Урок русского языка в 3 классе по теме"Учимся писать приставки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шефлер Елена Анатольевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Применяются приёмы активизации познавательной активности обучающихся. Используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа  Белгородского района Белгородской области»  

                    Урок русского языка в 3 классе

                 по теме: Учимся писать приставки»

                                                                 

                                                                                     

                                                                               Подготовила:

                                                                                     учитель начальных  классов

                                                                                     Шефлер Елена Анатольевна

                   

                     

                       

                           2013-2014 учебный год


                        Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Учимся писать приставки»

Цель:  создать условия для знакомства с правилом написания приставок  без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, отработка правописания слов с этими приставками.

Задачи:

содействовать формированию понятия о написании приставок в зависимости от произношения;

развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения, формирование познавательной потребности.

Познавательные: умение выделять приставку, перерабатывать и обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на наблюдения, на свой жизненный опыт, давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы.

Регулятивные: умение работать по предложенному плану, наблюдать, прогнозировать, формулировать цель учебного занятия, работать по алгоритму.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других.

Предметные: умение выбирать приставки без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-,  правильно их писать в словах.

Оборудование

Библиотечный фонд:

Иванов С.В., Евдокимова А.О, Кузнецова М.И, Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.;

Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013;

Иванов С.В., Кузнецова М.И.  Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. -  М.: Вентана –   Граф, 2012.

Печатные пособия:

     карточки с заданиями для групповой работы; карточки с заданиями для индивидуальной работы рисунки лесенки для рефлексии.

Технические средства:

     компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

     Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.  

                                                         

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке соседа и скажите добрые слова.

Дети. Я желаю тебе сегодня добра, ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

  1. Подготовка к работе на основном этапе.

Учитель. Запишите дату сегодняшнего занятия. (Называют орфограммы в записи даты). Начнём наш урок с «Грамматической разминки». На следующей строке вы будете записывать строчные буквы.

Слайд 2.

1). Найди «четвёртое лишнее» среди слов: воробьи, подъём, съёмка, отъехал. Запишите букву ударного гласного в этом слове  (и);

2). Запишите букву парного согласного в слове рукав, требующего проверки (в);

3). Из слов: ёлка, звезда, пеньки найдите то, в котором букв больше, чем звуков. Запишите первую букву этого слова (п);

4). Какое из слов: ключик, звоночек, дубочек является лишним?

Напишите букву, которая повторяется в этом слове (к).

5). Почему слова: местный, честный, устный объединены в одну группу? Запишите букву непроизносимого согласного (т0;

6). В каком из слов: мель, маяк, съел количество букв равно количеству звуков? Запишите букву твёрдого парного, глухого парного согласного звука (с);

7). В словах потерялась буква: н.род, пл.ток, р.кета, м.лина. Запишите такое количество букв, которое равно половине вставленных букв (а, а);

8). Орёл на горе, перо на орле. Запишите букву повторяющегося звука (р).

Слайд 3

Проверьте, что у вас получилось: и в п к т с а а р.

Подчеркните лучшую букву. Как вы считаете, почему именно эти буквы мы написали?

Дети. Если переставить буквы, получится слово приставка.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели. 

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Высказывания детей). Тема нашего урока «Учимся писать приставки».  Давайте уточним, какие приставки будем учиться писать. Проверим работу ребят, выполнявших задание по карточкам у доски.

Карточка № 1.

Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. На какие буквы оканчиваются приставки?

Густой туман расползался по равнине. Река серебристой змейкой извивалась по долине. Небо казалось бездонным морем. Постепенно туман начинает рассеиваться.

Выписанные слова: расползался, извивалась, бездонным, рассеиваться.

Учитель. Проверьте, верно ли выбраны и записаны слова.

Слайд № 4.

Карточка № 2.

Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. На какие буквы оканчиваются приставки?

На рассвете в лесу слышно радостное пение птиц. Перед нами бежала дорожка, изрытая ручьями. Рядом грохотала, разбивая лёд, река. Огромные синие волны в бессильной злобе падали обратно в пучину.

Выписанные слова: (на) рассвете, изрытая, разбивая, бессильной.

Учитель. Проверьте, верно ли выбраны и записаны слова.

Слайд № 5.

Учитель. И так, с какими приставками мы будем сегодня работать?

