"Понятие о местоимении", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

 1) Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с

предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,

орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;

3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу единство классного коллектива.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_mestoimenii.odt29.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема. Понятие о местоимении.

 Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

 2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с

 предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,

 орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;

3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу единство классного  коллектива.

Методы:

Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-

 поисковый, сравнение, обобщение.

 Формы: Коллективная, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

 Начинается урок.

 Ум и сердце в работу вложи,

 Каждой секундой в труде дорожи.

 Психологический настрой.

 Улыбнитесь, пожалуйста, мне!

 Так, как вы ещё не улыбались.

 Чтоб, как солнце яркое в окне,

 Радость в моём сердце расплескалась!

– Ребята, сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы. Но что это за тема вы узнаете позже, а сейчас – минутка чистописания.

II. Минутка чистописания

III. Словарно-орфографическая работа

На доске:

ап .етит ч. гун чес. ный ж . лезоплю. ж.латьове. грус.ныйуло. к.лометр д. ликатный

– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

– Какое слово получилось?

(Это слово путешествие.)

На доске: Путешествие

– Каким способом можно совершить путешествие?

(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).

– С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами ит.д.)

– Скажите лексическое значение слова путешествие.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

– Что можете сказать о написании этого слова?

(В слове путешествие пишется непроверяемая гласная е, окончание ие)

– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.

– Составьте предложение со словом путешествие.

Путешествие по выдающимся местам Астаны доставило нам огромное удовольствие .

– Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?

      (Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой “Местоимение”.

Тема нашего сегодняшнего урока: “Понятие о местоимении ”

Как звучит местоимение на казахском языке? (Есімдік)

Что вы знаете из курса 3-го класса об этой части речи.

Что мы должны знать?

Что такое местоимение?

 Как оно изменяется?

 Какую роль играет в предложении?

Чему должны научиться на уроке русского языка?

На доске: Местоимение

– Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём.

Физкультминутка

На казахском языке.

Загадка:

 Я делу отдаюсь сполна,

 Я заменяю имена,

 Я о себе такого мнения

 Огромна роль …(местоимения)

Эта часть речи называлась раньше. ( «Вместоимения» т.е.»вместоимени».Затем букваВ затерялась и осталось местоимение.)

Беседа о местоимении.

 Мир местоимений широк и разнообразен.Без местоимений нет языков.Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего же существуют местоимения в речи?

Они создают нам речевое удобство,так как экономят время.Они –как запасные игроки на  футболе,как дублёры в театре.

 Назовите личные местоимения.(Я,ты,вы,мы,он,она,оно,они).Эти местоимения указывают  на лицо,но не называют его.

Задание №1

Групповая работа

Прочитайте стихотворение.  Найдите  слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

Мы-друзья.

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе…

Отстаём!

Как называются слова, которые указывают на предмет, но не называют его?

Задание №2

 -В тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе.

 Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?

 Д. Тесто.

Уч. Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

 Д. Заяц. Это местоимение Я .

Уч. Следующая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы

 получить неодушевлённый предмет?

 Д. Мыло. Местоимение МЫ .

Уч. А теперь самая сложная загадка .Когда руки бывают местоимениями ?

 Д. Вымыты . Местоимения ВЫ МЫ ТЫ

Те , я , мы , вы , ты

 Уч. А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили ?

 Д. Местоимение ТЕ - это не личное местоимение. Это указательное местоимение .

- Какие ещё указательные местоимения вы знаете?

 Ответы детей (те, тот, такой, там, тут)

Задание №З (карточка на каждого ребенка)

Редактирование текста. Заменить некоторые имена сущ.местоимениями.

Лиса.

 Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле  редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий  слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

 Слова для справок: она, ей,у неё, она.

 Прочитав текст, что вам не понравилось? (Повтор слов.)

 Какие слова повторяются? (Лиса.)

 Как устранить ошибки? С помощью какой части речи?( С пом. местоим.)

 Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Проверка.

Физкультминутка.

Чудеса у нас на свете-

 Стали карликами дети,

 А потом все дружно встали,

 Великанами все стали.

 Задание №4

Отработка умений употреблять местоимения с предлогами.

 -Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями? ( Местоим. с

 предлогами пишутся отдельно. Местоимения третьего лица после предлогов

 имеют в своём начале н .)

Подошёл к (она) к ней (Д.п.)

Приготовил для (он) для него (Р.п.)

 Позвонил (она) ей(Д.п)

 Рассказывал о (они) о них (П.п.)

Возвратился с (он) с ним (Т.п.)

-Сравните написание местоимений . Сделайте вывод.

 Обобщение.

Итог урока.

 - Можно ли в речи обойтись без местоимений ?

 Домашнее задание.

 Тест по теме «Местоимения»

1.Обведи кружком правильный ответ :

 А) Местоимение обозначает предмет .

 Б) Местоимение указывает на предмет, но не называет его .

 В) Местоимение называет предмет .

 2. Подбери подходящие по смыслу предлоги:

 -------------меня , --------------тебе,---------------вас.

 3. Прочитай предложения . Вставь пропущенные местоимения :

 Отпустил ____рыбку золотую и сказал _____ласковое слово .

 4. Поставь местоимение в нужном падеже :

С (вы) ____________________

На (ты) ___________________

 О (они) ___________________

 5. Выбери местоимения 3-го лица . Обведи правильный ответ.

 1) Я , 2) ОН 3) ТЫ , 4) ОНА , 5) МЫ , 6) ОНО , 7) ОНИ , 8) ВЫ.

6. Предлоги с местоимениями пишутся … Обведи правильный ответ .

 1) Слитно

 2) Раздельно

7. Личные местоимения отвечают на вопросы:

 1) кто? что?

 2) какой? какая? какое? какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....