Методическая разработка "Урока письма" во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Кравченко Ольга Николаевна

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Урок письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_vo_2_klasse.docx83.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

во 2 классе по теме «Письмо ветерану»

Цели:                                                                                                                                       1.Знакомство с жанром письма;                                                                                            2.Развитие речи учащихся, обогащение их знаний  посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста;                                                                     3. Развитие коммуникативной компетентности, культуры письменной речи, предоставление каждому ребёнку возможности творчески проявить себя.

Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: развивать умение передавать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.

Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

            Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Введение в тему (3 мин.)

         У: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. На сегодняшнем уроке развития речи нам предстоит совершить новые открытия, мы познакомимся с эпистолярным жанром. А чем он необычен, вы поймёте чуть позже. На моём столе лежит коробка. А что в ней находится, вы догадайтесь, прослушав необычную историю.

Однажды царю принесли подарки от вождей другой страны. Это были птица, мышь, лягушка и стрелы.

- Неужели они решили сдаться нам? – подумал царь. Мышь обитает в земле,  лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу!

   А мудрец сказал: скорее  всего, это послание надо понять так: «Если вы,  не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел».

 Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди изобрели  то, что лежит сейчас в коробке на моём столе.

У: Что лежит  в коробке?

Д: Письмо.

У: Верно догадались. Какая тема нашего урока?

Д: Сегодня будем говорить о письмах.

 У: Да, мы с вами будем учиться писать письма. На уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром, с основными элементами письма, попробуем написать письма.  

        Ребята, а вы видели когда - нибудь письма в конверте? Какие бывают письма?

Д: SMS, письма в электронной почте. Письма в конверте, которые присылают по почте маме на работу.

III. Актуализация знаний. (10 мин.)

У: Прежде чем начать разговор о письмах, следует сказать, что у самой почты, без которой не было бы всего остального, огромная история, предлагаю познакомиться с ней.

Давайте послушаем сообщение Даши С.

Даша С.: 3-4 тысячи лет тому назад люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. На куске дерева, на коре, на бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов. С их помощью сообщались важные новости. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки.

У: Предлагаю вам поиграть в игру «Прочти, что написано». Работать будем по командам. Каждая команда получает лист с заданием. Вы должны посовещаться и прийти к единому мнению, что же записано с помощью рисунков.                      

   

Д: …        

У: Итак, смысл данного послания каждая команда расшифровала по-своему. Какой вывод можно сделать?

Д: Такое письмо нельзя прочитать точно.

У: А теперь давайте послушаем сообщение Егора С.

Егор С.: Почтовый конверт — это сорочка письма - столь образное и точное определение дал почтовому конверту в своём «Толковом словаре» Владимир Даль.

Поначалу письмо обходилось без одежды. Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу.                                                        Такое письмо в повседневной жизни было не очень удобно. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Они изобрели алфавит, которым мы пользуемся  сегодня.                                

А вот новый материал для печатей – сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название “испанского воска”. Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления.

Российская почта до сих пор применяет сургуч для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей.

В годы Великой Отечественной войны были письма-треугольники — конверт был объединен  с письмом.

         Сейчас тайна содержимого конверта строго охраняется законом. Почтальон не имеет права ни на секунду оставить сумку, а выемка писем механизирована, чтобы уберечь их содержание от любопытных взглядов.

У: Ребята,  что вас удивило? О чём раньше не слышали?

У: Давайте проведём эксперимент: попробуем по почерку человека рассказать об авторе письма. Какой это человек? (Предлагается письмо или отрывок, написанное красивым, ровным почерком)  

Д: Аккуратный, организованный, всегда стремится к намеченной цели, любящий и заботящийся о своих родных.

У: Как  нам  удалось описать качества незнакомого человека?

У: У каждого свой почерк, который помогает узнать о «хозяине» письма.

У: Может ли так о хозяине рассказать электронное письмо?

Д: Нет.

У: Поднимите руки те, кто пишет или получает электронные или SMS – письма? Чем SMS – письмо отличается от обычного рукописного письма?

Д: …

У: Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что письмо  относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.    

IV. Словарная работа   (4 мин)

У: Давайте подберём однокоренные слова к слову письмо.

У: А что такое однокоренные слова?

Д: …

У: Откройте ваши тетради, положите их под наклоном.

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ                                                                                                                            Локти? У КРАЯ
   Спина? ПРЯМАЯ.

У: Тогда начнём  работать!

ПИСЬМО - роспись, пропись, приписка, расписка, выписка, писатель, запись…

- Подчеркните в словах «ошибкоопасные» места, выделите корень.

V. Объяснение нового материала. (7 мин.)

У: А приходилось ли вам раньше писать письма?

Д: Нет.

У: А получать?

Д: Иногда, от бабушки.

У: Перед нами стоит новая задача. Сформулируйте её.

Д: Научиться писать письма.

У: А сейчас мы познакомимся с правилами написания письма.

У каждого из вас на столе листок с  правилами. Обсудите и придите к единому мнению. Если вы согласны с высказыванием, то ставьте в пустом окошечке  знак «+», если не    согласны, то «-»

1.Пиши письмо аккуратным почерком,  без исправлений.  

