Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор/гар)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Табачнова Зоя Александровна

Данный урок проводится в конце учебного года, когда дети приводят в систему знания об изученных орфограммах и способах их проверки. Ранее они уже знакомились с нефонемными написаниями в окончаниях слов. Теперь им предстоит узнать о нефонемных написаниях в корнях слов (на примере корня гор/гар). Вначале урока дети вспоминают о типах орфограмм, используя тетрадь-справочник «Русская орфография». Затем демонстрируют умение пользоваться законом русского письма (так в учебнике назван фонематический принцип русского письма, по которому на письме передаются не звуки, а фонемы).По закону русского письма для проверки орфограмм слабых позиций необходимо так изменить слово, чтобы место звука слабой позиции занял звук в сильной позиции. Обнаруживается, что в слове загорел букву о нельзя проверить по сильной позиции (загар). В результате наблюдения и сравнения слов с корнем гор/гар дети самостоятельно приходят к выводу, что эта орфограмма  нарушает закон письма и пишется по специальному правилу. Но почему происходит так? В учебнике « Русский язык» В. В. Репкина в рубрике «Для любознательных» есть этому объяснение. Далее ребята применяют найденный способ действия, работая сначала в группах, потом самостоятельно (работа по карточкам с последующей проверкой в классе). В конце урока для самооценки детям предлагается использовать цветовой индикатор. Хочется отметить, что основная  цель урока - понаблюдать за орфограммой слабой позиции гласного в корне гор/гар и «открыть» способ её проверки. А отрабатывать эту орфограмму детям предстоит в 4 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Определение корня .Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка по теме "Определение корня .Безударная гласная в корне слова" по программе "Школа2100" Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять коре...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова»  на основе материала по устному народному творчеству...

«Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова»

Урок по теме: "Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова" проведён во втором классе ОС "Школа 2100" Конспект урока построен в соответствии с требованиями стандарта второг...

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку по теме "Обощение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова"...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...

Комбинированная работа по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в корне слова" 3 класс

Комбинированная работа позволит оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме....