Изменение имён существительных по падежам в единственном числе, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

1) создать условия для формирования представления об изменении имён

существительных по падежам; познакомить с терминами « склонение », « падеж »;

2) развивать умение выделять словосочетания с заданным словом,

сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах.

3 ) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Изменение имён  существительных   по   падежам  в единственном числе

( склонение ).

Цель: 1) создать условия для формирования представления об изменении имён

существительных   по   падежам; познакомить с терминами  « склонение », « падеж »;

2) развивать умение выделять словосочетания с заданным словом,

сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах.

 3 ) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный этап.

– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний.

1. Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная

работа.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Начнем урок как обычно с чистописания. (Слайд 5)

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)

Главная неизменяемая часть слова? (корень)

Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)

Изменяемая часть слова? (окончание)

Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)

Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)

В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)

Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.

Запишите это слово красиво на следующей строке три раза.

2. Давайте прочитаем стихотворение В.Лифшица, которое называется «Труд». На столах у вас возьмите карточку №1.

- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение?

Труд.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).

- Так о чём это стихотворение?

- В каких словах выражена главная мысль стихотворения?

- Какая часть речи преобладает в этом тексте?

 Кто догадался о теме нашего урока?

3. Вот уже несколько уроков мы работаем над этой большой темой.

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Выброс на доску:

Имена существительные

Обозначают: предмет

Отвечают на вопрос: кто? что?

Бывают: собственные, нарицательные

одушевлённые, неодушевлённые

мужской, женский, средний род

- Какие признаки имён существительных вы назвали?

Изменяются: единственное, множественное число

- Как называется такой признак имени существительного?

Роль в предложении: подлежащее,

дополнение, обстоятельство.

-Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках.

4. Выпишите из стихотворения 2 любых существительных, в скобках укажите их постоянные и непостоянный признаки.

Взаимопроверка 1.

- Оцените работу своего соседа:

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки - «3»

5 и более «-»

- У кого «5»? «4»? «3»? «-»?

- Какие знания и умения пригодились во время этой работы?

5. Сообщение темы урока и постановка цели.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?

- А хотите узнать о нём что-то новое?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем

существительным.

- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?

- А что это что-то новое, мы узнаем чуть позже.

6. У вас на столах возьмите карточку №2.

- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

Лиса.

По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

- Какое слово встречается в каждом предложении?

- Что заметили?

- А что было бы, если бы они не менялись? Почему?

- Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении.т.е. существует смысловая связь.

- Во всех предложениях выделите окончание в слове лиса.

Самопроверка.

Вывесить карточку лиса, лисы, лисе, лису….

Самооценка:

0 ошибок - «5»

1ошибки - «4»

2 - 3 ошибки - «3»

4 и более « -»

-У кого «5»? «4»? « 3 »? «-»?

-Что происходит со словом лиса в каждом предложении: словоизменение или словообразование?

- Почему изменяется окончание в слове лиса?

- Обратите внимание на карточку, где …… выделял окончания, записаны только слова, а не предложения, а окончания разные.

- Давайте ещё найдём причину изменений окончания.

- Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).

Вывод:Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на разные вопросы. (грамматическая связь).

- Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется  СКЛОНЕНИЕМ  (вывесить табличку  склонение ).

7. Вернитесь к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу существительное лиса в каждом предложении?

- Что нужно сделать, чтобы поставить вопрос к существительному?

- Выпишите словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). Выделите окончания.

Коллективная работа: (учитель выписывает на доске).

Бежит (кто?) лиса

Хвост (у кого?) у лисы

Хочется ( кому?) лисе

Увидел ( кого?) лису

Встречаться (с кем?) с лисой

Вспоминает (о ком?) о лисе

-Для чего выполняли это задание?

-А как называется такое изменение?

Вывод: Итак, изменение имён  существительных  по вопросам называется  склонением .

8. В русском языке существует 6  падежей . Прочитайте название этих падежей на ваших карточках-памятках.

Именительный падеж – кто? что?

Родительный падеж – кого? чего?

Дательный  падеж  – кому? чему?

Винительный  падеж  – кого? что?

Творительный  падеж  – кем? чем?

Предложный  падеж  –о ком? о чём?

- Почему каждый  падеж  имеет по два вопроса?

- Подумайте, посовещайтесь в парах.

И.п. в русском языке принято считать начальной формой, а все остальные  существительные  употребляются в косвенной форме.

- Для запоминания названия  падежей  есть такой детский стишок-шутка. Запомнишь его – запомнишь и падежи.

«Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку».

- Что вызвало у вас смех?

- К какому жанру относится этот стишок?

- Для чего придумали этот стишок?

-С чем мы сейчас познакомились? (вывесить табличку  ПАДЕЖИ ).

-А зачем нужны  падежи ?

-Правильно. И мы уже сказали, что изменение по вопросам – это  склонение , а можно сказать – это изменение  по   падежам .

9. – А хотите сами просклонять имя  существительное ?

- Попробуйте сами просклонять и выделите окончания:

 1вариант – слово коза

2 вариант - слово куст.

Самопроверка:

- Самооценка:

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4»  3  ошибки - «3»

- Для чего выполняли это задание?

- Сейчас вам будет предложено несколько заданий. Послушайте внимательно.

1. Просклонять  существительное . Выделить

окончание. Это самое лёгкое задание.

2. К главным словам подберите имена  существительные  и свяжите их при помощи вопроса. Это задание посложнее.

Спрятались (от чего?) ……………….

Говорим (о ком?) ………………

 3 . Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте  существительное , данное в скобках, в указанном  падеже . Если нужно, добавьте предлог, окончание у  существительного  выделить. Это самое трудное задание.

Ветка (рябина) (Р.)

Гулять (улица) (Д.)

Любоваться (снежинка) (Т.)

- Ещё раз посмотрите на задания и выполните то, которое вы выбрали. Почему?

Итог урока. Рефлексия:

- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое задание показалось трудным?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?

- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.

-Мне было интересно с вами работать. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.

Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Урок по русскому языку. 3 класс. Тип урока ОНЗ Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»

Конспект открытого урока в рамках семинара: "Конструирование уроков в начальной школе с учётом новых требований ФГОС "...

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива" . Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".В конспекте урока есть индивидуальная работа, работа в...

Конспект урока по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе; формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени.Планируемые ре...