конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc50.5 КБ
Office presentation icon integrirovannyy_urok_po_obucheniyu_gramote.ppt846.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по обучению грамоте(окружающий мир, развитие речи) по программе «Гармония»для 1 класса

Тема: Звуки [ж, ш ] и буквы Ж,Ш. Дикие животные

Составитель: Митрофанова М.М.

учитель начальных классов

с.Черноусово

2010г.


Пояснительная записка.

В методической разработке представлен интегрированный урок по обучению грамоте, развитию речи и окружающему миру для 1 класса по программе «Гармония»

Интеграция  предметов: обучение  грамоте, ознакомление с окружающим миром, развитие  речи.

Тема: Звуки [ж,ш] и буквы Ж,Ш. Дикие животные

Тип урока: объяснение нового материала

Вид: интегрированный

Триединая цель урока: формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение);  формирование навыка правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом; формирование навыка  звуко-слогового  анализа и синтеза.

Обучающая: закрепить знания парных согласных звуков [ж,ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш. Продолжить формирование понятия «дикие животные». Учить выразительному чтению.

Развивающая:  развитие внимания и наблюдательности над написанием слогов жи-ши, тренировки в обнаружении «опасных мест»; развитие познавательных процессов; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывающая: воспитание заботливого отношения к животным; привитие любви к  родному языку;  интереса к окружающему миру; духовно-нравственное  воспитание ребенка; формирование  культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Методы: эвристическая беседа, проблемно-иллюстративный, психолого-лингвистический, творческое чтение, ролевые  игры.

 Дидактические средства: «Азбука»: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в., « Ознакомление с окружающим миром», карточки для парной работы, мультимедиа.

Формы организации учебного занятия: парная, индивидуальная, индивидуальная

Ход урока.

I. Организация класса.

Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам совершить путешествие в зоопарк, и узнать о жизни животных.

1 слайд

Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. Самые старейшие  и большие зоопарки в Москве и Санкт-Петербурге.

2 слайд

Правила поведения в зоопарке.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Чтобы попасть на территорию зоопарка необходимо ответить на вопрос. Назовите недостающие парные согласные. Произнеси звуки. Скажи, какие из них звонкие?

3 слайд

б ? г ? ж ?

? ф ? т ш с

Назовите признаки «опасных» мест для согласных: конец слова, перед парной согласной.

III. Усвоение новых знаний.

На нашем уроке именинница буква Ж, узнаем какой звук обозначает эта буква и дадим характеристику звуку.

Отгадайте загадку:

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из, конечно, прав

Кто узнал, что он …

                               (жираф) 4 слайд

  • Произнесите это слово, назовите 1-й звук, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ж.
  • Назовите парный по звонкости и глухости, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ш.
  • Прочитайте пару по звонкости глухости: Ж-Ш.

Давайте прочитаем слоги:

5 слайд

жа     ша

жо     шо

же     ше

жё     шё

жу      шу

жи     ши

Какие буквы гласных звуков не образуют слогов с буквами Ж, Ш? (Я, Ю, Ы,Э)

6 слайд

 «Фотоглаз»

ужи   жили     жесть

уши   шили    шесть

Назовите в каждой из этих пар слов буквы, из-за которых получились разные слова. Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами.

  • В древнерусском языке звуки [ж,ш] произносились мягко, поэтому на письме в слогах –жи – ши- писали букву И. Так пишут эти слоги в ударном положении и сейчас, хотя произносятся твердо и в обозначении мягкости не нуждаются. Подчеркнем их как «опасное место» при письме. А кто понял, почему они еще «опасные»?

7 слайд

Прочитайте слова:

ежи, лягушка, моржи, мыши, ужи.

  • Как называют этих животных? (Дикие животные)
  • Укажи стрелками, где они обитают.  

           Лес      поле   море     болото

Укажите «опасные» места для согласных.

Чем различается жизнь диких и домашних животных?

8 слайд

Дикие животные обитают в лесах, на лугах, в водоемах, в почве. В отличие от домашних животных, они сами устраивают себе жилища, добывают пищу, спасаются от врагов. Помогает им отличное зрение, чуткий слух, острое обоняние

Физминутка «Бегает, прыгает, летает».  Воробей – прыгает, летает, карась – плавает, муха – летает, заяц – прыгает.

IV. Проверка понимания учащимися нового материала

С карточки прочитайте названия диких животных. Отметь + названия диких животных, которые обитают в твоей местности.

лось          олень          морж

тигр           заяц            суслик

лиса           белка          синица

медведь     дятел          павлин

волк           крот            лебедь

Каких диких животных тебе приходилось наблюдать в природе?  

Давайте подойдем к клетке с животным и прочитаем о нем. Я  - экскурсовод, а вы дети.

9 слайд

Ёж, лось, волк, лиса

Чтение хоровое диалога «Лиса и ёж».

Чем ежиный мех хорош? Как вы поняли?

Назовите слова, в которых есть один и тот же звук? (ёж, хорош) Назовите, какой буквой обозначается звук? Назовите признаки опасных мест.

Выразительное чтение диалога в парах.

V. Закрепление нового материала

Ситуация для обсуждения «Лесные жители»

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата.

Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.

Что ждет его у тебя дома?

Ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают: почему это зверек, несмотря о заботе о нем, вдруг гибнет?

Не находят люди лесных животных, а похищают.

Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, его никто не потерял и само оно тоже не потерянное.

10 слайд

Поле, лес, луг -  это родной дом животных, к жизни в котором они приспособились.

Запомните: красть из природы животных нельзя!

Хоровое чтение рифмовки с сочетание ЖИ-ШИ. Назовите слова с ударными «опасными» слогами в тексте.

VI. Информация о домашнем задании.

Составить ребус о диком животном.

VII. Итог урока.

Назовите, какие парные по звонкости и глухости изучили? Назовите признаки «опасных» мест для этих согласных. О каких диких животных вы узнали на уроке? Где обитают эти животные? Чем они отличаются от домашних животных?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: