Рабочая программа кружка для 1 класса "Развитие речи. Штриховка"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливает необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности, направленной на развитие ключевых компетенций, через развитие речи и познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_razvitie_rechi.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Кружок «Развитие речи. Штриховка»

1 класс

Пояснительная записка

Введение.

Современный этап исторического развития характеризуется динамизмом, противоречиями, изменениями во всех областях общественной жизни. Перед образованием стоит задача подготовить человека, обладающего коммуникативными компетенциями, способностью целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и самореализации.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливает необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности, направленной на развитие ключевых компетенций, через развитие речи и познавательных способностей.

Ребёнок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год обучения в школе он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не всё гладко? А если у ребёнка есть определенные проблемы? Поэтому занятия на кружке  призваны помочь начинающему школьнику. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и начальный периоды. Для ребёнка хорошая речь — залог успешного обучения.

 Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:

            • Содержательность — соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.

            • Логичность, последовательность, чёткое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.

            • Точность — умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.

           • Выразительность — умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

        Ясность речи — это доступность её для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребёнок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребёнку в решении таких проблем — одна из задач кружка.

         Штриховка – развитие мускульной памяти. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Правила штриховки следующие: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца обучения на кружке. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Целесообразность.

В этих условиях актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по развитию речи и совершенствованию познавательных способностей.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью, в развитии познавательных способностей.

Направленность: предметный кружок.

Новизна данной программы в том, что внеурочная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения и работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 1 класса в возрасте от 6,6 до 8 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Форма занятий : кружок.

Режим занятий: 1 раз в неделю, 33 часа

Цель программы: формирование ключевых компетенций через развитие речи и познавательных способностей.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Расширять словарный запас.
  3. Формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
  4. Формировать способность находить нестандартные решения.
  5. Побуждать к самостоятельной работе с книгой
  6. Развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением.
  7. Развивать навыки рефлексивных действий.
  8. Развивать мелкую моторику рук посредством упражнений в штриховке.
  9. Воспитывать духовно-нравственные качества личности.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Курс «Развитие речи. Штриховка».

Личностные универсальные учебные действия

-положительное отношение к школе;

-знание основных моральных норм поведения;

-уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета

Регулятивные универсальные учебные действия

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в материале;

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

-ориентироваться в информационном материале, учиться осуществлять поиск необходимой информации;

-понимать знаки, символы, модели, схемы;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-принимать участие в работе парами и группами;

-воспринимать различные точки зрения;

-использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

-первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения;

-различать лексическое значение слов;

-различать предложения и слова;

-составлять предложения из слов, данных в начальной форме;

-различать синонимы, антонимы, многозначность слов;

-составлять текст;

-выбирать заголовок текста из ряда данных;

-учиться пользоваться орфографическим словарём.

-разработка мелких мышц руки;

-развивается умение логически мыслить;

-формируется устойчивое, сосредоточенное внимание;

-трудолюбие, усидчивость;

-формируется глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность;

-активизируются творческие способности.

Оценивание результатов

Динамика развития речи отслеживается технологическими картами:

  1. Технологическая карта №1 «Владение устной речью».
  2. Технологическая карта №2 «Формирование различных видов речевой деятельности младших школьников».

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и №33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Учебно-тематический план.

Программа состоит из следующих разделов:

«Развитие познавательных способностей»

  1. Задания на развитие внимания.
  2. Задания, развивающие память.
  3. Задания на развитие и совершенствование воображения.
  4. Задания, развивающие мышление.

«Речь»

  1. Речь. Техника и выразительность речи.
  2. Слово.
  3. Предложение и словосочетание.
  4. Текст.
  5. Культура общения.

       Содержание обучения проводится по следующей структуре:

- пальчиковая гимнастика;

- знакомство с буквой; - словарная работа в игровой форме;

- определение темы рисунка;

- составление рисунка и штриховка;

- составление текста-описания по рисунку;

- письмо буквы;

- подведение итога.