2. Для письма используй чистый лист бумаги.  

3.Не читай чужих писем.  

4. Каждую часть пиши  с красной строки.  

5. Не используй в письме слова, значение которых ты не знаешь.  

6. Начинай письмо с приветствия.  

У: Ребята, найдите и зачитайте 6-й  пункт в  правилах написания письма.  

У:  Подумайте, какое приветствие вы выберете, если ваше письмо будет адресовано:

  • родителям  (Милая мамочка! Любимый папуля!)
  • бабушке, дедушке (Дорогие бабушка и дедушка!)
  • учителю (Уважаемая ….!)
  • другу или подруге  (Привет, Женя!)
  • инопланетянину.

Д: …

У:  А какое приветствие было бы приятнее лично тебе?

Д: …

У: А сейчас прочитайте 4-й пункт в  правилах написания письма.

Д: …

У: Как вы думаете, из каких  частей состоит текст письма?

Д: Начало, основная часть, концовка.

У:  Физминутка. (1 мин.)

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз - это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
 

          Загудел паровоз и вагончики повез,

          Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

          Далеко я укачу.

          Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

          Письма и газеты везут, везут, везут.

VI. Первичное закрепление. Работа по командам. (4 мин.)

У: Прошу найти приветствие, основную часть и заключительное слово.

У: Прочитаем письмо, которое вы видите  на доске.

Милая моя Танюшка!

               Поздравляю тебя с днём рождения. Хочу, чтобы ты никогда не болела и  чаще  бывала  у нас в гостях.

Я по тебе очень скучаю! До свидания !                                                                           Твоя сестра Маша. 1апреля 2014 года.

У: 1. Зачитайте слова, которые относятся к приветствию.

     2. Зачитайте основную мысль письма.

     3. Зачитайте слова, относящиеся к заключению.

     4. Что относится  к подписи и дате?

VII. Творческая работа (10 мин.)

У: А сейчас, ребята, я предлагаю вам написать письмо ветерану ВОВ. Расскажите ему как вы живете, чем занимаетесь, за что ему благодарны. Посмотрите, вот как выглядят фронтовые письма.

1. Подготовка к записи текста, составление плана письма.

На доске слова: Здравствуйте, до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой.

 У: Что можете сказать об этих словах?

Д: Это вежливые слова. Они нам пригодятся, когда мы будем писать письмо. Нам необходимо составить план, по которому будем писать (составление плана, запись на доске).

План письма:

1.Приветствие.                                                                                                               2.Основная часть письма.                                                                                   3.Заключительное слово.                                                                                                       4.Подпись. Дата.

У: Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

У: В вашем распоряжении словари, карточки со сложными словами и выражениями.

2. Написание письма.

    Звучит музыка, дети самостоятельно работают в тетрадях.

VIII. Чтение работ, обсуждение (4 мин.)

У: К сожалению, в нашем селе не осталось ветеранов - участников ВОВ. Но есть вдовы ветеранов и труженики тыла. Давайте вместе отредактируем наши письма, выберем самое удачное и напишем одно письмо от 2 класса  МКОУ СОШ № 11, оформим его в кабинете информатики и отправим к 9 мая.

Этой работой мы займёмся завтра, а сегодня дома расскажите о нашем уроке родителям, посоветуйтесь, подумайте вместе, о чём ещё можно написать участнику ВОВ

IX. Итог урока.(2 мин)

У: Какие открытия сегодня каждый из вас сделал? Что расскажете дома родителям? В начале урока мы ставили перед собой цель: познакомиться с эпистолярным жанром. Достигли мы её?

Д: Да.

У: Конечно, это только первое знакомство, но, надеюсь, что каждый из вас теперь с удовольствием будет писать письма, отправлять открытки и радовать своих родных и близких вниманием. Совсем не обязательно, чтобы адресат был где-то далеко. Пишите письма, общайтесь с удовольствием. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.

Интернет ресурсы

1.http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA#urlhash=5879281770200491885

2.http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA

3.http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0++%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA

4.http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA#urlhash=2173003570238922151

5. http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22

6. http://festival.1september.ru/articles/569878/

7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-otkrytogo-uroka-po-russkomu-yazyku-vo-2-klasse-ya-prosto


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс-презентация методических материалов «Мой класс» Номинация"Формирование активной жизненной позиции "

Автор: Бычкова Лидия Владимировна Конкурс-презентация  методических  материалов " Мой класс" Номинация "Формирование активной жизненной позиции"Цель:представить деятельность классн...

План работы Методического объединения начальных классов

Цель методического объединения учителей начальных классов:   Создание условий для развития личности, способной к самореализации. Индивидуализация и дифференциация обучения.  Зад...

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Логика. Методическое пособие. 3 класс.

Дается  разнообразным способом построить вопросы;   сформировать и развить умение получать информацию с помощью вопросов; обучить выделению существенных признаков предмета и поиску...

Методическая разработка (1 класс) на тему: "Прощай, первый класс!"

Сценарий праздника "Прощай, первый класс!"...

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....

Методическая разработка Мастер-класса для 4 класса "Быть вместе-это искусство"

Развитие и воспитание  толерантной культуры  на основе рефлексивного мышления....