Конкурс-презентация методических материалов «Мой класс» Номинация"Формирование активной жизненной позиции "
статья (4 класс) по теме

Бычкова Лидия Владимировна

Автор: Бычкова Лидия Владимировна

 Конкурс-презентация  методических  материалов " Мой класс" 

Номинация "Формирование активной жизненной позиции"

Цель:представить деятельность классного руководителя по  формированию активной жизненной позиции учащихся в системе работы с классом.

В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Это и выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к учёбе.

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konkurs-prezentatsiya_metodicheskih_materialov_moy_klass.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гербаевская основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Краснозёрского района  Новосибирской области

                        Конкурс-презентация  методических  материалов

                                                                                                                              

                                                      Номинация

   

 Автор: учитель начальных классов  Бычкова Лидия  Владимировна 

  Адресная группа: учащиеся 1-4классов

С 1992 года я работаю учителем начальных классов в Гербаевской основной общеобразовательной школе. Стаж педагогической работы -17 лет. Стаж классного  руководства-17лет.

По итогам аттестации 2009года имею вторую квалификационную категорию.

2004год  - грамота  администрации  Краснозёрского района Новосибирской области

2009год-грамота администрации  Краснозёрского района Новосибирской  области            

                 

                      

                                      Пояснительная записка

« Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить никогда – нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам», -говорил Ш. Амонашвили.

Общеизвестно, что дети школьного возраста активны и любознательны. Они начинают искать своё место в жизни. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят иметь своё интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться. Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.      

       Я решила воспитательную работу организовать так, чтобы у детей были реальные дела, отражающие жизнь общества. Дела, полезные им и окружающим, с опорой на самоуправление, дающие возможность каждому ребёнку раскрыться, показать свои возможности. Дела, в которых создаются условия, где каждый мальчик и девочка смогут реально участвовать в значимых для себя и общества делах.

    Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, конкурсах - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

                     

                       Обоснование актуальности темы.

В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе. Ребенок должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки.                                                                                                     Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться. Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.

            Формирование активной жизненной позиции

Для начала, дадим  определение активной жизненной позиции. В толковом словаре под редакцией Пономарёвой, дано объяснение активной жизненной позиции. Активная жизненная позиция- это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Раскрывает в меру её участия в решении общественно-значимых задач, способ участия в жизнедеятельности общества. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости  и  социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества. Жизненная позиция рассматривается как интегральная духовно-практическая и предметно-практическая характеристика личности. Жизненная позиция – сложное структурное образование, объединяющее внешние привлечения и внутренние механизмы активности личности. Внешние – это позиционная отношенческая цепочка: «взгляды – убеждения – социальные умения – действия». Внутренние – выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов – убеждений – социальных умений – действий». Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.                                                                                                               Различные приемы и методы работы по формированию активной жизненной позиции помогают создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждение себя в мире.                                                                                                                                    

 В школе должна  осуществляется постоянная связь учителя с  учащимися и их родителями. Добиться максимальных результатов можно  только при активном взаимодействии педагогов, учащихся и их родителей. Только таким образом сами взрослые будут являться примером активной жизненной позиции для детей.

                                              Цели и задачи

Цель: представить деятельность классного руководителя по  формированию активной жизненной позиции учащихся в системе работы с классом.

Задачи:

  • стимулирование познавательной активности учащихся;
  • способствовать развитию ребёнка, как личности;

  • привлечь максимально большее количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни;

  • формировать гражданскую, патриотическую позицию возможностями детского коллектива;

  • создание  условий  для  интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

  • создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нм.

С целью достижения поставленных задач по формированию активной жизненной позиции  использую различные методы. Среди ведущих методов такие, как информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, коллективные творческие дела.

                            Основные виды деятельности:

  • классные часы;
  • экскурсии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • театрализованные представления;
  • коллективное творческое дело;
  • развивающие методики;
  • выставки  рисунков, поделок;
  • уроки здоровья, уроки общения;
  • беседы.

                   

В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Это и выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к учёбе и так далее.

Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребёнка?