Методическое обеспечение

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности.

Данный курс построен на разнообразном материале, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Детям предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младшего школьника.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким

уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

Виды работ

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Создаёт положительный эмоциональный фон, включение в работу, подготавливает ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления(10-15 минут). Развивают необходимые качества, несут дидактическую нагрузку, углубляют знания ребят, выполнение творческих упражнений. Степень трудности заданий увеличивается от занятия к занятию.

Весёлая переменка (3-5 минут). Развивает двигательную сферу ребёнка, способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически - поисковые задания (10-12 минут). Предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, добывать новую информацию, пользоваться выразительными средствами русского языка.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Способствует повышению остроты зрения и снятию зрительного утомления, достижению состояния зрительного комфорта.

Графические диктанты, штриховка (10 минут).

В начале обучения важно «поставить руку». В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Штриховка подводит детей к пониманию симметрии, композиции.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно дети составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируется внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Приемы и методы организации кружка

  • Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
  • Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).
  • Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.
  • С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
  • Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
  • Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.
  • Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.

Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.

Список использованной литературы

  1. Игры и занимательные упражнения по русскому языку. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин 1-4 классы. Издательство «АСТ-Астрель» Москва;
  2. Развиваем способности детей. Н.К.Винокурова, Т.Б.Лифанова 1 класс. Издательство «РОСМЭН» Москва;
  3. Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф.Тихомирова. Издательство «Академия развития» Ярославль;
  4. Дидактические игры. Е.В.Карпова. Издательство «Академия развития» Ярославль;
  5. Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. М.А.Калугин, Н.В.Новоторцева. Издательство «Академия развития» Ярославль;

Тематическое планирование. 1 класс. 33 часа .

Дата

Номер
занятия

Тема обучения грамоте

Тема
занятия

Тема по развитию речи

 

1

Звуки гласные и согласные

Лес

Лексика и словообразование

 

2

Буквы а и о

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков,
составление словосочетаний

 

3

Буква ы

Шары

Образование множественного числа

 

4

Буква н

Порядок

Предлог на

 

5

Буква с

Самолет

Звук [с]. Лексика

 

6

Буквы к и т

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация

 

7

Буква л

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука

 

8

Буква р

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование

 

9

Буква в

Виноград

Использование предлогов, лексика

 

10

Буква п

Паук и Муха

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек

 

11

Буква м

Транспорт

Лексика по теме, словообразование

 

12

Буквы з с

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

 

13

Буквы б – п

Бабочка

Сочинение-описание

 

14

Буквы д – т

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

 

15

Буква ч

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение

 

16

Мягкие согласные звуки

День

Развитие мышления,
устное сочинение

 

17

Звук ш

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

18

Буква ж

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

19

Буква е

Елка

Составление пересказа

 

20

Буква ю

Клюква

Составление пересказа

 

21

Буква ц

Цыпленок

Составление пересказа

 

22

Буква щ

Щенок и щетка

Развитие мышления,
устное сочинение

 

23

Буквы ф – в

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

 

24

Буква я

Интонация.
Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение

 

25

Дифференциация
звуков
ц – ч

Часы

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

 

26

Дифференциация
звуков
с – ш

Мыши

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

 

27

Предметы

Кухня. Игровой материал

Лексика по теме, словообразование

 

28

Признаки предметов

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование

 

29

Действия предметов

Камень и львенок

Развитие мышления, устное сочинение

 

30

Составление текста из предложений

Космос, ракета

Развитие мышления,
устное сочинение

 

31

Русские народные сказки

Колобок

Составление пересказа

 

32

Русские народные сказки

Репка

Составление пересказа

 

33

Составление текста

Лето

Развитие мышления, устное сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка 4 класс. Развитие связной речи.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществ...

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....

Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...

Рабочая программа кружка «Секреты речи родного языка»

Рабочая программа "Секреты родной речи родного языка" для 1 класса.Направленность: естественнонаучная   Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьни...

Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс

Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ...