Просвещение, 2014 г.

 авторы Канакина В. П. , Горецкий В. Г..

Пособие для учителя: русский язык, 4класс « Технологические карты уроков»  по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Учитель» 2014.

2. Информационно – коммуникативная среда.

Электронное приложение к учебнику « Русский язык» В. Г. Горецкий (CD)

3. Материально технические средства.

Компьютерная техника,  интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.

4 Интернет – ресурсы.

1.Методическое пособие по обучению грамоте и письму книга для учителя В. П. Горецкий и др.  

Русский язык: методическое пособие к комплекту В. П. Канакиной  для 4 класса начальной школы. –

Режим доступа:  http//www.prosv.ru/ebooks/

2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. –

Режим доступа: htt://standart. edy.ru/gatalog.aspx? Catalogid=443

3.Итоговые диагностические работы. Режим доступа: htt://rs.yartel.ru/

                                                                                             htt://szu.yartel.ru/

5. Наглядные пособия.

Раздаточный материал:   карточки для индивидуальной работы,  карточки – образцы написания букв.

 

                                                                         

Календарно - тематический план

№п/п

п/т

Дата

Тема

Планируемые результаты

Предметные знания

УУД

                                                                                   Раздел « Повторение» (11час.)

1.

1

Диалогическая и монологическая речь.

Р.р. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

уточнить представление о речи.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: чувствовать красоту и выразительность русского языка, осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

2.

2

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

уточнить представление об особенностях текста

3.

3

Текст Р.р. Подробное изложение повествовательного текста  «Первая охота»

Развивать умения определять тему текста

4.

4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Р.р. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Развивать умения определять тему текста, план текста.

5.

5

Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Развивать умения распознавать предложения

6

6

Виды предложения по интонации

7

7

Знаки препинания в конце предложений.

Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями

8

8

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями

9

9

Основа предложения.  Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Развивать умения разбирать предложения по членам

10

10

Что такое словосочетание.

 Р.р. Восстановление  деформированного текста. Проверочная работа.

Упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении

11

11

Входной диктант с грамматическим заданием

                                                                                                            Раздел «Предложение» (9час.)

12

1

Представление о предложениях с однородными членами.

Научатся распознавать предложения с однородными членами и расставлять в них знаки препинания.

Познавательные: самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

 Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата 

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: .составление плана и последовательности действий

 Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми и сверстниками

13

2

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, союзов (и, а, но)

Дать представление о видах связи однородных членов предложения.

14

3

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Развивать умения находить однородные члены в предложении.

15

4

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами

16

5

Р.р. Составление текста по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами.

17

6

Как отличить сложное предложение от простого предложения?

Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения

18

7

Как отличить  сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения

19

8

Р.р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать умения определять тему текста, тип, озаглавливать текст, устанавливать связь между предложениями.

20

9

Проверочная работа по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания»

Проверить знания, умения и навыки по теме.

                                                                                                                Раздел «Слово в языке и речи» (21час.)

21

1

Слово и его лексическое значение

Актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 Коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми и сверстниками

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Личностные: установление связи между учебной деятельности и её мотивом.

22

2

Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов.

23

3

Синонимы, антонимы, омонимы.

Умение работать со словарями

24

4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Развивать речь

25

5

Значимые части слова. Корень. Приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

Определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный  анализ слов.

26

6

Состав слова. Однокоренные слова.

Развивать навыки разбора слов по составу.

27

7

Состав слова. Однокоренные слова.

28

8

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

 Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка

29

9

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов.

Развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.

30

10

Правописание двойных согласных в словах.

Повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

31

11

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек.

32

12

Правописание ъ и ь разделительных знаков.

33

13

Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слов»

34

14

Работа над ошибками. Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов.

35

36

15

16

 Р.р.  изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки.

Упражнять в различении частей речи.

37

17

Грамматические признаки частей речи.

38

18

Наречие как часть речи.

39

19

Наречие. Значение и употребление в речи.

40

20

Р.р. Сочинение - отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван- царевич на Сером Волке»

41

21

Проверочная работа по теме « Части речи»

                                                                                               Раздел « Имя существительное»(43час.)                                                            

   

42

1

Как определить падеж имени существительного?

Формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

 Коммуникативные: владение формами речи, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

43

2

Признаки падежных форм имён существительных

44

3

Упражнения в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имён существительных

Учить распознавать падежи имён существительных по вопросам.

45

4

Упражнения в распознавании дательного и творительного падежей имён существительных

Повторить понятие несклоняемые имена существительные

46

5

Упражнения в распознавании предложного падежа имён существительных

47

6

Как определить падеж неизменяемых  имен существительных?

48

7

Три склонения имён .

1-скл. имён существительных.

Развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения

49

8

Упражнения в распознавании имён существительных первого склонения

Развивать умения писать безударные окончания имён сущ. 1 скл.

50

9

Р.р. составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова

« Первый снег»

Развивать умения определять тему картины, описывать картину

51

10

Второе склонение имён существительных.

Познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения

52

11

Упражнения в распознавании имён существительных второго склонения

Развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными

53

12

Третье склонение  имён существительных.

Познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения

54

13

Упражнения в распознавании имён существительных третьего склонения

55

14

Упражнения в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений

56

15

Р.р. составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»

Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

57

16

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

58

17

Именительный и Винительный падежи

Развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении.

59

18

Правописание окончаний имён существительных в родительном  падеже

60

19

Упражнения в распознавании имён существительных в родительном падеже

61

20

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Развивать умения различать падежные формы имён существительных, имеющие одинаковые предлоги.

62

21

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

63

22

Правописание имён существительных в дательном падеже

64

23

Упражнения в распознавании имён существительных в дательном и родительном падежах

65

24

Упражнения в распознавании имён существительных в дательном и родительном падежах

66

25

Творительный падеж.

67

26

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц

68

27

Правописание окончаний имён существительных  в предложном падеже.

69

28

Правописание окончаний имён существительных  в предложном падеже.

70

29

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Развивать умения правописания безударных окончаний имён существительных

71

30

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

72

31

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

73

32

Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в дательном, родительном и предложном  падежах

74

33

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать умения определять тему текста, передавать содержание текста, развивать речь.

75

34

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме

« Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

76

35

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

Познакомить с изменениями имён существительных по падежам во множественном числе.

77

36

Именительный падеж

Познакомить с окончаниями имён существительных мн.ч.

78

37

Родительный падеж

Закреплять знание признаков р.п. имён существительных

79

38

Родительный падеж

80

39

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

Развитие умения распознавать имена существительные в в.п.

81

40

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

Познакомить со способами различения имён существительных в д.п. ТВ.п. предл.п.

82

41

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» 

Проверить знания умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

83

42

Проверочная работа по теме ««Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Обобщить знания об имени существительном.

84

43

Защита проекта  « Говорите правильно!»

Подготовка к выполнению проектной работы.

                                                                                   Раздел «Имя прилагательное» (30час.)

85

1

Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

Научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

86

2

Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

87

3

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в ед.ч.).

Научатся определять род, число, падеж.

88

4

Упражнение в определение рода и правописание родовых окончаний имён прилагательных

Р.р. сочинение- описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

Учить составлять текст-описание игрушки.

4

89

5

Изменение по падежам имён  прилагательных в единственном числе.

Учить изменять прилагательные по падежам.

90

6

Р. р. Составление  текста- рассуждения по репродукции картины В. Серова « Мика Морозов»

Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

91

7

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.

92

8

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных

93

9

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

94

10

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

95

11

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах

96

12

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.

97

13

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

98

14

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

99

15

Защита проекта « Имена прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

100

16

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

Учить склонять имена прилагательные ж.р., и определять их падеж

101

17

Правописание имён прилагательных женского в  именительном и винительном падежах.

Учить правильно писать окончания имён  прилагательных ж.р. и .п  и  в.п.

102

18

Правописание имён прилагательных женского в  родительном, дательном, творительном падежах..

Учить правильно писать окончания ж.р.в  р.п. д.п.  т.п

103

19

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

104

20

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Р.р. письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

Развивать умение передавать содержание описательного текста

105

21

Р.р. подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану

Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника

106

22

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Развивать умения определять падеж имён прилагательных

107

23

Сочинение по репродукции картины

Н. К. Рериха

 « Заморские гости»

108

24

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в им.п.  в.п.

