Открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок по теме "Местоимение"-заключительный. Дети обобщили знания по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Личные местоимения"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Местоимение»

Задачи:

  • отработать навык точного употребления в речи местоимений;
  • умение различать местоимения по лицам и определять падеж личных местоимений;
  • Навык разделительного написания местоимений с предлогами;
  • Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся;
  • Воспитывать интерес к языку, ответственность за учёбу;

Тип урока: урок–обобщение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку с заданиями и ответами, интерактивная доска, карточки с заданиями, оценочный лист,«смайлы» для оценивания, сердца «Я+Я = МЫ»

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Психологический настрой.

Улыбнитесь, пожалуйста, мне!

Так, как вы ещё не улыбались.

Чтоб, как солнце яркое в окне,

Радость в моём сердце расплескалась!

Об оценочном листе. Вы получили оценочный лист. На нём виды работ, которые вы будете выполнять. За каждую работу будете выставлять оценку. В конце выставим итоговую, методом нахождения среднего арифметического.

  1. М. Чистописания.  Слайд 2

 На доске:  м  л  я  лм  мл  ля  ям  ла мы  яр вымыты

(учащиеся списывают буквы, соединения  букв, слово) 

  • Сколько слов «спряталось» в слове ВЫМЫТЫ?  ( 3 слова: вы-мы-ты )
  • Какой   часть речи эти слова? (личные местоимения)  Почему так называются?
  • Что обозначают? Какое ещё местоимение записали?  (я)
  • Чем местоимения  являются в предложении?
  •  Как пишутся местоимения с предлогами?
  •  
  1. Сообщение темы и цели урока.

- Может быть кто-то из вас догадался о какой части речи мы будем говорить, чему посвящён наш урок русского языка?

- Что мы должны знать и уметь на уроке?

- О роли местоимения в предложении 

- О правописании местоимений с предлогами. 

-  Закреплять, обобщать полученные знания о местоимениях.

- 3  Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртое «лишнее»( на экране проверка) Слайд 3, 4

- В каждой строке найдите лишнее слово и объясните свой выбор. ( объяснение по цепочке0

Я, они, на, ты (предлог) 

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы  (имя существительное собственное)

Он, она, они, оно (множественное число)

Мы, я, вы, они  (единственное число)

Он, она, они, мы (1-ое лицо)

  1. Задания и упражнения для закрепления.  Слайд 5, 6

- А сейчас я предлагаю вам представить, что вы редакторы. Кто такой редактор?

  • «Редактор» - с латинского означает – приведённый в порядок текст.

- Прочитайте текст. Слайд 5

  • Чем может быть недоволен редактор в этом тексте?
  • На какое правило допущены ошибки? (правописание местоимений 3-его лица с предлогами)
  • Устраните ошибки и запишите текст в исправленном виде, употребив местоимения в нужной форме.

Проверка. Слайд 6

  1. Физминутка  Пчёлка ( на экране) Слайд 7, 8
  2. Работа с детскими нетбуками ( Рус.яз. 4 класс « Местоимения»

Определи падежи – 6 задание, замени существительное подходящим местоимением)

  1. Словарная работа. Слайд 9, 10 «Открой секрет»

-  Русский язык любит словарную работу. Предлагаю вам сыграть в игру  «Открой секрет»

- Какой секрет в этом упражнении?  (в словах спрятались местоимения) - Ребята, задание на зелёном фоне – более лёгкое, на оранжевом – более трудное. Выберите  для себя  подходящее.  Найдите и выпишите только местоимения.

Самопроверка. Слайд 10

- Что вы можете сказать о местоимениях второго столбика, на оранжевом фоне? (они стоят в каком-то падеже,  так как  местоимения склоняются по падежам)

  • В каких случаях мы в нашей речи используем местоимения ВЫ, а когда ТЫ?

Работа в парах.

Раздаточный материал уже на столах.

- Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, где возможно – род.

Проверка  слайд 11.

- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями? 

Склонение местоимений отличается от склонения существительных. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

 Физкультминутка  ( Мы капусту рубим, рубим ……)

Тест «Местоимение»  раздать каждому ученику.

Взаимопроверка  на слайде 12. Ключи к тесту.

  1. Итог:

- Назовите личные местоимения.

  • В предложениях, чем могут быть личные местоимения?

 Рефлексия.

- Прошу вас проанализировать,  вспомнить всё, что мы говорили, повторили и рассказать по плану.   Слайд 13

 

Оценки: в течение урока вы оценивали свою работу. Теперь подведите итог и выставите общую отметку своей  деятельности на уроке. (  Вспомнить, а как найти среднюю отметку?)

