урок русского языка во 2 классе ,по теме :"Правописание слов с суффиксами -ик-,-ек_. УМК"Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Почекаева Наталья Владимировна

Урок открытия нового знания, технология построения урока-урок исследования, на уроке формировалось умение писать суффиксы -ек-, -ик-, было организовано наблюдение за условием выбора суффиксов -ек-, -ик-.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе, по теме: «Правописание слов с суффиксами –  ик-, -ек-.»(УМК "Начальная школа XXI в.")  

                   

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Правописание слов с суффиксами –  ик-,-ек-.

Цель урока

Задачи урока

формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

−       организовать наблюдение за  условием выбора суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с обучающимися  способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, выработать  алгоритм применения правила; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу,формулировать цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения, применять алгоритм, искать и выделять  необходимую информацию, на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов –ик- -ек-, выбирать способ проверки в зависимости от задания.

Коммуникативные:  развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность  невозможность его выполнения

Основные термины, понятия

Суффикс, корень, орфограмма ("опасное место")

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах,

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 2  класс";2013г.

Технические средства обучения:

компьютер,

презентация в  Power Point «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-»

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование универсальных учебных действий

Примечание

I.Мотивация к учебной деятельности.

- Поприветствуем наших гостей добрыми улыбками, а теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий.

           

Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация

Мотивация на активное включение в работу

 

II.Актуализация знаний

Проверка  домашнего  задания

- И начнём наш урок с блиц-опроса.  Найди верное утверждение:

  • Суффикс – это маленькое слово или  это часть слова.?
  • Суффикс служит для образования новых слов или для связи слов  в предложении.?
  • Суффикс стоит перед корнем или  после корня.?
  • Суффикс не имеет значение или  имеет значение.?
  • Суффикс  -ёнок пишется после твердых согласных и  ч . Суффикс- ёнок пишется   после мягких согласных, кроме ч

 

-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе)

- Что такое суффикс?

-Откройте тетради с домашним заданием.

-Приготовьте  карточки с суффиксом –онок-  -ёнок-

-Покажите какой суффикс вы вставите в слова : слон-----, морж---

тел----, льв----, мыш---, барсуч---.

-На сколько групп можно разделить эти слова?.

По какому признаку вы их распределили?

-Когда же пишется суффикс –онок-, а когда –ёнок-?

-Кто может привести свои примеры с этими суффиксами?

-Были ли у вас трудности при выполнении домашней работы?

-Молодцы ,я убедилась, что вы правильно выполнили  задание.

-Откройте тетради и подпишите число, классная работа

-А теперь  минутка чистописания.

В центре нашего внимания будут сочетание –ек-  -ик-

(учитель объясняет написание буквосочетаний),дети прописывают строку.

-Подчеркните каллиграфически правильно записанные вами сочетания букв.

-На следующей строке напишите отгадки –что это?

  3. -Кафтан на мне зелёный

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок

А сам похож на мяч   (арбуз)

  1. -Без окон, без дверей

Полна горница людей   (огурец)

  1. -На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка  (горох)

  1. -Кто альбом раскрасит наш

Ну конечно  (карандаш)

-Проверка словарных слов.

На доске на карточках записаны словарные слова:

арбуз

огурец

горох

карандаш

-Проверьте ещё раз, вы так записали эти слова?

-А у кого эти слова записаны не так?

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные УУД:осознание того, что уже усвоили

Познавательные: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований для классификации

Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.

Систематизировать информацию

III.Открытие нового знания

 

   -От данных слов образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением  с помощью суффиксов –ек- -ик-

арбузик, огурчик, горошек, карандашик

-Каким же способом образованы эти слова?(суфф)

                 Внимание на экран

         

           

           огурец             огурчик

           горох               горошек

          арбуз               арбузик

        карандаш         карандашик

-

-Запишите слова  в тетрадь

огурчик

горошек

арбузик

карандашик

1)поставьте ударение в словах

2)выделите корень

3)обозначьте суффикс

-Посмотрите внимательно на суффиксы в этих словах, ударная или безударная гласная в суффиксах?(безуд)

-Мы с вами знаем, что безударная гласная в корне требует проверки и мы её умеем проверять,кроме словарных слов, как вы думаете, а будет ли работать это правило для правильного написания безударной гласной в суффиксе?

-А умеем ли мы проверять правильность написания этих суффиксов?

-Чему мы должны научиться?

-Попробуйте  сформулировать  тему нашего урока

«Правописание суффиксов –ек- -    ик-     »

         

-Какие задачи мы поставим перед собой? (будем учиться писать гласную в суффиксах  -ек-  -ик-)

-Как найти выход из этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике, провести  наблюдения.

-А как вы хотели  бы это сделать?

    1.Взять готовое правило

     2.Самим его сформулировать

-Я предлагаю самим  сформулировать это правило и побывать исследователями.

Слово исследователи  на  экране

 -А вы знаете кто такие исследователи?

