Урок закрепления и обобщения знаний по теме "Правописание имён собственных" (2 класс)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Лебеднова Ирина Сергеевна

Урок-путешествие по родному городу, который преследует следующие  цели:

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных.

2. Закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать  любовь к родному краю, аккуратность и старание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_imen_sobstvennykh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Лебеднова Ирина Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 2-А

Дата проведения:

Тема:  "Правописание имён собственных".

Цели  урока:

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных.

2. Закрепить навыки правописания изученных орфограмм..

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать  любовь к родному краю, аккуратность и старание.

Оборудование:  доска, сердечки из бумаги, карточки с индивидуальными дифференцированными заданиями.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация в формате Microsoft Office Power Point.

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Меня зовут Лебеднова Ирина Сергеевна. Сегодня я проведу в вашем классе урок русского языка.

2. Минутка чистописания.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас в виртуальное путешествие по главному городу нашей области.  Как он называется?

Дети: Город называется Самара.

Учитель: Откройте  тетради и запишите дату нашей экскурсии, а также слова "Классная работа".

Учитель: Путешествие будет удачным только при соблюдении одного важного условия. А назовёте вы его, если догадаетесь, какое слово спряталось в пословице. Прочитайте пословицу на доске и выберите верный вариант. Что дороже богатства: сила, здоровье или красота?

Дети: Здоровье дороже богатства.

Учитель: Верно, ребята. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги.  Из согласных букв этого слова мы сейчас составим цепочку и запишем её в тетрадь. Итак, у нас получится запись Здрв. Повторите в тетрадях. (Пауза) А в следующей цепочке первой и заглавной  становится буква В, а все остальные буквы остаются на своих местах. Получаем цепочку Вздр. (Пауза)  Следующая цепочка Рвзд. (Пауза)  И последняя - Дрвз. (Пауза) Закончите эту работу дома. А мы приступаем к следующей строке. На ней составим цепочки из гласных букв. Первая Оое  (Пауза), вторая Еоо (Пауза), третья Оео (Пауза). Молодцы, закончите дома.

3. Сообщение  темы  урока.

Учитель: Какое же путешествие без экскурсовода? Его обязанности сегодня буду выполнять я. Запишите, пожалуйста, в тетрадь моё полное имя . Вдруг у вас возникнут ко мне вопросы во время экскурсии.

Как вы напишете?

Дети: С большой буквы.

Учитель: Какое правило примените? 

Дети: Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.

Учитель: Пора начинать наше путешествие. Раз мы отправляемся в город, то нелишним будет повторить правила дорожного движения, ведь их несоблюдение угрожает нашей жизни и здоровью.

Физминутка. "Светофор".

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать!

В "Светофор" мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам "Стой!" кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим, как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперёд.

Левой, правой,

Левой, правой,

Смело мы идём вперёд.

Светофор - помощник славный

Уставать нам не даёт.

Учитель: Если вы не устали, то давайте продолжим нашу игру. Если я покажу красный кружочек, то вы стоите, если жёлтый - приседаете, если зелёный - шагаете на месте.

(игра)

Учитель: Чтобы путешествие было удачным, нужно составить правильно маршрут.  Помогите мне, пожалуйста.

На доске записаны слова:

 (Г,г)ород, (С,с)амара,  (У,у)лица  (М,м)олодогвардейская,  (П,п)роспект  (М,м)еталлургов, (У,у)лица  (Л,л)енинская.

Учитель:  По какому принципу  эти слова можно распределить на две группы? Я думаю, что буквы в скобках вам подскажут.

Дети: Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Учитель: Запишите их в два столбика.

Учитель:  Вы догадались, какую орфограмму будем повторять?

Дети: О правописании слов с большой и маленькой буквы.

3. Работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие виртуальное, а,  значит, труднее всего придётся нашим глазкам. Давайте их подготовим. Закройте глаза, поморгайте ими быстро-быстро, а теперь зажмурьте, сверху приложите ладошки. На счёт 5  можно открывать.

 Учитель: Посмотрите на экран. Вы узнали это здание?

Дети: Это цирк.

Учитель: Мы оказались в цирке. Вы любите цирк?

Дети: Конечно, любим.

Учитель: А зачем люди ходят в цирк?

Дети: Там интересно, выступают дрессированные звери, клоуны, фокусники.

Учитель: Правильно, ребята. Цирк всегда дарит нам хорошее настроение, из цирка мы всегда выходим с улыбкой. А какие артисты там сегодня выступают, вы скажете мне сами. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста.

Одного ученика учитель приглашает к доске, накрывает ему лицо платком, а остальным даёт инструкцию.

Учитель: Сейчас я покажу вам картинку с изображением животного, а вы должны молча показать увиденное.

Учитель показывает картинку с изображением медведя, открывает лицо отгадчика и вместе с детьми изображает медведя. Отгадчик называет животное.

Учитель: А теперь давайте запишем это слово на доске и в тетрадях с маленькой буквы.

Дети пишут слово.

Учитель: Проверьте запись на доске. Если верно - похлопайте, если нет - потопайте.

Аналогично отгадываются слова собака и петух, которые записываются в столбик.

Учитель:  На какую  орфограмму эти слова?

Дети: Словарные слова.

Учитель: Давайте выделим орфограмму.

Учитель: Что ещё у них общего?

Дети: Это животные. 

Учитель: Правильно.  Давайте дадим им клички. Для этого разделимся на три

 группы: зелёные, синие и красные. С какой буквы пишутся клички?

Красная карточка (низкий уровень)

Выберите кличку для каждого животного.

Забияка

Винни - Пух

Рекс

Синяя карточка (оптимальный уровень).

Выберите  кличку для каждого животного.

Тузик

Крикун

Зорька

Копатыч

Мурка

Каркуша

Зелёная карточка (высокий уровень).

Образуйте от слов клички и дайте их животным.

смелый

топтаться

друг

копать

крик

шар

 Учитель: Запишите  клички рядом с названием животного.

Дети записывают клички, затем выполняется коллективная проверка.

Учитель: Что-то мы засиделись в цирке. Так хочется на свежий воздух

Физминутка "Мы туристы".

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох

Путь не близок, не далёк.

Впереди течёт ручей -

Перепрыгнем поскорей.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Учитель: Для того, чтобы продолжить наше путешествие, снова закрываем глаза. Раз, два три, смотри! Где мы сейчас?

Дети: Мы находимся в книжном магазине.

Учитель: Правильно, мы прилежные ученики, поэтому пришли в книжный магазин. Он называется "Книгомир" и расположен на проспекте Металлургов.  Что же мы здесь можем купить?

Дети: Мы можем купить книги, газеты, журналы.

Учитель показывает   книгу Агнии Барто "В школу", журнал "Мишутка", районную газету.  

Учитель: Как пишутся  названия книг, журналов, газет?

Дети: Названия книг, журналов и газет пишутся с большой буквы.

Учитель: Запишем наши покупки в тетрадь. Помним о том, что названия газет, журналов и книг пишутся в кавычках.

 На доске учитель пишет предложение, которое дети копируют в тетради: "Мы купили газету "Красноярские новости", Журнал "Мишутка", книгу "...(пауза)

Учитель: Ребята, а вот книги у нас разные. Найдите их у себя на партах и запишите каждый своё название. Я, например, купила книгу "Сказки"  А. Толстого.

Учитель спрашивает у нескольких  учеников о том, какую книгу они купили.

Учитель: К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и дома. Какие правила мы повторили в пути?

Дети: Мы повторили правила правописания имён собственных.

Учитель: Я знаю, что вы даже стихотворение  об этом знаете.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Е. Измайлова "Большая буква".

Читают 4  ученика.

1. Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
2. Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.

3. Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
4. Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

 Учитель: Какие же важные дела у большой буквы? Давайте их ещё раз перечислим.

Во время ответов детей на слайде появляется перечень  “важных дел” большой буквы.

Учитель: Запишем домашнее задание.  Вам нужно будет записать три предложения, в которых встречаются слова ,пишущиеся с большой буквы. Мы называем их ещё именами собственными. Предложения можно придумать самим или переписать из книг, газет, журналов.

(пауза)

Учитель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да. Нам  понравилось  путешествие.

Учитель: Мне тоже очень понравился наш урок. Спасибо вам. На прощание, я хочу пожелать вам здоровья, хорошего настроения, интересных путешествий, успехов в учёбе. А теперь возьмите бумажные сердечки, которые лежат на ваших партах,  напишите на них своё имя и фамилию и подарите мне на добрую память о нашей встрече. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Обобщение знаний об именах собственных""

Данная презентация была использована на уроке русского языка "Обобщение знаний об именах собственных" во 2 классе, система Занкова.Смотрите конспект урока....

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

План-конспект урока русского языка по теме: "Правописание имён собственных". 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе   по программе " Перспектива"  разработан с учётом современных требований ФГОС, с использованием ИКТ. Тема урока "Правописание имён собственных...

презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»

Путешествие в город "Существительных"                                           ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание имён собственных" 1 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание имён собственных" 1 класс...