Наблюдение за словоизменением имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зиятдинова Гузель Рашитовна

Цели для учителя

  1. Образовательные:Наблюдать за ролью имен существительных в предложении, тексте.
  2. Развивающие: Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
  3. :Развивать устную и письменную речь учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных.

Цели для ученика:

1.Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов

2. Выполнение действий по образцу, алгоритму

3.Воспитывать внимательное отношение к окружающим; к слову.

Цели для учителя

  1. Образовательные:Наблюдать за ролью имен существительных в предложении, тексте.
  2. Развивающие: Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
  3. Воспитательные:Развивать устную и письменную речь учащихся

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Форма урока: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов

Опорные понятия, термины

- имя существительное;

- словоизменение;

- форма слова;

- однокоренные слова;

- изменение окончаний

Новые понятия:

- падеж;

- название падежей;

- вспомогательные слова;

- падежные вопросы.

Формы контроля

Взаимопроверка, индивидуальный опрос

Домашнее задание

Одно на весь класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Цели

Ι. Актуализация знаний.

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

Люди познаются в споре и в пути.

Д. Герберт

Обсуждение

Девиз

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

2.Языковая разминка

Запись под диктовку слов: Свобода, ужин, щётка, ежевика, свитер, телеграмма, ветер, индюк, тоска, егерь, лепесток, носорог, облако, енот.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Постановка учебной проблемы.

- Название пресс-конференции «Имя существительное».

Приглашаются знатоки нашей темы.

1.Что такое имя существительное.

2.На какие вопросы отвечает

3.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4.Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

5.Почему одушевленность – неодушевленность и род – это постоянные признаки имени существительного.

6.Изменение имен существительных по числам.

7.Какими членами предложения бывают имена существительные.

Выходят 3-4 человека, которые отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на нашей пресс-конференции должен был присутствовать зарубежный гость, но он почему-то не приехал. Однако я получила от него письмо.

- Ребята, посмотрите правильно написано письмо Джона?Есть ли смысл в этом письме?

-Что нужно изменить?

- Что же мы должны сделать со словом, чтобы получить правильный текст?

- Что значит изменить слово?

- В результате такого изменения получается новое слово?

Ученики читают письмо и обсуждают проблему. Слайд 5.

Нет, только форма этого слова.

Регулятивные УУД

1.Прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из  текста.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

Физкультминутка для глаз

ΙII. Открытие новых знаний.

1.Наблюдение за словоизменением имен существительных.

  1. Работа над упражнением 116.

- Почему эти слова выделены, и почему нас авторы просят обратить внимание на эти слова. Это одно и то же слово или разные слова.

- На какой вопрос отвечает слово – с цирком?

-Чем отличается от слова цирк?

- Что меняется в слове цирк – основа или окончание?

- Какие вопросы возникают?

  1. Работа по карточкам.

- Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.

- Обозначьте во всех словах окончание и основу. Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика? Сделайте вывод.

-  В зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного.

-  Изменение окончаний имён существительных нужно для связи слов в предложении.

- При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова.

Ученики читают текст про себя. Обратить внимание детей на выделенные имена существительные.

Работа в парах.

(с чем? – с цирком)

(Постановкой вопроса и окончанием.)

Ученики формулируют свои вопросы и сравнивают их с авторскими (с. 154)

Индивидуальная работа по вариантам.

I вариант.

Театр, в театре, около театра, с театром, театрал, театральный.

II вариант.

Сад, садовый, к садовнику, у садовника, с садовником.

III вариант.

Лес, лесок, лесной, лесник, в лесу, за лесом.

IV вариант.

Трава, в траве, травяной, травинка, травушка, на траве.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия 

Физкультминутка

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1.Первичное закрепление

1.Работа по учебнику.

Упр. 119 (устно) – чтение по одному предложению с комментарием.

Этапы работы:

- чтение предложения;

- вставить окончание;

- поставить слово в начальную форму.

Вывод: При постановке вопроса изменяется окончание, т.е. происходит словоизменение по падежам.

2.Работа с текстом определения.

- Прочитайте 1-ю часть определения.

- Какое это «такое изменение»?

- Прочитайте 2-ю часть определения. Что вы узнали про падежи?

- Что теперь хочется узнать?

Запомнить слайд 10

Дети работают по таблице под документ-камерой.

- Изменение по вопросам.

 Название падежей, чем они отличаются друг от друга.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий

V. Итог урока.

- Как называется словоизменение имен существительных?

- Какие падежи запомнили?

- Изменение имен существительных по падежам – это словообразование или словоизменение?

- Изменение по падежам.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке

VI.Рефлексия

Зеленый – все получилось.

Желтый – сомнения.

Красный – трудности.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

VII.Домашнее задание.

  1. Упр. 1. с. 134
  2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"

Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен ...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...

урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"

Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...