Уже в младшем школьном возрасте необходимо предоставлять детям больше возможностей самим, быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу о коллективе.  Я, как учитель, должна создавать детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передавать в руки ребят функции самодеятельного управления. В работе с детьми  я придерживаюсь принципа: всё, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в жизни класс, в распределении обязанностей и в контроле за их выполнением имеет важное воспитательное значение; дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция.

Принципы, которые  я использую в  построения воспитательной работы.

Принцип открытости

Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела

Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности

Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

Принцип свободы участия

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

Принцип обратной связи

Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

Принцип сотворчества

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы,  стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей, друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции  силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Я, как классный руководитель должна видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип системности

 Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

С первых дней сентября я  начинаю относиться к ученикам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе – общей жизни класса, как учебной, так и не учебной. Я  помогаю ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своём классе, школе, близких людях, родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо.             Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Творческий коллектив – вот главный путь формирования у учащихся активной жизненной позиции. И начинать работу по созданию такого коллектива необходимо как можно раньше, с первых же дней пребывания ребёнка в школе.

Как я начинала работу по созданию такого коллектива?

4 класс, в котором я работаю сейчас - класс, который  оставляет во мне не просто какой-то след. Каждый коллектив, как и этот, не был для меня простым этапом. Это для меня жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.      

А все начиналось как обычно. В  2006 года я набирала свой очередной первый класс. Первого сентября в школе проходила общешкольная линейка. Мы первый раз вышли на сцену с пышными букетами цветов, с огромным волнением читали стихи о школе, о первом классе. В этот день состоялся наш успешный дебют. В дальнейшем нам это помогло. Сам класс оказался  небольшим, в нем 6 человек:4 девочки  и 2 мальчика.

 

         

     У детей  был разный уровень воспитанности и подготовки к школе. Все, кроме одного мальчика, посещали детский сад, но ребята быстро приняли его в свой коллектив. Особенно выделялись  девочки,  каждая из которых хотела быть  лидером в классе. Хотя детей в классе было мало, работа предстояла огромная. Надо было научить, как сидеть за партой, как поднять руку, как выйти к доске.  Передо мной стояла задача - объединить  в коллектив разных по характеру и по интересам детей и обеспечить комфортное существование каждого ученика в коллективе. Но мои дети стали быстро осваивать в школе азы.

     Ещё до поступления в школу  ребят я занималась сбором  информации о каждом ребёнке. С этой целью посещала семьи детей , занятия в дошкольном учреждении. Ребята оказались очень подвижными и любознательными. Я решила использовать это для достижения  воспитательных целей, а именно  начать работу по формированию активной жизненной   позиции.

 Прочитав  много литературы, познакомившись  с опытом работы педагогов старшего поколения, опытом современных педагогов, и обсудив проблему с педагогами своей школы, я  решила построить свою воспитательную работу по тематическим периодам. Каждый из периодов посвящается теме комплексного воспитательного значения, теме, которая даёт возможность решать различные воспитательные задачи (нравственные, трудовые, эстетические, физические, патриотические).

Каждый тематический период я начинала с коллективного планирования. Для этого класс  получает задание – подумать, что интересного и полезного можно сделать для себя и других в определённый период. Задание даётся на 1-2 дня, чтобы каждый ребёнок мог посоветоваться с родителями. После этого на классном часе, где могут присутствовать и взрослые, ребята предлагают свои предложения.  Каждое из предложений можно строить по плану, например:

  • Что и для кого сделаем?
  • Кому это принесёт радость?
  • Когда сделаем?
  • Кто будет участвовать?

Моя задача - собрать воедино все  высказывающиеся позитивные решения и направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них. Каждый  ребёнок должен видеть, что его мнение услышано, с ним считаются. Вызванное этим чувство удовлетворения поможет ученикам активнее взяться за выполнение решения. На собраниях ученики не только получают опыт решения проблем, но и утверждаются во мнении о том, что они несут ответственность за принятые решения. Контроль и необходимая помощь  должны быть незаметны для ребят или не вызывать у них протеста.

(Приняты на собрании учеников и родителей в октябре 2006 года)

  • Мы самые дружные!
  • Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.
  • Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.
  • Мы никого не обидим. Мы с удовольствием поможем всем, кто нуждается в нас. Нужна помощь - обращайтесь!
  • Ищи свою цель жизни, добивайся ее исключительно благодаря уму, знаниям, способностям;
  • Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
  • Уважай себя, тогда тебя будут уважать другие.
  • Мы любим нашу малую родину и сделаем её краше!

 Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку.  Если к плану, составленному классом, добавить общешкольные дела, то можно увидеть тесную взаимосвязь всех воспитательных задач. Такое единство разных направлений воспитательной работы предполагает творческую заботу учащихся вместе с учителем, родителями друг о друге, о близких и далёких людях, т.е. осуществляется комплексный подход к воспитательному процессу. Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Они учатся строить свою жизнь так, чтобы она была интересной. Дети учатся жить с пользой.

     После проведения мероприятия  я предлагаю обсудить вместе с детьми,   что получилось, что можно было сделать лучше. Постепенно они учатся не только планировать свою работу, но и обсуждать, анализировать. В классе формируется атмосфера дружелюбия, коллективной заинтересованности в успехах одноклассника, самоуважение. Подводя итоги первого года обучения я выяснила, что проведённые  мероприятия и праздники дали возможность увидеть творческие способности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей  между собой и взрослыми. Выяснилось, что  все дети с удовольствием принимают участие в жизни класса и школы. Ребята стали более  сплочённее, спокойнее, в классе стало меньше ссор, споров.        Особенно хочется рассказать об утреннике «Прощай, 1 класс». На нём были подведены итоги первого года обучения в школе. Ребятам были вручены дипломы об окончании 1 класса,  каждый ученик был представлен к награде (по номинациям). Большую помощь в проведении оказали родители. Они участвовали в подготовке концерта, украшали зал, Новикова Л. А. провела для ребят конкурс «По дорогам сказок», вручила всем медали «Активные  читатели».

               

   

В 2008-2009г учащиеся были  активными участниками  внутришкольной  экспериментальной площадки  «Любовь к Родине начинается с любви к родному краю». Учащиеся с большим желанием принимали активное участие во всех проводимых мероприятиях. В работе площадки принимали участие и родители. Так совместно с родителями  были посажены саженцы сосны в школьном саду.

                 

                    Посадка саженцев сосны (2008г.)

                       

         В 2008 -2009  учебном году  была проведена большая работа к 64- летию Победы в ВОВ. Был проведён конкурс рисунков «Я вижу мир». Также ребята участвовали в операции «Помоги ветерану». Ребята посетили ветеранов ВО войны, поздравили с Днём защитника Отечества. Эти  встречи позволяют познакомиться с людьми, у которых за плечами подвиги в годы ВОВ. Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других. Такие встречи являются одним из источников обогащения духовно мира учащихся и способствуют  развитию у школьников нравственного сознания и поведения.

             

        С Днём защитника Отечества, дорогие ветераны!(2009г)

           

                Утренник «Наши славные прадеды!»

      В мае 2009года   были  проведены  классные  часы  «Поклонимся великим тем годам», «Наши славные прадеды!», на которых ребята узнали о тяжестях военных лет, которые перенёс русский народ, во времена ВО войны, ребята  рассказали о своих прадедах, участниках ВОВ.                              

 Огромная работа проводилась по развитию эмоционально – чувственной сферы личности. Наиболее удались такие мероприятия, как Дни именинника, на которых детям были приготовлены презентации в подарок, с использованием мультимедийной установки. Дети  готовили подарки, сюрпризы.

Праздник 8 Марта был проведён в такой задушевной атмосфере, что  слезы катились из глаз мам. Для мам и девочек была показана презентация «Время

дарить цветы».          

     

         В классе проводилась работа по формированию здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий. Ребята приняли активное участие в двух зарницах, в трудовом десанте по уборке школьной территории. Были проведены экскурсии в лес, операция «Покормите птиц».

                                                       «Зарница»

                                                             2009г.

                                                         

       Вот такие цветы мы                              «Сделаем  нашу планету чище!»

       вырастили летом!

Воспитательная работа была разносторонней и многоплановой. Это и экскурсии на природу ,проведение соревнований, конкурсов ,викторин, познавательных игр .

 «Осенние посиделки»                                Экскурсия «Красота родного  края»

      2009г.                                                                   2009г.

