Урок русского языка в 4 классе « Правописание глаголов на тся и ться»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель: развивать умения обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glagolov_na_-tsya_i_-tsya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Правописание глаголов на тся и ться»

Цель: развивать умения обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов.

Формируемые УУД: п. — умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения; к. — речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. — соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; л. — освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.        Проверка домашнего задания

—        О чем говорится в предложениях, которые вы записали? (О птицах, о природе.)

—        Можно ли назвать их текстом? (Нет, они не связаны одной мыслью.)

—        Назовите все глаголы и их спряжение.

(Один ученик читает слова, остальные хлопком отмечают ошибки.)

—        Назовите все существительные и их падеж.

(Один ученик читает слова, остальные хлопком отмечают ошибки. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

2.        Орфографическая минутка

—        Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

•        (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить.

•        (Не)боги горшки обжигают.

•        (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца.

•        Авось да (не)бось — хоть брось.

•        (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки.

•        Своя ноша (не)тянет.

—        Спишите, раскрывая скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить?

—        Какое слово не подходит под это правило?

(Взаимопроверка.  Взаимооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

3.        Работа по карточкам

—        Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов, в скобках укажите неопределенную форму глагола.

Она изуча..т, он гон..т, они точ..т, она мечта..т, он обеща..т, она багрове..т, он зиму..т, она украша..т, оно выглян.т, он перестел..т, оно разруша..т, они закле..т, он выгон..т.

III.        Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Учиться всегда пригодится.

—        Что вы заметили?

—        Прочитайте тему урока, сформулируйте цели урока.

IV.        Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 170 (с. 103)

—        Прочитайте первые два предложения. Произнесите выделенные слова. (Слова произносятся одинаково.)

—        Что написано на конце каждого слова? (-тся и -ться.)

—        Прочитайте 3-е и 4-е предложения. Сравните их. Что вы заметили? (На конце слов -тся и -ться произносятся одинаково, пишутся по-разному.)

—        Как вы думаете, почему буквосочетания записаны по-разному?

—        Прочитайте объяснение профессора Самоварова. Скажите, правильно ли мы предположили?

—        Сделайте вывод: когда в глаголах мы пишем -тся, а когда — -ться?

(На доске составляют схемы.)

ТСЯ        ТЬСЯ

что делает?        что делать?

что сделает? что делают?

что сделают?        что сделать?

Грамматическая категория 3-е л. ед. ч. и 3-е л. мн. ч.        неопределенная форма глагола

V.        Физкультминутка

VI.        Закрепление изученного материала

1.        Работа по учебнику Упр. 171 (с. 103)

(Фронтальная работа. Ученики по таблице объясняют написание глаголов.)

—        Найдите в тексте и подчеркните изученные орфограммы. Объясните их написание.

2.        Выполнение задания из рабочей тетради Упр. 105 (с. 67)

(Самостоятельная работа. Проверка.)

—        Назовите глаголы, в которых вы написали букву ь.

—        Почему в этих словах вы написали ь?

(Самооценка.)

VII.        Рефлексия

Выборочный диктант

—        Выпишите из пословиц в первый столбик слова с сочстанием -тся, во второй — с сочетанием -ться.

•        Волков бояться — в лес не ходить.

•        Двум шпагам в одних ножнах не ужиться.

•        С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.

•        Где тонко, там и рвётся.

•        Слухами земля полнится.

•        Пуганая ворона куста боится.

•        В тихом омуте черти водятся.

•        Любишь кататься, люби и саночки возить.

•        Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

(Сверка с образцом. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

VIII.        Подведение итогов урока

—        Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания -тся и -ться?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь — упр. 104 (с. 67), 106 (с. 68). Дополнительное задание: найти пословицы и поговорки с сочетаниями -тся, -ться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Урок русского языка на тему "Правописание глаголов" 4 класс

Урок русского языка по УМК "Начальная школа XIX век"....

конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание глаголов"

урок русского языка для 4 класса  по теме "Правописание глаголов". + презентация к данному уроку...

Урок русского языка по теме: Правописание глаголов с изученными орфограммами. 4 класс

Урок вкючает такие задания на повторение:неопределенная форма глагола, спряжение глагола, число и лицо глагола. В конце урока небольшой тест. И ещё дополнительные задания к уроку....

Урок русского языка 4 класс. Правописание не с глаголами.

Усвоить правило правописания НЕ с  глаголами. Научиться применять правило на письме....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов" - 4 класс

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: Закрепление представлений о глаголах неопределенной формы, умения отличать её от других глагольных форм.Задачи урокаДидактические:Обобщить знания о значении глагол...