Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка 4 класс "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_2.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс "Наречие"

Тема урока: Наречие – неизменяемая часть  речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.

 Задачи урока

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

-  выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.   

Оборудование:

   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

   оборудование для игры «Лото»;

   текст для исследования (записан на доске);

   карточки для исследовательской работы в группах;

   разноуровневые задания, записанные на доске;

   таблица «Оценка работы в группе»;

   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 

 Организация  класса                                                        

Учитель читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною,

Засвищут скоро соловьи,                                

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. 

Учитель :  Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?  

 

Формирование положительной мотивации                                                

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

                  И лес оденется листвою.                                                         

                                                          

Учитель:  Ребята, на доске одно предложение из стихотворения  А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся:  Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

 

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.

 

Учащиеся:   Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то  неизвестную нам часть речи.

 На доске появляется карточка (?)

 

Актуализация знаний                 

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним.  

            (ответы детей) 

Учитель:  Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». ( Организация работы в группах:  распределение ролей; после выполнения задания - оценка работы каждого участника игры по таблице (см. в конце сценария).

Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками                                                                           и дать как можно более полную информацию о данной  части речи.

 

Описание игры «Лото»

  Группам предлагается игровое поле и набор разрезных карточек.  Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено  верно, на поле  «выложено» слово  НАРЕЧИЕ.

https://sites.google.com/site/nellistepanenko/_/rsrc/1310920094001/home/razrabotki-urokov/urok-russkogo-azyka-4-klass-narecie/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5.jpg?height=188&width=320

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

                       Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся:  Тема урока:  Наречие.

 

Формулировка цели урока и постановка учебных задач                               

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся:  Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:

               с каким словом сочетается?                         (связь)

               что обозначает?                                             (значение)

               на какие вопросы отвечает?                         (вопросы)

               как изменяется?                                       (как изменяется)

               каким является членом предложения?                     

                                                                         (член предложения)

               в чём особенности  состава слова?              (состав)

              правописание?                                     (правописание)       

На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)   

https://sites.google.com/site/nellistepanenko/_/rsrc/1310920384238/home/razrabotki-urokov/urok-russkogo-azyka-4-klass-narecie/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg?height=88&width=451

  

«Открытие детьми   нового знания»                   

 Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся:  Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

 

На доске:                                        

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

 

Учитель:  Читаем текст.  (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель:  Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся:   К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся:   Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель:  Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся:   С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетания:

                                                      чувствуется (где?) повсюду,

                                                      встречают (как?) по-разному,

                                                      появятся (когда) скоро,

                                                      подрастает (как?) быстро,

                                                      слышим (где?) везде,

                                                      прилетели (когда?) вчера,

                                                      возвещают (как?) радостно,

                                                      посмотришь (куда?) вверх.

 

Учитель: Что заметили?

Учащиеся:   Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на   вопросы: где? когда? как?  куда?

 

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

 

 Учитель: Что же обозначают наши слова?

 Учащиеся:   Время, признак, место действия.

 

На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)     

 

Самоконтроль(процессуальный)

Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о новой части речи?

Учащиеся:   С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что  обозначает?

Учитель: Откроем учебник на стр.114 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.  Найдите правило и сделайте вывод.

Учащиеся:   Да, всё верно.

Учитель: Что увидели, о чём не сказали?

Учащиеся:   В правиле даются дополнительные вопросы.

Учитель: А я вот не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами.

Учащиеся:   Об этой связи говорится, т. к. наречие обозначает признак, место, время действия.

 

Справка:  Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

 

Решение учебных задач (продолжение)            

Учитель: Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия 

по ______________.

 

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ или разного ___________ 

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________.

 

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

 

Первичное закрепление (применение знаний)              

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся:  Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.

 

На доске открываются 4 текста

 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

 

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

                                          

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)           

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы  по таблице (см. в конце сценария).                                          

Учащиеся:  1 уровень – 1 текст – найти наречия,

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать                                       

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

 

Итог. Рефлексия                       

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

                            

Защита групповых работ. 

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся:   Нет.

Учитель:  Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы    ответим на все вопросы.

СПАСИБО!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...