Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Соломенкова Галина Васильевна

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.pptx1.36 МБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО ТЕКСТ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Слайд 3

Окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. А так же: - будем грамотно писать слова и сочетания слов; - поработаем с предложениями и с текстами; - узнаем новое об окружающем мире.

Слайд 4

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. ( лес)

Слайд 5

- будем грамотно писать слова и сочетания слов; - поработаем с предложениями и с текстами; - узнаем новое об окружающем мире.

Слайд 6

Л Е С л л л ле ле ле лес

Слайд 7

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА Лес, лес а, лес ник, лес ок, лес очек, лес ничий, лес овик, лес оповал, лес ной.

Слайд 13

Как называют лес с этим видом дерева? береза – ель – сосна – осина – дуб - березовая роща, березняк еловый лес, ельник сосновый бор, сосняк осиновый лес, осинник дубовый лес, дубрава

Слайд 14

Словосочетания Согласование березовая роща еловый лес сосновый бор осиновый лес дубовый лес

Слайд 15

Лес живет.

Слайд 16

Здесь промчался трусливый … Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой … Белочка грызет приготовленные летом … Стучит по стволу дерева … Проснулся в своей берлоге … заяц . лисицы . орехи . дятел . медведь .

Слайд 17

Мы к лесной опушке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Высоко мы так шагаем - Не споткнемся , не устанем

Слайд 18

1.Заколдован невидимкой. - 2.Могучий и крепкий. - 3.Береза распустила свои косы. + 4.Словно белою косынкой. - 5.Красив лес весной! +

Слайд 20

Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья. Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы. Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания.

Слайд 21

Стройная, с …………..ветвями, ………………… листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого. Берёза осваивает …………….пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Березы радуют нас своей ………………красотой. С ………………..времен на Руси славили березу в песнях и стихах, вокруг нее водили хороводы.

Слайд 23

Разноуровневые задания. 1 уровень. Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст. Деревья стоят словно в зеленой дымке. Как красиво в лесу весной! А под ними ковер из молодой травы. Весело щебечут птицы. Все рады приходу весны. Оживились и другие обитатели леса.

Слайд 24

Как красиво в лесу весной! Деревья стоят словно в зеленой дымке. А под ними ковер из молодой травы. Весело щебечут птицы. Оживились и другие обитатели леса. Все рады приходу весны.

Слайд 25

2 уровень. Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями . Волшебно преобразился лес весной.

Слайд 26

Домашнее задание по выбору : 1. Найти пословицы и поговорки, в которых упоминается лес или деревья. 2. Написать мини – сочинение «Люди не могут жить без леса, потому что….».

Слайд 27

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Слайд 28

- будем грамотно писать слова и сочетания слов; - поработаем с предложениями и с текстами; - узнаем новое об окружающем мире.

Слайд 30

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно . Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался . Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Слайд 31

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

Технологии:  информационно-коммуникационная, уровневой дифференциации, парной и групповой деятельности.

Урок. Русский язык.

                                                                                                                                                                   

Тема. Слово. Словосочетание. Предложение.  Текст.

Класс. 4

Учитель. Соломенкова ГВ

Тип урока. Обобщение и систематизация изученного материала.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением

презентации, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Технологии: информационно-коммуникационная, уровневой дифференциации, парной и групповой деятельности.

Оборудование: компьютер;

                           слайды;

                           индивидуальные карты для самостоятельной работы;

                           карточки с текстами;

                           сигнальные карточки;

                           «Толковый словарь», Ожегов;

                           оценочные таблицы.

Цель: обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи.

Учащиеся должны знать:

- слово, как единицу языка;

- словосочетания, типы словосочетаний;

- предложения, как единицу языка.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- свободно составлять словосочетания;

- использовать словосочетания в предложении;

- восстанавливать текст из отдельных предложений.

п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Организационный

момент

Создание эмоционального фона

-Что такое счастье? Что значит быть счастливым? –

-Счастье – это когда человек удовлетворен своей жизнью.

-Хорошая оценка, похвала учителя и родителей, можно ли это назвать счастьем?

-Что нужно сделать, чтобы с каждого урока вы уходили счастливыми?

-Желаю получить от урока удовлетворение.

-Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга, улыбнулись. Сядьте на места. Приятно видеть ваши улыбки. Я надеюсь, что урок принесет вам радость и удовлетворение от работы. Желаю успеха!

- Сейчас у нас урок русского языка. Чтобы определить тему урока нужно поставить слова в правильной последовательности с наименьшей единицы языка:

предложение

слово

текст

словосочетание

Тема урока: Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков.

А также:

- будем грамотно писать слова и сочетания слов;

- поработаем с предложениями и с текстами;

- узнаем новое об окружающем мире.

- С планом урока ознакомились?

Счастье - когда все здоровы, исполняются желания, нет войны, все получается, все живут в мире и согласии.

Ответы детей

(постараться, чтобы получить хорошие знания, а от этого удовлетворение)

Читают со слайда тему урока.

Отвечают «да».

2

Постановка темы и целей урока.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель.

- Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- По каким признакам вы узнали, что это лес?

- Как вы думаете, если мы возьмём слово лес, что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?

- Какое у вас настроение?

- Значит можно идти в гости?

Отгадывают загадку.

- Лес.

Дети отвечают.

Отвечают на вопрос.

3

Чистописание.

Отработка  навыков каллиграфии.

В гости мы идем к весне. Точнее в весенний лес

 ( слайд 1)

В него заходим….Вот первая молодая травка стоит ровными рядками. Давайте и мы напишем буквы так, чтобы все любовались ими.

Прописывают образцы.

4

Словарная работа.

Развитие словарного запаса учащихся.

- Молодцы, красиво получилось. Мы с вами в гостях у леса. Как вы думаете, какая часть главная, которая необходима  растению, чтобы оно жило, росло, радовало глаза людям?

- Правильно. Вот и у слов какая часть главная?

-Что такое корень?

Корни и однокоренные слова.

-Какие слова называются родственными или однокоренными?

- Подберите и запишите к слову лес родственные слова.

- Выделите в словах корень.

- Кто же объяснит, что означает слово «лес»?

- Давайте посмотрим в словаре, какое там дается объяснение.

Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве друг от друга с сомкнутыми кронами.

- Почти 1/3 часть всей поверхности суши на Земле покрыта лесами. Лес растет не везде, а только в тех местах, где много влаги для роста деревьев. Главные обитатели лесов – это, конечно, деревья. О них и загадки.

- Отгадки напишите в столбик с маленькой буквы.

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

 (слайд2)

По округе славится зелёная красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой.

 (слайд 3)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

(слайд 4)

Не берёза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

(слайд 5)

Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты…

(слайд 6)

- Как называют лес с этим видом дерева? Запишите.

(слайд 7)

Берёза – березовая роща, березняк.

Ель – еловый лес, ельник.

Сосна – сосновый бор, сосняк.

Осина – осиновый лес, осинник.

Дуб – дубовый лес, дубрава.

Отвечают на вопросы.

- Корень.

 

Записывают  однокоренные слова. Затем самопроверка по слайду.

Отвечают на вопрос.

Смотрят в словаре.

Отгадывают загадки:

- берёза;

- ель;

- сосна;

- осина;

- дуб.

Дети записывают.

Взаимопроверка по слайду.

5

Работа по теме урока.

Развивать умение составлять словосочетания и определять тип связи в них.

- Что можно составлять из слов?

-Что называется словосочетанием?

-Найдите словосочетания в ваших записях. Докажите.

- Какой тип связи слов в ваших словосочетаниях?

-Какой тип связи называется согласованием?

-Назовите другие типы связи.

Примеры на тему «лес»

- Лес живёт.

- Является ли данная пара словосочетанием?

-Что еще не является словосочетанием?

- Лес живёт. Почему я так говорю «живет»? Докажите, что я права.

- У вас на столах листы с заданием, надо оживить лес.

Задание1.

     Здесь промчался трусливый….. Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой….. Белочка грызёт приготовленные летом….. Стучит по стволу дерева ….. Проснулся в своей берлоге….

- Куда вы вставляли слова?

- Словосочетания.

Дети находят.

- Согласование.

-Нет, так как это подлежащее и сказуемое.

Дети отвечают и доказывают.

Работают на листах, проверка проходит по слайду, дети по очереди называют имена существительные.

6

Физминутка.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

 Высоко мы так шагаем –

Не споткнемся, не устанем.

7

Работа в парах.