                                     

           Концерт, посвящённый Дню учителя(2009г.)

Каждый ученик моего класса посещает кружки по интересам в школе и при Доме культуре. Мои девочки постоянные участники детской самодеятельности. Они  не раз занимали призовые места в районных конкурсах.

С праздником, дорогие бабушки и дедушки!(2008г.)

Миллер Рома и Мищенко Игорь занимаются в спортивной секции. Миллер Рома показал лучший результат в школе по лыжным соревнованиям и занял первое место.

Если хочешь быть здоров…                        «А вам слабо?!..»

В коллективе формируется познавательная активность к учебному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. В классе есть отличница - Рейдел Виолетта .Сидоренко Ангелина, Воронина Анжелика и Новикова Оля учатся на четыре и пять.

         Почти все учащиеся владеют компьютером. У Сидоренко Ангелины , Рейдел  Виолетты, Ворониной Анжелики есть свои коллекции презентаций, которые они самостоятельно готовили к урокам по окружающему миру, по развитию речи, используя свой материал и ресурсы интернета.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах.

       Мои дети постоянные  участники конкурсов: «Русский медвежонок», «Кенгуру»,  участвовали в конкурсе «Лимерик по– сибирски »,  в областном конкурсе рисунков «Окна твоего города (села)»,  в  конкурсе «Золотое руно» (Новикова Оля -II место, Рейдел Виолетта-v место в районе),                                   в   муниципальном конкурсе «Умелые руки».

Рейдел  Виолетта увлекается фотографией. Виолетта приняла участие в областном  творческом фестивале «От чистого двора до Зелёной планеты - начни сегодня». Её работа  была в числе лучших. Виолетта была приглашена в город Новосибирск,  для вручения награды.

                             

За участие в фестивале                                      

 «От чистого двора  до      Зелёной

планеты – начни   сегодня»

(2009г.)

 

Сейчас мои ученики в 4 классе. Все 4 года я  вела  работу  по формированию активной жизненной позиции. Я думаю, что результат есть. Активность класса в участии во внеклассных мероприятиях, на уроках  позволяет надеяться, что опереться классному руководителю в 5 классе можно будет на весь класс.

  Главным для себя в работе считаю – видеть и понимать ребёнка. Стараюсь найти «ключик» к каждому ученику и так дифференцировать свои требования, чтобы каждый чувствовал, что он работает в полную силу.           С радостью и надеждой наблюдаю над тем, как дети 7-10 лет пытаются что-то придумать, организовать самостоятельно. В этом я  их поддерживаю, им помогаю, подсказываю.                                                                                                 Не менее важно и то, что дети в своём коллективе чувствуют себя комфортно. Они стремятся познать, помочь, пообщаться. Не перестают удивлять и удивляться.                                                                                                Я хочу сказать, что школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они  вспоминаются  потом не  только интересными уроками лучших учителей.  В памяти всплывают  увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту.  

Как  любой учитель, всегда радуюсь каждой победе, каждому творческому взлёту своих учеников и огорчаюсь вместе с ними, если что-то пока не получается. В таких случаях сразу спешу на помощь: выслушаю, успокою, настрою на то, что в жизни часто бывает так, когда неудача сменяется удачей; только не надо унывать, а верить в то, что всё можно изменить и эта возможность есть у каждого человека.

     Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать  каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Это так важно – тот интерес к школе, с которым приходит ребенок в первый класс, сохранить как неугасимый огонь познания! И это так трудно!  Но любовь к детям помогает мне преодолевать все трудности на моём педагогическом пути.      

                         

                                   

                                             

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание коллектива через формирование активной жизненной позиции у учащихся

В данной презентации рассказывается о том, как и с помощью каких мероприятий, я формировала детский коллектив в своём классе. Для создания презентации использовала  материал, собранный за  н...

Реферат: « Формирование активной жизненной позиции через школьное самоуправление.»

Реферат: «  Формирование активной жизненной позиции  через  школьное самоуправление.»        Школа – это большой и сложный организм, эффективнос...

Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...

"Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Речь в статье пойдт о школьном сообществе как основе развития личностного потенциала школьника....

Формирование активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО

В статье изложены методы формирования активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях...