Конспект урока по обучению чтению по теме: "Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф".
план-конспект урока (чтение) по теме

Алехина Анастасия Михайловна

Данный конспект хорошо впишется в образовательную программу и поможет очень выигрышно и эффективно преподнести данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_mrya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по обучению чтению

Тема: Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф.

Цель: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [ф] и [ф`], знакомство с графическим изображением -  буквой Ф.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить знания о звуках [ф] и [ф`];
  2. уточнить четкое произношение всеми детьми звуков [ф] и [ф`];
  3. закрепить навык различения звуков [ф] и [ф`];
  4. познакомить с буквой Ф;
  5. закрепить  навыки фонематического анализа звуков [ф] и [ф`];
  6. упражнять в согласовании слов в предложении;
  7. упражнять в умении образовывать множественное число существительных.

Развивающие:

  1. развивать звуковой анализ и синтез;
  2. развивать произвольное внимание;
  3. развивать  наглядно-образное  и вербально-логическое мышление;
  4. развивать общую моторику;
  5. развивать мелкую моторику;
  6. развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительную учебную мотивацию:
  2. воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картина художника, картина с пропавшим животным, карточка с буквой Ф; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); карточки со словами для игры «Измени слово»; картинки с изображением Буратино с золотым ключиком, клоуна, филина; фотоаппарат; флажок.

Литература:

1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.: «Просвещение». 1991.- 368с.

2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. - М.: Издательство «Альфа», 1993.  - 87 с.

4. Анастасия Попова. Конспекты уроков по обучению чтению для детей 6-7 лет с ОНР. [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/topic-22963785_25663385 (дата обращения 28.05.12).

Ход урока

I. Организационный момент

У: Здравствуйте. Садитесь. Ребята, у моего знакомого художника случилась беда. Вчера он нарисовал картину. А потом одно животное с картины исчезло. А какое, он не может вспомнить. Давайте поможем ему в этом? (Сначала детям предъявляется картина со всеми животными, а потом такая же картина, но уже с исчезнувшим животным.)

Д: Давайте. (Дети угадывают животное).

У: Какое животное исчезло с картины?

Д: С картины исчез жираф.

II. Основная часть

1.Подготовительная работа к выделению  звука

У: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят как фары.

Филин прыг, филин скок,

Филинёнку дал флажок,                                      

Филинёнок рад, рад,

Два фонарика горят.

(Во время прочтения стихотворения, логопед выделяет звуки  [ф], [ф`])

Какой звук я больше  других выделяла в стихотворении?

Д: Вы больше всего выделяли звук [ф], [ф`].

У: Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Д:  Мы будем говорить о звуках [ф], [ф`].                            

У: Да. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по стране звуков и букв, на пути нам будут встречаться разные интересные задания, мы будем играть в интересные игры и узнаем много нового.    

2.  Выделение звука из слова

У: Ребята, сейчас я произнесу ряд слов, а вы внимательно слушайте.

Факел, фокусник, фрукты.

Какой звук при произношении этих слов слышится первым?

Д: Первым при произношении этих слов слышится звук [ф].

У: Правильно.

Фигура, филин, фильм. А здесь, какой звук слышится первым?

Д: Звук  [ф`].      

У: Молодцы, ребята!

А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем?

Д: Давайте.

У:

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок –

Красный маленький …

Д: Флажок.

У:  Правильно, угадали. (Логопед показывает детям флажок.) Какой первый звук в этом слове?

Д: [ф].

У:  Молодцы, а если у нас не один флажок, а их несколько, то это уже..

Д: Флажки.

У: Правильно. Следующая загадка.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Д: Филин.

У: Да. (Логопед показывает детям картинку с изображением филина.) А в слове филин какой первый звук?

Д: [ф`].

У: А если несколько филинов, то как мы скажем?

Д: Филины.

                   

3. Закрепление артикуляции звуков [ф] и [ф`]

У: А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки [ф] и [ф`]. Сначала скажем все вместе [ф-ф-ф]. Говорим правильно.  Нижняя губка у нас прижата к верхним зубам. Верхние зубки видны. Воздух у нас проходит через щель между верхними зубами и нижней губой. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе.

Д: [ф-ф-ф].

У: Давайте повторим, что мы должны сделать, чтобы произнести звук [ф].

Д: Мы должны нижнюю губку прижать к верхним зубам. Верхние зубки видны. Воздух проходит через щель между верхними зубами и нижней губой.

У: Хорошо, а теперь по одному произносим звук [ф]. Все внимательно слушаем друг друга. (Дети произносят звук [ф]  по одному.)

Ребята, звук [ф`] похож на звук [ф].  Но также у него есть отличия. Чем же произношение звука [ф] отличается от произношения звука [ф`]?

Д: Разница в том, что при произнесении звука [ф`] нижняя губа менее напряжена.

У: Правильно. Давайте все вместе произнесём звук [ф`].

Д: [ф`-ф`-ф`].

У: Хорошо, а теперь по одному произносим звук [ф`]. (Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.)  А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ф] и [ф`]. Назовите мне первый звук в слове флажок.

Д:  Первый звук в слове флажок [ф].

У: Правильно, а звук [ф] – он какой?

Д:  Звук [ф] -  cогласный, твердый, глухой.

