Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Елина Елена Вячеславовна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с парными согласными  в корне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_a_kl.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

1 мин.

5 мин.

Игровая

ситуация.

12 мин.

Здоровьесберегающие технологии: поощрение учащихся в течение урока, предотвращение состояния тревожности,   страха.

Создание ситуации успеха.

1 мин.

Здоровьесберегающие технологии.

7 мин.

6 мин.

Личностно-ориентированное обучение, технология дифференциации.

5 мин.

Технологии индивидуализации и дифференциации.

2 мин.

1 мин.

Урок русского языка во 2 классе

(составлен по материалам  УМК «Школа России»

Урок № 137 в разделе «Корень слова. Однокоренные слова»)

    Тема:  Правописание слов с парными согласными  в корне.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Вид (форма) урока: практикум.

Используемые технологии (методики): личностно-ориентированное обучение, игровые ситуации, технология индивидуализации и дифференциации,  здоровьесберегающие технологии.

Цель урока:  усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

  1. Образовательные.

Продолжить формирование у учащихся опыта в правописании слов с парными  согласными в корне слова и умения подбирать проверочные слова разными способами.

  1. Воспитательные.

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство взаимопомощи, взаимовыручки; аккуратность, самостоятельность.

  1. Развивающие.

Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, орфографическую зоркость.

Оснащение урока:

Доска: таблица парных звонких и глухих согласных; плакат-рисунок («Корень слова»).

    Дидактический и раздаточный материал:  карточки для работы в  

   парах,  конверт с текстом письма; карточки с частями правил, с текс-  

   тами для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.

  1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

           Цель:  обеспечить мотивацию учения школьников, создание 

     благоприятной психологической обстановки.

1. Мобилизующий этап.

Учитель. Когда я сегодня шла на урок, меня остановил незнакомец очень странного вида, и вручил мне письмо.

Учитель читает письмо.

Дорогие ребята!

К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:

1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;

2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее - звучание;

3) прячутся в корне слова.

Тысячи учеников проливают слезы, стараясь отыскать этих невидимок.

Следствие поручено Корнею Корнеевичу.

Он просит найти среди вас помощников - секретных агентов, которые помогут отыскать и обезвредить этих нарушителей.

Начальник отдела по борьбе с нарушителями.

У. Какое странное письмо... А какими качествами должны обладать секретные агенты?

Дети. Быть наблюдательными, хорошо видеть и слышать.

У. Ну как, беремся за дело? Поможем Корнею Корнеевичу? Да вот и он сам!

Учитель показывает плакат-рисунок.

У. Я повторю приметы нарушителей, а вы подумайте, о чем идет речь. Итак: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее - звучание; 3) прячутся в корне слова.

Д. Это парные согласные.

У. Молодцы! Правильно. Именно о них пойдет речь.

2. Чистописание

Бб  Вв  Гг  Дд  Жж  Зз

У. Запишите эти буквы на первой строчке. Дети выполняют задание.

У. Какие звуки обозначают эти буквы?

Д. Это буквы, которые обозначают на письме звонкие согласные звуки. Они образуются с помощью голоса и шума, поэтому называются звонкими...

У. Запишите к каждому согласному пару.

Дети дописывают на второй строчке.

У. Что за буквы записаны во второй строке?

Д. Они обозначают звуки, которые образуются с помощью шума.

У. Эти звуки потеряли свой голос, поэтому стали глухими.

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний  

   учащихся.

 1. Словарная работа

У. Наши нарушители замаскировались, нужно их отыскать.

На доске.

[г о р а т]

[з а в о т]

[м а р о с]

- Кто отгадал слова?

Д. Город, завод, мороз.

У. Молодцы! Что это за слова?

Д. Это словарные слова.

У. Запишите их в столбик, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.

Один ученик работает у доски.

У. Какая еще орфограмма здесь встретилась?

Д. Парный согласный на конце слова.

У. Можно ли проверить этот согласный?

Д.  Да, можно.

У. Запишите проверочные слова.

Д. Город - города.

Завод - заводы.

Мороз - морозы.

- Какой способ проверки вы использовали?

Д. Изменили форму слова так, чтобы после согласного шел гласный.

У. Кто же помог нам обезвредить преступников?

Д. Гласный.

У. Какой еще способ проверки слов с парным согласным знаете?

Д. Можно подобрать однокоренное слово, такое, чтобы после согласного шел гласный или [н].

У. Допишите еще одно проверочное слово к слову мороз.

Мороз – морозы, морозный.

У. Отгадайте новые слова.

На доске.

озабвтерадк

Д. Обед, завтрак.

У. Подберите однокоренные проверочные слова для парных согласных и запишите эти слова.

Д. Обед - обедать; завтрак - завтракать.

У. Выделите корень.

Дети выполняют задание.

2. Формирование обобщенных понятий.

На доске - карточки с частями правил о безударных гласных парных согласных.

Карточка 1

Чтобы проверить безударные гласные в корне.

Карточка 2

Чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [н].

Карточка 3

Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так.

Карточка 4    

Чтобы проверить парный согласный в корне слова.

Карточка 5      

Чтобы на этот гласный падало ударение.

У. Наши нарушители продолжают заметать и запутывать следы. Они уже поняли, что вы научились их находить, но не хотят, чтобы вы научились их обезвреживать. Они перепутали правила. Расставьте все по местам.

Дети убирают лишнее, восстанавливают порядок. Хором читают правило.

IV. Физкультминутка

Дети хлопают в ладоши, если услышат слово с орфограммой - парным согласным.

У. Волк, весна, зуб, труд, вода, друг, роза, Саша, хлеб, лиса.

V. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

Цель: провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

1. Работа с учебником.

Упражнение  № 54, на с. 90.

(Дети работают самостоятельно, затем осуществляется проверка.)

VI. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

Цель: обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

У. А теперь вам самим предстоит обезвредить нарушителей. Прочитайте текст на карточках, найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите их в тетрадь без ошибок, подберите проверочные слова. Не забудьте подчеркнуть орфограммы,

Дети самостоятельно выполняют задание.

На листочках написан текст с пропусками (два уровня сложности), В одном 6 орфограмм, в другом - 8. Оставлено место для работы над ошибками.

Вариант 1

Уже потемнел снек. На реке треснул лет. Растаял снешный сугроп. Морос не щиплет детей за ноз. Это наступила весна.

Вариант 2

Уже потемнел снек. На реке треснул лет. Растаял снешный сугроп. Морос не щиплет детей за ноз. Дети сняли варешки и шупки. Это наступила весна.

VII. Контроль и самоконтроль ЗУН.

Цель: выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий.

- Спишите предложения, дополните подходящим по смыслу словом.

На доске.

                            На полях потемнел ...

                            Посинел на реке ...

                            Отступил злющий ...

Слабым учащимся учитель дает карточку со словами: лед, мороз, снег. После выполнения работы дети зачитывают свои ответы.

- Подчеркните парный согласный. Назовите проверочное слово.

Дети называют.

VIII. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса, отдельных учащихся.

У. Назовите еще раз приметы преступников.

Д. Звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума.

- Имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее - звучание.

- Прячутся в корне слова.

У. Еще раз скажите, кто вам помогал обезвреживать наших преступников - парных согласных в корне слова?

Д. Гласные.

У. Можете ли вы помочь Корнею Корнеевичу?

Д. Да.

У. Молодцы!

Выставляются оценки за урок.

IX. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Упражнение 58, стр.89.