Урок русского языка 2 класс " Правописание суффиксов" УМК " Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ворошилова Тамара Николаевна

Урок для 2 класса с ууд с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip314.54 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Учитель:   Ворошилова   Тамара Николаевна  учитель начальных классов    МКОУ « Яновская   основная общеобразовательная школа»                                                                                                                                                    

Класс: 2

Автор учебника « Русский язык» УМК «Начальная школа ХХI века» С.В.Иванов

Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик-. Закрепление

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Методические приемы изучения темы: Наблюдение за правописанием суффиксов. Работа с алгоритмом правописания суффиксов – ек, - ик. Отработка правописания  суффиксов в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его  и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

 - строить рассуждения и сообщения в устной форме

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений закрепить, что:

-суффикс - это значимая часть слова;

- при если при изменении формы слова  гласный в суффиксе убегает, то пишем суффикс - ек, не убегает, то пишем - ик

-звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

-культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; учебные принадлежности обучающегося, инд. карточки для работы в паре; мультимедийный проектор, ноутбук .

                                   Ход урока

Ээтапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

11.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

И всё грамотно писать.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и поприветствуйте друг друга ладонями и помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы.  Пусть этот день несёт нам радость общения. Всё у нас получится.

Приветствуют учителя и друг друга

Проверяют готовность рабочего места.

Мотивация к учебной деятельности

2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

Запишем в тетради дату нашей встречи.

-Откройте учебник на с.125  и посмотрите , к какому блоку относится наш урок?

( Правописание)

-Какую главную цель мы ставим перед собой на уроках блока « Правописание»?

( Грамотно, безошибочно писать)

- Для чего это нам нужно?( Чтобы быть культурным человеком)

    А поможет нам на уроке  предмет, который вы должны отгадать. (слайд 2)

 Корень как в слове клубный, суффикс как в слове сырок.

   -Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать, а мы должны следовать за ним.

 Чтобы наш клубок не сбился с пути нужно помогать указать ему направление.

-Куда мы его отправим?

Записывают число и классная работа

Работают в паре

Умение сотрудничать со сверстниками

Планирование деятельности.

  1. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Сравнение. анализ

Анализ, сравнение

2.1

Чистописание

2.2.

Формулировка темы и целеполагание

- На минутке чистописания мы будем писать 19 букву алфавита. Какую? (слайд 3)

- Скажите, из каких элементов состоит буква С? Что вы можете сказать о написании этих букв (пишутся безотрывно)

- Какие звуки обозначает? ( согласный, мягкий парный, звонкий парный; согласный, твёрдый парный,  звонкий парный)

-  Пропишите строку, чередуя буквы.

Выберите самую похожую букву на образец, поставьте под ней точку.

- Составьте предложение, в котором все слова будут начинаться на эти буквы.

(Саша сшил себе сапоги. Света смешила  Славу.  и т.д.)

-Какому умению мы учились?

Катится клубочек дальше, но на дорожке встречает преграду из  рассыпавшихся букв. Поможем ему преодолеть её. Составим слова из этих букв.

Сфксфиу  суффикс фикус сук

-А что такое суффикс? (слайд 4)

- Наш урок относится к блоку правописание, поэтому попробуйте

сформулировать  тему урока (Правописание суффиксов). А чему мы будем учиться на уроке? (слайд 5)

Называют букву и дают характеристику звуков.

записывают в тетрадь буквы, составляют слова и записывают их в тетрадь, оценивают свою работу отметкой на полях

Ставят перед собой задачи на урок.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Постановка темы и целеполагание.

 

2.3Актуализация знаний

    -Катиться наш клубок, катиться, а на -встречу ему Кот в сапогах (слайд 6)

и просит нас с ним поиграть .

Дидактическая игра “Составь слова”. (На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.)

Слова: лес, изба, гора, чай.

 Суффиксы: ок,  ушк, , к,  ник,  ик,  ек.

– Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей):

– Был лес огромным, стал – лесок;

– В лесу на курьих ножках – избушка;

– Была гора, а стала – горка;

– Чтоб чай налить беру я – чайник;

 Получились новые слова: лесок, избушка, горка, чайник.

- К какой части речи относятся данные слова? (сущ.)