Дети. С  приставками, оканчивающимися на з- и с-.

Учитель. Какова цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Высказывания детей).

Учитель. Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно писать эти приставки в словах? (Предположения детей).

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель. Исследуем слова и попробуем «изобрести» правило.

На доске записаны слова:

безопасный                                бесполезный

разыграть                                  распилить

развеять                                     исправить

избежать        искусать

Учитель. С каких звуков начинаются корни в словах левого столбика?

Дети. С  гласных звуков и  звонких согласных звуков. 

Учитель. На какую букву оканчиваются приставки в этих словах?

Дети. Приставки оканчивается на букву  з.

Учитель. С каких звуков начинаются корни в словах правого столбика?

Дети. С  глухих согласных звуков.

Учитель. На какую букву оканчивается приставка в этих словах?

Дети. Приставки оканчивается на букву  с.

Учитель. Можете ли сделать вывод о правописании приставок? Какое правило «изобрели»?

Дети. Если корень начинается с гласного или звонкого согласного, то в приставке пишем букву з. Перед корнем, который начинается с глухого согласного, пишем в приставке букву с.

Учитель. Прочитайте правило в учебнике.

  1. Закрепление новых  знаний и способов действий.

Учитель. Как научиться применять правило, прочитаем на с. 66 в учебнике.

Дети читают по учебнику рубрику «Учись  применять правило».

Учитель. Представим всё описанное выше в виде алгоритма.

Слайд № 6

Работа по учебнику. Упражнение 1, стр. 66.

Учитель. Запишем слова в 2 столбика, заменяя транскрипцию буквенной записью.

без-, из-, раз-        бес-, ис-, рас-

разбить        исправить

изрезать        распилить

        рассыпать

        растаять

        бесполезный

        рассказ

Физминутка.

Учитель. Если я назову слово, в котором приставка оканчивается на з, вы хлопаете  в ладоши. Если назову слово, в котором приставка оканчивается на с, вы делаете прыжки.

Слайд № 7.

Слова для физминутки: исследовать, разбить, бездумный, изведать, исцарапать, бездельник, расформировать, расхватать, бесценный, безопасный, бесспорный, разбежаться, бессердечный, издавать.

Словарная работа.

Учитель. Как вы понимаете значение слова расстояние? (Высказывания детей). Прочитайте значение этого слова в Толковом словаре.

Слайд № 8.

Запишите это слово и подчеркните непроверяемые написания. Что интересного заметили в написании этого слова? (Есть удвоенная согласная с). В этом слове приставку не выделяют. Слово непроизводное. Составьте предложения с этим словом. (Ответы детей).

Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Упр. 2, стр. 21. Вставь нужную букву в приставки. Подчеркни слова, в которых на границе приставки и корня появились удвоенные согласные.

разбить        рассыпать        рассказ

изрезать        исправить        растаять

беззаботный        разгибать        раскидать

испугать        разъяснить        бесполезный

Учитель. Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте работу друг друга.

Слайд № 9.

Работа в группах.

Задание (1,2,3 группы).

Вставь букву з или с. Подчеркни лишнее слово. Обозначь  приставки. Подчеркни букву, с которой начинается корень.

Ра.таять, бе.шумный, и.бежать, бе.цельный, ра.свет.

Бе.вкусный, бе.крайний, ра.жечь, и.давать, бе.граничный.

Проверка выполненных заданий. Правильность написания сверяют с написанием слов на слайде № 10.

Задание (4,5,6 группы).

Замените имя существительное с предлогом именем прилагательным с приставками, оканчивающимися на з и с. Запишите по образцу.

Образец: шоколад без вкуса – безвкусный шоколад.

труд без пользы-

ребёнок без забот-

зима без снега-

дорога без конца-

Проверка выполненных заданий.  Правильность написания сверяют с написанием слов и словосочетаний на слайде № 11.

  1. Домашнее задание. Тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 22, упр. 3,4.
  2. Подведение итогов

Учитель. Над какой темой вы сегодня работали? Чему учились? Достигли ли вы поставленных на уроке целей? Кого бы вы хотели сегодня особо отметить?

  1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, пользуясь лесенкой оценки. Каждая ступенька соответствует оценке. Нарисуйте себя на той ступеньке лесенки, на которой, считаете, вы находитесь.

Слайд № 12.

Учитель. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".

Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....