109

25

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

110

26

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах

111

27

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Р. р. сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря

« Февральская лазурь»

112

28

Контрольный диктант по теме « Падежные окончания имён прилагательных и имён существительных в единственном и множественном числе»

113

29

Работа над ошибками. Обобщение знаний.

114

30

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Обобщить изученное по теме

                                                                                  Раздел « Личные местоимения»(7час.)        

                                                   

115

1

Роль личных местоимений в речи

Познакомить с особенностями местоимения как части речи.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

116

2

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа

Познакомить с грамматическими признаками личных местоимений.

117

3

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Познакомить с изменениями местоимений 1-,2-лица по падежам.

118

4

Склонение личных местоимений 3-го лица.  Упражнение в правописании предлогов с местоимениями

Развивать умения склонять личные местоимения.

119

5

Склонение личных местоимений 3-го лица.  Упражнение в правописании предлогов с местоимениями

120

6

Р.р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

121

7

Проверочная работа по теме

 « Изменение личных местоимений по падежам»

Проверить знания, умения навыки

                                                                                            Раздел   «Глагол» (34час.)

122

1

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов(настоящее, будущее, прошедшее)

Развивать умения распознавать глаголы

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других.

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие»

Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие»

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

123

2

Роль глаголов в языке

124

3

Изменение глаголов по временам.

Развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

125

4

Неопределённая форма глагола.

Развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.

126

5

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами

Совершенствовать умения определять тему текста, составлять план текста, передавать содержание текста, развивать речь

127

6

Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме

128

7

Р.р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

129

8

Спряжение глаголов

130

9

Распознавание лица и числа глаголов

131

10

Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа

132

11

Упражнение в правописании глаголов во втором лице единственного лица и правописание не с глаголами

133

12

Р. р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана

« Весна. Большая вода»

Развивать умения определять тему картины описывать картину раскрывать замысел художника, передавать своё отношение, к картине.

134

13

Спряжение глаголов в настоящем времени.

Развивать умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к ним, писать окончания.

135

14

Спряжение глаголов в будущем времени.

136

15

Наши проекты «Пословицы и поговорки»

137

16

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1- 2- спр.

138

17

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

Познакомить с понятием возвратные глаголы развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами

139

18

Правописание безударных личных окончаний глаголов

140

19

Правописание безударных личных окончаний глаголов

141

20

Правописание безударных личных окончаний глаголов

142

21

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

143

22

Работа над ошибками.  Правописание безударных личных окончаний глаголов

144

23

Возвратные глаголы

145

24

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

146

25

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

Развивать умение распознавать глаголы в форме 3-лица и в неопределённой форме, познакомить с правилом правописания –тся, -ться в возвратных глаголах.

147

26

Правописание глаголов в прошедшем времени .

Р.р. Подробное изложение деформированного повествовательного текста

148

27

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов прошедшего времени.

149

28

Правописание безударного суффикса в глаголах в прошедшем времени.

Р.р. составление текста на спортивную тему ( по выбору)

150

29

151

30

Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе

152

31

Упражнение в правописании глагольных форм. Морфологический разбор глаголов.

153

32

Р.р. подробное изложение повествовательного текста.

Совершенствовать умения определять тему текста, составлять план текста, передавать содержание текста, развивать речь

154

33

Проверочная работа по теме «Глагол»

155

34

Контрольный диктант за год

Проверка знаний умений по теме.

                                                                                             Раздел «  Повторение» (15 час.)

156

1

Язык. Речь.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других.

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие»

157

2

Текст. Типы текстов

158

3

Предложение и словосочетание.

159

4

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

160

5

Лексическое значение слова Р.р. составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

161

6

Значимые части слова. Словообразование

162

7

Значимые части слова. Словообразование

163

8

Правописание гласных и согласных в корне слов

164

9

Части речи. Морфологические признаки частей речи

165

10

Части речи. Морфологические признаки частей речи

166

11

Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

167

12

Части речи. Морфологические признаки частей речи

168

13

Части речи. Морфологические признаки частей речи

169

14

Звуко-буквенный и звуковой разбор слов

170

15

Игра « По галактике Частей Речи»

             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и   авторской программы «Русский язык...

рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.

календарно-тематическое планирование...