Закрепление умений и навыков составления предложения

- Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. Вам предстоит не восстанавливать предложения, а, пользуясь теми словами, которые мы вспоминали сегодня, повторяли, узнавали, составить предложение о весеннем лесе.

- У какой пары есть желание прочитать своё предложение?

Синтаксический разбор предложений.

Ребята составляют и записывают предложение.

Выслушать ответы детей.

8

Работа в группе.

Закрепление знаний о предложении.

Работа с текстом.

- Что одному не под силу, то легко коллективу.

- Вы сейчас будете работать в группах. Работая вместе, вы должны решить, какие из записей являются предложением, тогда рядом поставите «+», а если вы считаете, что запись не является предложением – «-». Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним, что такое предложение?

Задание 2.

  1. Заколдован невидимкой.
  2. Могучий и крепкий.
  3. Береза распустила свои косы.
  4. Словно белою косынкой.
  5. Красив лес весной!

- Посмотрите на доску и проверьте, так ли вы выполнили задание.

- Слова мы с вами вспоминали?

- Словосочетания составляли?

- Предложения восстанавливали?

- Осталось с чем поработать?

- Правильно с текстом. Вы снова будете работать в группах. Подберите вместо пропусков подходящие имена прилагательные.

Задание 3.

    1. Стройная, с …………..ветвями, …………………листвой берёза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого.

     Берёз осваивает …………….пространства, вырубки, гари. Её………….сеянцы не боятся…………..солнца и ……………заморозков. Березы радуют нас своей ………………красотой. С ………………..времен на Руси славили березу в песнях и стихах, вокруг нее водили хороводы.

      2. Черешки листьев осины длинные, сплюснутые, поэтому листья очень неустойчивы и дрожат. «Боится» осина и ………………солнца, и безводья.

     Но у нее есть достоинства. Весной осина дает……………..мёд для пчёл. Зайчишки, олени и лоси любят……………..ветки и …………..кору. А бобры из ……………….осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы.

     Осины отсасывают избыток влаги и спасают почву от заболачивания.

Проверка.

Дети отвечают на вопрос.

Дети отвечают на вопросы.

Работают в группах, прямо на листочках вставляют подходящие слова.

Затем зачитывают получившийся текст перед классом.

9

Закрепление

(дифференцированная работа по разноуровневым заданиям)

Обобщать  и систематизировать знания детей о тексте.

- Следующее задание вы будете выполнять по своему выбору. Вам предлагаются на выбор 2 различных задания, прочитайте их и выберите для выполнения только одно из заданий..

Задание 4.

1-й уровень.

Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст. 

Деревья стоят словно в зеленой дымке.

Как красиво в лесу весной!

 А под ними ковер из молодой травы. Весело щебечут птицы.

 Все рады приходу весны.

Оживились и другие обитатели леса.

2-й уровень.

 

Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями.

     Волшебно преобразился лес весной.

Проверка 2-3 человек.

Дети читают и выбирают задание по своему усмотрению, работают на листах.

10

Домашнее задание.

- Домашнее задание тоже вам по выбору:

1. Найти пословицы и поговорки, в которых упоминается лес или деревья.

2. Написать мини – сочинение «Люди не могут жить без леса, потому что….».

Дети выбирают и записывают то задание, которое они выбрали.

11

Итог урока.

Рефлексия.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте прочитаем тему нашего урока. Что же вы вспомнили и  узнали нового на этом уроке?

- Лес – это целый мир. Днем и ночью в лесу слышатся шорохи. Только надо суметь услышать. Не откроет лес свои тайны равнодушному и безразличному человеку. Зато терпеливому и любознательному расскажет о себе все.

Посмотрите на эти книги, авторы которых оказались очень наблюдательными и лес начал открывать им свои тайны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...

Презентация по русскому языку по теме "Однородные члены предложения",4 класс

Презентация по русскому языку по теме "Однородные члены предложения",4 класс....

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Открытый урок по русскому языку на тему: « Слово и словосочетание». 3 класс

Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к др...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?"

Тренажёр предназначен для учащихся первого класса. Содержит теоретический и практический материал. Дети могут самостоятельно упражняться в изучении данной темы....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и словосочетание"

Тип урока: урок отработки умений и рефлексииТема: «Слово и словосочетание»...