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ»

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какое местоимение читается одинаково справа налево и слева направо?     (оно)
  • Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он)
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?  (2)
  • Какие два местоимения мешают движению на дорогах?  (ямы)
  • Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?  ( 7 – я)

Вопросы:

  • С помощью какого местоимения, человек указывает на самого себя?  (я)
  • С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?  (мы)
  • Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу, однокласснику?  (ты)
  • Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?  (вы)
  • С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре?  (он)
  • С помощью какого местоимения вы укажете на человека женского пола, который не участвует в разговоре?  (она)
  • Какое местоимение вы используете, если надо указать на предмет?  (оно)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

урок - обобщение

Технология урока

проблемно-диалогическая

Тема

Личные местоимения

Цель

обобщить и систематизировать знания детей по теме «Местоимение»

Метапредметные УУД:

Предметные УУД:

Метапредметные результаты:

 Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

 Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества- участвовать в парной работе

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Определять падежи, число, лицо местоимений

Оборудование

компьютерные технологии: note-book учителя, интерактивная доска «InterwriteDualBoard», note-book учащихся

презентация к уроку с заданиями и ответами,  карточки с заданиями, оценочный лист, «смайлики» для оценивания, сердца «Я+Я = МЫ»

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Компьютерные технологии

Организационный этап. Объявление темы урока

 Создание ситуации успеха для каждого

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

Психологический настрой.

Улыбнитесь, пожалуйста, мне!

Так, как вы ещё не улыбались.

Чтоб, как солнце яркое в окне,

Радость в моём сердце расплескалась!

Слайд 1

.

Постановка целей урока

  1. М. Чистописания.  

 На доске:  м  л  я  лм  мл  ля  ям  ла мы  яр вымыты

  • Сколько слов «спряталось» в слове ВЫМЫТЫ?  ( 3 слова: вы-мы-ты )
  • Какой   часть речи эти слова? (личные местоимения)  Почему так называются?
  • Что обозначают? Какое ещё местоимение записали?  (я)
  • Чем местоимения  являются в предложении?
  •  Как пишутся местоимения с предлогами?

- Может быть кто-то из вас догадался о какой части речи мы будем говорить, чему посвящён наш урок русского языка?

учащиеся списывают буквы, соединения  букв, слово

- О роли местоимения в предложении 

- О правописании местоимений с предлогами. 

-  Закреплять, обобщать полученные знания о местоимениях.

Слайд 2

Актуализация знаний

Игра «Четвёртое «лишнее»

Я, они, на, ты (предлог) 

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы  (имя существительное собственное)

Он, она, они, оно (множественное число)

Мы, я, вы, они  (единственное число)

Он, она, они, мы (1-ое лицо)

В каждой строке найдите лишнее слово и объясните свой выбор. ( объяснение по цепочке)

Слайд 3,4

Усвоение новых знаний

- А сейчас я предлагаю вам представить, что вы редакторы. Кто такой редактор?

  • «Редактор» - с латинского означает – приведённый в порядок текст.

- Прочитайте текст.

  • Чем может быть недоволен редактор в этом тексте?
  • На какое правило допущены ошибки? (правописание местоимений 3-его лица с предлогами)
  • Устраните ошибки и запишите текст в исправленном виде, употребив местоимения в нужной форме.

Физминутка  Пчёлка ( на экране) Слайд 7, 8

Устраняют ошибки и записывают текст в исправленном виде, употребив местоимения в нужной форме.

Звучит музыка , учащиеся смотрят на экран и выполняют зарядку для глаз вместе с пчёлкой

Слайд 5

Слайды 6

Слайды 7-8

Применение полученных знаний в новой ситуации

Работа с детскими нетбуками

 Рус.яз. 4 класс « Местоимения»

Словарная работа.  «Открой секрет»

-  Русский язык любит словарную работу. Предлагаю вам сыграть в игру  «Открой секрет»

- Какой секрет в этом упражнении?  (в словах спрятались местоимения)

- Что вы можете сказать о местоимениях второго столбика, на оранжевом фоне? (они стоят в каком-то падеже,  так как  местоимения склоняются по падежам)

  • В каких случаях мы в нашей речи используем местоимения ВЫ, а когда ТЫ?

Работа в парах. Раздаточный материал уже на столах.

- Как называются эти слова?
Физкультминутка  ( Мы капусту рубим, рубим ……)

Тест «Местоимение»  раздать каждому ученику.

Определи падежи – 6 задание, замени существительное подходящим местоимением

Ребята, задание на зелёном фоне – более лёгкое, на оранжевом – более трудное.  Выберите  для себя  подходящее.  Найдите и выпишите только местоимения.

- Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, где возможно – род.

Работа с детскими нетбуками

Слайды 9-10

Проверка  слайд 11.

Итоги урока. Обобщение полученных знаний

- Мы очень хорошо поработали, пришла пора подводить итоги урока.

Какой вывод можно сделать?

Рефлексия

На уроке я работал  …

 Своей работой на уроке я  …

 Урок для меня показался  …

 За урок я  …  Мое настроение  …

 

Оценочный лист

Задание

Оценка

1.

Чистописание

 

2.

 Игра «Четвёртое «лишнее»

 

3.

Отредактировать текст Самостоятельная работа

4.

Работа на компьютере

5.

Словарная работа « Открой секрет»

 

6.

Работа в паре

 

7.

Тест

 

 

Оценочный лист

Задание

Оценка

1.

Чистописание

 

2.

 Игра «Четвёртое «лишнее»

 

3.

Отредактировать текст Самостоятельная работа

4.

Работа на компьютере

5.

Словарная работа « Открой секрет»

 

6.

Работа в паре

 

7.

Тест

 

 

Оценочный лист

Задание

Оценка

1.

Чистописание

 

2.

 Игра «Четвёртое «лишнее»

 

3.

Отредактировать текст Самостоятельная работа

4.

Работа на компьютере

5.

Словарная работа « Открой секрет»

 

6.

Работа в паре

 

7.

Тест

 

 

Карточки для работы в паре

Вставьте  пропущенные местоимения.

Определи их число, лицо, если возможно – род.

Когда __ (… )  приедете?

 __ (…) нарисую елочку.

Почему __ (… ) улетают?  

 Куда __ (… ) идешь?

Завтра__ (… ) пойдем в кино. 

Какую задачу __ (…) решает?

Карточка для работы в паре

Вставьте  пропущенные местоимения.

Определи их число, лицо, если возможно – род.

Когда __(…)  приедете? 

__ (…) нарисую елочку.

Почему __ (… ) улетают?  

 Куда __ (… ) идешь?

Завтра__ (… ) пойдем в кино. 

Какую задачу __ (…)  решает?

 

БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ? ( работа в паре)

Задание: Каждый ученик в одном предложении  подчёркивает местоимение и передаёт следующему.

 1.  Я остановился в недоумении.

2.  Они тоже бывают разные.

3.  Поздравляем вас с праздником.

4.  Дружно пели мы песню.

5.  Видел ли ты  орла?

6.  Друзья очень ценят тебя.

7.  Вдруг она прыгнула в воду.

8.  Закинул он невод в море.

9.  Тут и выглянуло оно.

ТЕСТ

Местоимение (экспресс опрос.) Ф.И._________________________

 1. Укажи местоимения 1-го лица.

 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они

 2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

 

1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они

 3. Выбери местоимения 3-го лица.

 

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно   7) они   8) вы

 4. Личные местоимения употребляются  вместо...

 

1) имени  существительного;2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

 1) называют предметы; 2) указывают на предметы.

 6. Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.

1) Сказуемым

2) Подлежащим

3) Определением

4) Дополнением

Самоанализ урока

Тема: «Личные местоимения».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме

 « Местоимения»

Это заключительный  урок теме «Местоимения» в 4 классе по программе  А.В.Поляковой.

. На уроке была поставлена следующая цель:

Обобщить знания по данной теме.

Задачи:

Образовательные : 

отработать навык точного употребления в речи местоимений;

умение различать местоимения по лицам и определять падеж личных местоимений;

навык разделительного написания местоимений с предлогами;

Развивающие:

развивать интеллектуальные и практические умения детей;

развивать умение работать с текстами;

развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Воспитательные:

воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;

воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека;

воспитывать умение работать в группе, паре.

   Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач.  Свой урок я старалась построить так, чтобы дети сами сделали обобщение. На уроке применены современные педагогические технологии : технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

На уроке использовала следующие формы работы:

-индивидуальная

-работа в парах

-самостоятельная работа

-работа с личными компьютерами

  1. Задания носили развивающий, творческий  характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность. Я считаю, что это позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузок детей. . Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись. Приёмы и методы , применяемые на уроке были разнообразны. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду, перегрузки и переутомления не было. Поставленные задачи, на данном уроке мне удалось решить. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

  1. Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:
  • Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);
  • Рабочее место ученика;
  • Презентация к уроку: «Личные местоимения»;
  • Учебник  «Русский язык» 4класс;
  • Карточки для работы в группах;

.


 

 

На уроке я работал  …

 Своей работой на уроке я  …

 Урок для меня показался  …

 За урок я  …

 Мое настроение  …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....