Послушайте, как об этом написано в толковом словаре Ожегова

Исследователи-это те люди, которые  занимаются  изучением чего-либо ,обследуют что-либо и устанавливают  что-то –читает ребёнок по словарю

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения

Личностные УУД:

Учебно -познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи

Побуждение к формулированию проблемы

Учебная проблема как вопрос

Тема появляется на экране

Целеполагание

Учащиеся отмечают уровень своих знаний

а)  Поиск решения

Физкультминутка

-Мы будем исследовать написание суффиксов –ик-  -ек—выясним, когда в суффиксе пишется гласная  -е- , а когда –и-

-Прочитайте  слова: огурчик, замочек, арбузик, горошек

-Скажите, а можно ли их разбить на группы?

арбузик             замочек

огурчик            горошек

-По какому признаку вы их разбили? (по суффиксу)

-Измените форму этих слов.

Запишем  эти слова в тетрадь

арбузик -        нет арбузика

огурчик  -      нет огурчика

горошек-       нет горошка

замочек-        нет замочка

-Выделите суффиксы

-Давайте сравним пары слов, а для этого понаблюдаем за гласным звуком в суффиксах

-Что вы заметили?(Когда мы изменили форму слова,гласный звук  и в суффиксе сохраняется, значит пишем суффикс –ик-, если в форме слова гласный звук «убегает», значит пишем суффикс –ек-

 

-Молодцы, вы сами попробовали выяснить, когда пишется суффикс –ек-, а когда –ик-, это наш вывод,

-Что предлагают нам авторы?

-откроем учебник на стр. 123 и прочитаем правило,

-Наше правило совпадает с правилом в учебнике?

-Теперь составим алгоритм наших действий

-Для чего будем составлять алгоритм? (чтобы правильно писать слова с суффиксами ек –ик-

1шаг-измени форму слова

Есть столик—нет столика

Есть орешек—нет орешка

2 шаг-«Убегает ли гласный звук?»

         Да                                Нет

пишу –ек-                   пишу –ик-

-Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ек- -ик-?

   

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл

А чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать

Регулятивные  УУД:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-допускать возможность различных мнений

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других

Формулируют правило (открытие нового знания).

IV.Первичное закрепление

- А сейчас  обратимся к учебнику стр.125 №2

-Прочитайте задание

-Добавь суффикс в слова, чтобы получилось слово с уменьшительно –ласкательным значением

Пенёк-пенёчек, изменяю форму (нет) пенёчка –и-убегает, значит суффикс –ек-, мяч, , остальные работаем в паре, проговаривая алгоритм друг другу.(дождь,корабль,замок)

-Чем пользовались  при выполнении этого задания? (алгоритмом)

-А сейчас я предлагаю следующее задание

У доски по карточке работают  Анпилогова и Константинова, все по карточкам за своими столами.

Регулятивные УУД  : контролировать собственные действия  с алгоритмом

Личностные УУД:

Учебно  - познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи 

 

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ учебного материала;

                   

V.Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа  :  карточка №1

 Допишите  пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните  доказательство правильности выбора суффикса.

            Супчика -супчик, котика -…, блинчика-.., ., …, -…,  -…., человечка -…, глоточка -….      

 Вставьте  суффиксы – ек или – ик. Вспомните  правило.

       Сыноч…к,  мяч..к,  самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, огурч..к.

 

После выполнения задания – самопроверка. Сверяют правильность выполнения по карточке №2

А на этом этапе урока я предлагаю вам следующее задание.

- По карточкам будут работать  -3 учащихся .Прочитайте инструкцию и выполните её.

 А мы свами запишем предложение.

 

 1.Пошёл дождик.

2.Его капли напоминают мелкий горошек.

3.—читает ученик.

4.-читает ученик.

5. читает ученик.

-Что мы с вами записали? (предложения)

-Внимание на экран.

-А теперь прочитайте все предложения, которые у нас получились.

-Что у нас получился? Текст.

-Почему вы так думаете? (все предложения связаны по смыслу)

-Тип текста? (повествовательный)

-Как бы вы его озаглавили?

Пошёл дождик. Его капли напоминают мелкий горошек. Листики на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий лучик на землю.

Найдите в этом тексте слова с нашей орфограммой и объясните её.

Дожд---, горош--, лист--, луч--.

Личностные УУД:

Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.

Регулятивные УУД:

-работать по алгоритму;

-высказывать свое      предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Познавательные УУД: умение осознанно  и произвольно строить предложения

Уровень сложности отмечен  цветом:

 синий - самый легкий уровень,

зеленый - уровень средней степени сложности,

 

 Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала, и выполняет его.

VI.Итог урока. Самооценка.

-Чему мы научились на уроке)

-Где будете применять свои знания ?(выполняя дом. работу)

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

VII.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Продолжите моё предложение:

-Я узнал---

-Я научился---

Билет---, кармаш--,

Регулятивные УУД:

-давать  эмоциональную оценку  своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

VIII.Домашнее задание.

Домашнее задание: стр. 124 №1. С объяснением   учителя