Урок развития речи 4 класс Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Основные виды работы на уроке:

·        установление связи заголовка с темой и основной мыслью;

·        коллективное составление плана работы над сочинением;

·        самостоятельное составление плана сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи 4 класс

Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

Цели  и задачи урока:

  1. формирование умения составлять план работы над сочинением с учетом его вида;
  2. формирование умения передавать свое отношение к прослушанному произведению;
  3. формировать умения планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

Основные виды работы на уроке:

  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • коллективное составление плана работы над сочинением;
  • самостоятельное составление плана сочинения.

Фрагмент урока

  1. Вступительная беседа.
  • Мы знакомы с творчеством замечательного композитора, которого зовут Иоганн Штраус, а еще его называют «королем вальса».
  • Какую музыку он сочинял? (Он сочинял прекраснейшие вальсы.)
  • И один из этих вальсов - «Сказки Венского леса». Иоганн Штраус сочинил под впечатлением от чудесного леса под городом Веной, в котором он родился.
  • Мы сегодня на уроке прослушаем это замечательный вальс, и вы попробуете понять, что хотел выразить великий композитор своей музыкой, каков был его замысел.
  • Сегодня на уроке вы должны написать сочинение. Эта работа сложная. Необычная. На уроках развития речи при подготовке к изложению или сочинению, мы начинаем с самого главного? Кто скажет, с чего вы должны начинать работу? (Мы должны составить план действии при работе над сочинением.)
  • Какое действие будет первым? (Нужно прослушать вальс.)
  1. Прослушивание произведения.
  • Ребята, вам понравилось это произведение? (Очень понравился этот вальс.)
  • Что вам необходимо раскрыть в сочинении? (Тему и основную мысль.)
  • Какой будет следующий пункт плана работы? (Определю тему.)
  •  О чем будем писать сочинение, если оно так называется? (О том, что представили, слушая музыку, какие мысли и чувства возникли.)
  • Что мы только что определили? (Тему.)
  • Зачем мы определяем тему произведения? (Чтобы определить, о чем будет текст.)
  • Какое действие будет следующим? (Определю основную мысль.)
  • Зачем мы должны определить основную мысль? (Чтобы читающий смог понять, что мы чувствовали, слушая эту музыку.)
  • Какой будет следующий пункт плана? (Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким. Подумаю, какие слова и предложения особенно важно употребить в сочинении для раскрытия темы и основной мысли.)
  • Что будете делать дальше? (Определю части.)
  • А какие части будут вашем тексте? (Вводная, основная и заключительная. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.)
  • Что необходимо составить, чтобы у вас получился рассказ? (План сочинения.)
  •  Какой будет следующий пункт плана? (Составлю план текста.)
  • А что для этого нужно сделать? ( Нужно выделить главное в каждой части.)
  • Зачем выделять главное в каждой части? (Чтобы озаглавить каждую часть.)
  • Какой будет следующий пункт плана работы? (Выделю в частях главное и озаглавлю каждую намеченную часть.)
  • С чего же можно начать сочинение? ( С рассказа об авторе, рассказать, где и когда услышали вальс.)
  • О чем будете рассказывать в основной части? (О том, что представили, слушая музыку.)
  • Как можно закончить сочинение? О чем можно написать? (Сказать о чувствах, которые вызвала музыка.)
  • Озаглавьте каждую часть самостоятельно.

Далее на уроке было обсуждение самостоятельно составленных планов сочинений, проводилась орфографическая работа. Учащиеся обращали внимание на структуру и оформление предложений. Находили слова с изученными орфограммами,  объясняли их написание. Затем написали сочинения по составленным планам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")

Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1.      Формирование умения постро...

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

Урок развития речи. Тема: Сочинение «Верный друг» по серии картинок.

       Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, д...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...