Урок русского языка. "Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Коваленкова Любовь Евгеньевна

Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4 класса

Коваленковой Любови Евгеньевны

Программа  А.М.Зелениной, Т.А.Хохловой, утверждённой МО РФ, Москва, 2005.

Авторы учебника:  А.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Тема  «Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа»

Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме  2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

  Задачи:

Предметные

  • расширить представления детей о роли мягкого знака;
  • формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;
  • способствовать усвоению детьми новой орфограммы;

Метапредметные 

  • создать у учащихся мотивацию к уроку;
  • формировать умение формулировать тему урока;
  • формировать умение принимать учебную задачу;              
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;                  
  • мотивировать детей к развитию устной   речи;                      
  • развивать умение работать в паре;
  • формировать умение слушать и вступать в диалог;

Личностные

  • формировать патриотическое отношение  к Родине через постижение народной мудрости, срытой в пословицах.
  • формировать способность детей к саморазвитию   и самооценке результатов выполненных действий.

                                               Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                                            Организационный момент

Проверим посадку за столом

Записывают в тетради  число, классная работа.

1.Этап мотивации к учебной деятельности                    

На доске на карточках словарные (однокоренные) слова:,решите, дежуришь, обедаем, заморозят, желает, сверкают, нарисуешь.

Для чего работаем над словарными словами?

Что у них общего?

По каким признакам можно разделить?

А я разделю ещё на 2 группы: окончания глаголов в сильной позиции и в слабой.

Когда личные окончания глаголов являются орфограммой?

Объясняют правописание непроверяемых гласных в корне  слова.

Демонстрируют у доски: по временам, по лицам, по числам, по спряжению. Устанавливают, постоянный или непостоянный данный признак.

                          2. Этап актуализации и пробного учебного действия

На доске записан текст. Прочитайте.

Бред.шь по лесу, всё замеча.шь. Посто.шь у одинокой берёзки, поглад.шь рукой её белый холодный ствол и ид.шь дальше.

Найдите глаголы  с безударной гласной в окончании.

Выпишите глаголы с орфограммой в окончании . Объясните его правописание.

Что я вам хотела сказать?

Что знаем о правописании личных окончаний глаголов 2 л., ед., ч.?

Выделите  последний звук в данных глаголах. Дайте ему характеристику.

Почему же пишется Ь?

Мы готовы ответить на этот вопрос?

С чем встретились?

Читают текст. Выписывают глаголы с безударной гласной в личном окончании глагола, выделяют окончание  и объясняют его правописание.

Будем изучать правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Заполняют графу в таблице «Знаю»

(1 спр., - ешь (-ёшь),  2 спр., - ищь)

Звук Ш – согл., глух.,парный, всегда тв,.

Нет.

С  затруднением.

                         3.Этап выявления места и причины затруднения

Почему  мы не можем ответить на данный вопрос?

Мы не знаем  какую роль играет мягкий знак в данных глаголах.

                         4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Каким  видите путь решения проблемы?

А как это будем делать?

Ф и з м и н у т к а.

Ставим цель.

Заполняют графу в таблице «Хочу знать».

Нужно выполнить подобные задания.

                         5. Этап реализации построенного проекта

Дан один набор слов на  карточках: метель, читать, воробьи, вьюга, беречь, зажечь, глушь, дочь. Такие же слова на карточках на доске.

Какое задание я хочу вам предложить?

Даю ещё два слова:  молчишь, читаешь.

Какой группе слов они относятся?

В результате работы на интерактивной доске  появляется кластер.

Работают в парах.

Объединить слова по признакам.

Демонстрируют у доски 4 группы. Объясняют признак.

Метель, читать – показатель мягкости

Вьюга, воробьи – разд. Ь

Дочь, глушь –грамматический показатель сущ. Ж.р. с основой на шип.

Беречь, зажечь – грамматический показатель гл. н.ф. на  - ЧЬ.

Соотносят с каждой группой слов и  приходят к выводу, что Ь у глаголов 2 л., ед., ч. является грамматическим показателем.

                                                 

                                                   Ь                                                

                                                         Грамматический показатель

                                                                                 

Показатель         Разделительный             сущ. Ж.р.             гл. н.ф.            гл. 2л., ед. ч.

мягкости             мягкий знак                    с шипящим          на  - ЧЬ                        

согласного                                                   на конце                                                        

                                                                      слова

Что узнали о правописании Ь знака в окончаниях –ешь  -ишь?

Сверим своё открытие знания с правилом в учебнике (с.84) Изобразите правило графически.

Заполняют графу в таблице  «Узнал»

( Ь в окончаниях –ешь, -ишь указывает на форму гл. 2 л, ед.ч,)

Читают правило и составляют схемы-модели в парах. Затем выходят к доске, демонстрируют модель и проговаривают правило.

     6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепим новое знание.

Глаголы какого спряжения получились?

Почему у данного окончания пишется Ь на конце?

От чего зависит выбор гласной в безударном личном окончании глагола?

Прочитайте глаголы 1 спряжения.

Прочитайте глаголы 2 спряжения.

Назовите глаголы- исключения.

Что написала  на конце глаголов? Почему?

Ф и з м и н у т к а  д л я  з р е н и я

1.Выполняют устно задание №6, с. 46, рабочая тетрадь №2. (Читают глагол с пропущенным окончанием и объясняют будет ли он соответствовать окончанию –ИШЬ.)

2.Работают в парах. Задание № 7. (там же) Образуют от гл. н.ф  глагол 2 л., ед.ч., Объясняют по алгоритму:

1. читаю гл. в н.ф.;

2.определяю спряжение;

3.образую гл. 2л., ед.ч.;

4.объясняю орфограммы;

         7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Для чего работаем с пословицами?

Задание. Собери пословицу. Вставь пропущенные окончания глаголов 2 л., ед.ч.

1.Чужим умом … дом.

2.Лишнее …, последнее … .

3.От умного …,  от глупого … .

4.На час … - за день … .

Слова для справок:

  1. пожела…  – потеря…
  2. (не) выстро…
  3. науч…ся – разуч…ся
  4. отстан… - не догон… .

Предъявляю эталон.

У кого совпало выполненное задание с эталоном?

Оцените уровень своих  знаний.

Объясните смысл пословиц.

Учимся народной мудрости.

Самостоятельно работают по карточке.

Подбирают подходящие по  смыслу глаголы и записывают пословицы, выделяя окончания.

Ставят оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки.

                     8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание. Запишите  предложение, объясните написание пропущенных орфограмм, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему предложения.

Предложение записано на доске. (За) .кном кружатся ре.кие сн.жинки, а ты смотр…  на  них и рису… пальцем по стеклу.

                                      9.Этап рефлексии учебной деятельности

Какую цель ставили? Чему учились?

Кто научился так, чтобы научить другого?

Д/з рабочая тетрадь №2 с. 47, задание 8.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа".

Конспект урока  русского языка по теме "Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа" по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, подводит учащихся ...

Презентация и конспект урока по теме: Закрепление правописаний окончаний глаголов 2 лица единственного числа

На данном уроке активно применяется  исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по теме: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Тема: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа:Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего п...

Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.

Упражнения в правописании глаголов второго лица единственного числа....

Конспект урока по теме: "Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа"

Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляе...

Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»

План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...

Проверочная работа по русскому языку «Правописание ь знака в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа», 4 класс.

Проверочная работа по русскому языку «Правописание ь знака в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа», 4 класс....