Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема: Подбор к глаголам однокоренных существительных

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 2 класс» А.В.Поляковой)

Тема: Подбор к глаголам однокоренных существительных

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным.

Задачи:

  • ПРЕДМЕТНЫЕ:

      -   Продолжать формирование  умений подбирать однокоренные слова;

-   Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

      -  Развивать орфографическую зоркость.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
  • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
  • ЛИЧНОСТНЫЕ:
  • Воспитывать аккуратность;
  • Воспитывать взаимовыручку.

Этапы

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивирование к учебной  деятельности.

Дети стоят в центре класса, образуя два круга.

Игра «Обмен настроением»

- Возьмите друг друга за руки.

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний)

- Повторяйте за мной:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.  Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

  1. Чистописание и орфографическая минутка

На доске:

учит . ль     вет . р     р . бята    м . чтать

- Какую букву надо вставить вместо пропусков?

 - Какое слово лишнее? Почему?

Проблема: нельзя проверить написание слова мечтать.

Ее ее те ре ме

учитель ветер ребята

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

3. Постановка проблемы.

- Вы определили лишнее слово мечтать, т.к. оно новое. А ещё по какой причине оно может быть лишним? (глагол)

- Как вы думаете, о какой части речи будем говорить на уроке? (о глаголе)

- Запишите с красной строки, подберите родственное существительное:

Мечтать – мечта, мечтатель, мечтательница.

- Что ещё будем делать на уроке? (Подбирать к глаголам родственные существительные)

- Найдите корень в этих словах.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, тема урока:

Подбор  к глаголам однокоренных существительных.

- Сегодня на уроке мы работаем в группах.  Помните, что совещаться надо спокойно, чтобы не мешать соседям.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения

5. Реализация построенного проекта.

1) Повторение знаний о глаголе.

  1. Подбор однокоренных существительных

6. Первичное закрепление

В группах выполнение теста.                                                      - Прочитайте, выберите букву правильного ответа:

I группа

Глагол – это

В) часть речи;

Г) член предложения.

II группа

Глагол обозначает:

Д) предмет;

Е) действие предмета;

Ж) признак предмета.

III группа

Глаголы отвечают на вопросы:

О) Кто? Что?

П) Кому? Откуда?

Р) Что делать? Что сделать?

IV группа

Каким членом предложения чаще всего является?

Л) подлежащее;

М) дополнение;

Н) сказуемое.

I группа

Как подчёркивается в предложении?

О) ____  

П) _   _  _  _

Р) _______

Выбранные ответы дети вывешивают на доску. Получается схема «Глагол», по буквам читается «верно».По цепочке у доски:

ласкать – ласка

забавлять – забава

играть – игра, игрушка

танцевать – танец, танцор

переходить – переход, ход, ходули,  походка

В группах – по карточкам – выбрать из предложенных слов родственные сущ. к данным глаголам.

Белить –

Водить –

Веселить –

Говорить -

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли

Регулятивные: оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

7. С/работа с проверкой по эталону.

учебник с.81 упр.163 (первые 3 строчки)

Проверка:

Консультанты из I группы.

- Назовите глаголы, существительные.

- Что можете сказать о корне родственных слов?

Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) Подбор проверочных слов

2) Работа в тетрадях на печатной основе – с.35 упр.41.

3)Дифференцированная работа

1) - Ребята, как вы думаете, для чего мы учимся подбирать родственные слова?

Б . ЖАТЬ  СП . ШИТ  

- Что мы знаем о глаголе? Как глаголы изменяются?

- В каком времени могут стоять глаголы?

2 ученика – за доской (один выписывает глаголы прошедшего времени, другой – наст.времени). Взаимопроверка.

(под музыку «Моя мечта» из мультфильма «Летучий корабль»)

По цвету

    I группа:  Прочитай текст. Выпиши однокоренные слова из текста. Определи части речи. Попробуй подобрать свои однокоренные слова. Составь предложение с любым из них.

Своя мечта есть у каждого человека. Кто-то хочет новый велосипед, кто-то – много конфет. Но все дети мечтают о мире, хотят, чтобы близкие и любимые были рядом.

II группа: Подбери однокоренные слова с корнем
-МЕЧТ- . Определи части речи. Составь и запиши предложение с любым из слов.

III группа: Составь и запиши текст из 3-4 предложений о своём желании, используя однокоренные слова с корнем - МЕЧТ -.

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

8. Рефлексия УД на уроке

- Подведём итог урока, используя выражения

Я узнал

Я вспомнил

Я научился

- Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

9. Домашняя работа

Т. – с.36-37 упр.42, словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...