У: Почему он согласный?

Д: Потому что не поётся, воздух при произношении встречает преграду.

У: А почему глухой?

Д: Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

У: Молодцы. А назовите мне первый звук в слове филин.

Д: Первый звук  в слове филин [ф`].

У: Хорошо. Чем похожи звуки [ф] и [ф`]?

Д: Они согласные, глухие.

У: Да, а чем они отличаются?

Д: [ф] – твердый, а [ф`]- мягкий.

4.  Определение места звука в слове

У: Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Фа-фу-фи-фе.

- Сфа-сфо-сфу-сфы.

- Иф-лиф-лифт.

- Аф-уф-иф-еф.

- Пфа-пфо-пфу-пфи.

- Аф-фа-фла-флаг.

- У Фани фуфайка, у Феди туфли.

Д: (Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют цепочки слогов и предложение.)

У: А теперь, мы с вами будем играть в интересную игру «Кто первый». Я буду говорить слова, и если вы услышите звук [ф] в начале слова, то вы должны будете хлопнуть в ладоши один раз, а если услышите звук [ф`], то нужно будет поднять одну руку вверх. Запомнили?

Д: Да.

У: Флаг.

Фишка.

Фонарь.

Филин.

Фильм.

Факел.

Фигура. (Дети выполняют действия, в соответствии с заданием.)

5.  Физкультминутка

У: Молодцы. Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Хлопаем в ладошки —

Пусть попляшут ножки. Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся,

А когда скажу «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

(Учитель проговаривает стих и показывает детям движения.)

6. Знакомство с  буквой Ф

У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточку. (Учитель показывает карточку с буквой Ф.) Здесь изображена буква Ф. А давайте подумаем, на что похожа буква Ф?

Д: На ключ, на клоуна.

У: (Учитель показывает детям картинку, с изображением Буратино с золотым ключиком, напоминающим букву Ф и картинку, на которой изображён клоун, у которого руки на поясе.)

У: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, из каких элементов состоит буква Ф. Она состоит из двух полуовалов и одной наклонной прямой линии. Давайте подготовим руку к письму, выполним рисунок в воздухе: рисуем солнце, лучики, домик, забор. А теперь повторяем за мной. (Логопед прописывает букву Ф в воздухе, а дети повторяют за ним в воздухе.) Сейчас каждый из вас откроет свою  тетрадь и пропишет букву Ф. (Дети прописывают букву Ф в своих тетрадях.)

У:  Хорошо. А теперь нас ждёт следующее задание,  мы с вами поиграем в игру «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки. (Дети берут в руки карточку синего и зелёного цвета) Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

Д: Согласный звук, твёрдый.

У: Правильно. А зеленым?

Д:  Согласный звук, мягкий.                                        

У: Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить, и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [ф], а зеленую – если [ф`]. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

Д: Да.

У:

Словарный материал:

Федя, фабрика, книга, шофер, фикус, светофор, ферма, дверь, фокус, дым, филин, факел, телефон, ведро, фартук, футбол, финиш. (Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков [ф] и [ф`] карточки не поднимают.)

7. Чтение

У: Сейчас мы с вами отдохнули и теперь снова в путь, сейчас я буду говорить вам слоги, а вы ложны будете дополнить их до слова. Фи-, фа-, фла-,фо-.

Д: Филин, факел, флажок, фонарь.

У: Молодцы. А сейчас нас ждёт игра «Замена». Ребята, я буду вам показывать карточки со словами, а вы должны будете заменить в этом слове первый звук на звук [ф]. Всем понятно задание?

Д:  Да.

У: Тогда посмотрите на карточку. Какое слово здесь написано?

Д: Пара.                                

У: Хорошо. А если мы заменим первый звук на звук [ф], то какое слово получим?        

Д: Фара.

У:  (показывает карточки со словами: плот, бантик, норма, марш, вены, вата).

Д: (читают слова, а потом заменяют первый звук на звук [ф].)

У: Ребята, вот и добрались мы с вами до самой интересной игры, которая называется «Путаница». Я буду вам называть слова, а вы должны составить предложение. Понятно задание?

Д: Да.

У: Тогда слушаем: дельфин, море, плавать, в.

Д: Дельфин плавает в море.

У: Словарный материал:

Фикус, окно, стоять, на.

Кофейник кофе варить в.

Фрося купить ароматный вафли.

Футбол ребята играть в.

Фабрика, на, мама, работать.

Мама конфеты любить.

Фея, сказка, жить, в.

Федя фильм сниматься.

 (Дети составляют предложения.)

III. Подведение итогов

У: Ребята, наше путешествие по стране звуков и букв подходит к концу. А чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Мы сегодня искали пропавшее животное, произносили правильно  звуки [ф], [ф`], делали речевую зарядку, играли в «Светофор», отгадывали загадки, составляли предложения, делали разминку.

У: Вам понравилось путешествовать и выполнять разные задания?

Д: Да.

У: А что вам больше всего понравилось?

Д: Нам понравилось отгадывать загадки, играть  и т.д.

У: Хорошо. А с какими звуками мы сегодня работали?

Д: Мы сегодня работали со звуками [ф] и [ф`].

У: А какую вы узнали новую букву?

Д: Мы узнали букву Ф.

У: Молодцы, ребята,  я довольна вами!