– Какие суффиксы остались? ( -ек,  -ик). Это орфограмма?

-Вспомним, правило о том,  как правильно писать суффиксы – ек, – ик. (Слайд7)

Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс.

Называют алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек

Умение классифицировать и определять критерий для классификации

Умение составлять алгоритмы

3. Этап закрепления знаний

3.1

Самостоятель-ная работа с последующей самопровер-кой по эталону.

3.2 Физминутка

Катится клубочек дальше, а навстречу ему Буратино. (Слайд 8)

 Что он держит в руках? (ключик)

- А что ключиком открывают? (замочек)

-Запиши эти слова в тетрадь, помня об орфограмме.  Выдели орфограмму. Проверь по слайду. Оцени свою работу на полях. (Слайд 9)

-Какому умению мы учились? Хорошо мы умеем писать суффиксы – ик-, - ек-?

Поработаем по учебнику.  Откройте  с.   125упр.1.

- Прочитайте задание.  Расскажите, как будете выполнять? (вспомним алгоритм правописания суффиксов – ек – ик)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, затем по образцу. (Слайд 10)

- Какому умению вы учились? Когда вы писали суффикс – ек-, -ик-? Оцените свою работу отметкой на полях.

- Отдохнем немного. Встали и  выполняем физминутку для тела и глаз по видео -минутке из info@ infourok.org

Запись слов, выделение корней и суффиксов

Отвечают на вопросы

Работаю в тетради, затем взаимопроверка и оценивание

Выполняют физминутку

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Самопроверка по эталону и самооценка

Умение сотрудничать с учителем

Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор

Взаимопроверка и оценивание работ

3.3 Устный диктант  с сигнальными карточками

 Покатился наш клубок дальше и ему навстречу Кот в сапогах, он  нес мешок, а в мешке была дыра, из которой рассыпались буквы и и е  (Слайд 11)

Поможем ему собрать их, вставляя в слова?

Даны слова:

Горош..к

нос…к

 веноч..к

 чулоч..к

 карандаш..к

 кирпич..к

звоноч…к

 Показывают карточки с суффиксами. В случае затруднения вспоминаем алгоритм проверки суффиксов.

Применение алгоритма для решения задачи

3.4 Работа в тетради

Работа в тетради с. 73 №3

Самостоятельно работают в тетради, оценивают свою работу.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Применение алгоритма для решения задачи. Оценивание.

3.5 Найди ошибку.

Катится наш клубок, катится и встречает  на своем пути Буратино, который задумался, как вы думаете, о чём? (слайд12)

- Верно, он задумался, что это? ( суффиксы)

-н-                - к-

  • ов-                 - оват-
  • еньк-            -ушк-

- онок-                 -ич-

-ёнок-      - евна-      -ович-

-Скажите, какое значение у суффиксов  -оват- .- еват-?( неполнота , чуть – чуть)

- Для чего используют суффиксы -ич-, ович-,-евна-,-овна-?

- Скажите, какие значения у суффиксов  - н,-к- , -ушк-,- ёнок, - онок,-еньк?

 ( уменьшительно- ласкательное)?

- Какую орфограмму мы знаем?(правописание –онок-, ёнок)

-У вас лежат карточки, поработайте в паре и найдите ошибки в написании суффиксов.

Стрижонок, бельчёнок, лисёнок, мышонок, утьёнок.

Вспоминают значение суффиксов и орфограмму « Правописание – онок-, - ёнок-, работают в паре, проверка по образцу.

  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Применение алгоритма для решения задачи.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Оценивание.

П4.Подведение итогов.  Оценивание

-Ребята, а наш клубок назад прикатился, только это уже не клубок, а клубочек. Запишите : клубок-клубочек.

- Чему нас учил сегодня клубочек?

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Какая работа была интересной?

-А что вызвало затруднение?

-Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности?

Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов? 

Подводят итог урока. Оценивают свою деятельност на уроке.

  Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

5. Домашнее задание.

1) № 2 с. 73  (тетрадь на печатной основе)

2) карточка

Записывают в дневник д/з

6. Рефлексия.

Синквейн.

- Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

 Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь  скучная.

Образователь

Выполняют задание, зачитывают

  1. Умение осуществлять логическое действие обобщение.