Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В.М. Лунева
План-конспект урока по русскому языку 4 класс
Тема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».
УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русский язык, 2ч. М.: Просвещение, 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку

4 – А класс

Тема: Употребление  мягкого  знака  в глаголах  второго лица  единственного числа.

Составила:

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лунева В.М.

г. Симферополь,  2021г.

Русский язык                    4 – А класс

   Тема: Употребление  мягкого  знака  в глаголах  второго лица  единственного числа.

Цели: создать условия для ознакомления с правилом написания мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа, совершенствовать  умение правильно писать личные окончания в глаголах настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа, способствовать  развитию навыков  определять лицо и число глаголов и выделять личные окончания глаголов, содействовать воспитанию интереса к русскому языку.

Планируемые результаты:

            учащиеся ознакомятся с правилом написания мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного                             числа, научатся правильно писать личные окончания в глаголах настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа, определять  лицо и число глаголов, выделять окончание глаголов, выполнять звукобуквенный разбор слова;

определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать какая дополнительная  информация необходима, отбирать  дополнительную литературу, проводить аналогии между изученным и опытом;

высказывать  свое предположение относительно способов решения задачи, оценивать совместно результат своих действий , корректировать;

отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения, критично относиться  к своему мнению;

осознавать и принимать базовые ценности, оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных  и этических ценностей, ценностей , самооценивать .

Оборудование: карточки, учебник, презентация

Структура урока

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03ed/0009049c-44da6ed6/img16.jpg Слайд 1

2.Актуализация опорных знаний.

Вставить  буквы, определить число, время и лицо  глаголов

  • Снег растаял на дорожке. Луг пестреет  золотыми цветами, над ним летают пчелы. Ветви ивы  склонились над водой.  Высоко в небе летит стая журавлей.           Слайд 2
  • Играет, сберегут,  одержал, расселились, сливаются, запоют, услышат, слушает, вспомнят.

—  Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о какой части речи в нём говорится.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

 Чертит, пишет иль поёт.

 Вышивает, или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит —

Всё расскажет нам... (глагол).

А. Югов

—  Что вы можете рассказать о глаголе?

—  Сформулируйте задачи урока.

IV. Самоопределение к деятельности

Составить пословицы, выделить окончание глаголов                      Слайд 3

      Работа  в группе

***Без костей рыбки                                   платья не скроишь

      Близок локоть                                         не завяжешь

      Одной рукой                                             да не укусишь

     Без ножниц                                                  не съешь

—  Определите лицо глаголов.

Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.

—  Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)

—  Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.) 

—  Прочитайте глаголы.

Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет.

—  Чем похожи все глаголы? (Стоят в будущем времени.)

—  По каким признакам их можно разделить на группы? (По лицам и числам.)

—  Запишите глаголы группами.

—  Сколько получилось групп? (Шесть.)

—  Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? (Разные.)

—  От чего это зависит?

Индивидуальная работа

—  Прочитайте слова.

В..ехал, в..юга, с.езд, вороб..и, сверхъестественный, л..ют, об..явить.

—  На какие две группы их можно разделить? (Слова с разделительным мягким знаком и с разделительным твёрдым знаком.)

—  Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда - разделительный твёрдый знак?

—  Запишите слова в два столбика, обозначьте орфограммы.

—  Послушайте предложения. Найдите в них слова с разделительными твёрдым и мягким знаками, запишите их в нужный столбик.

1) Внимательно слушай объяснение учителя. 2) Грачи вьют гнёзда на деревьях. 3) Мухомор и бледная поганка — несъедобные грибы. 4) Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 5) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 6) На дверях подъезда висело объявление.

(Проверка.)

—  Какие слова записали в первый столбик? Почему?

—  Какие слова записали во второй столбик? Почему

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику .      Работа в группе.

Упр. 171(с. 85).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?

2.  Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа

(Запись слов под диктовку.)

Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, сосёшь, жуёшь.

—  Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.

—  В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)

Выступления от  групп.

  1. Работа по учебнику

Упр. 172(с. 85).

—  Прочитайте текст.

—  О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?

—  Что они напоминают Э. Шиму?

—  Выполните задания. (Проверка.)

—  Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)

—  Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова опять.)

Упр. 173(с. 86).

—  Прочитайте.

—  Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)

—  Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

Физминутка «Часы»                                   Слайд 4

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.

VII. Закрепление изученного материала.

 Работа по учебнику

Упр. 174(с. 86).

—  Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)

—  В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)

—  Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 175 (с. 86).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)

(Самооценка.)

VIII. Рефлексия

Выборочный диктант

—  Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа, обозначьте орфограмму.

1) Поспешишь - людей насмешишь. 2) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 3) От умного научишься, от глупого разучишься. 4) Два века не проживёшь. 5) Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.

(Самопроверка по образцу на доске.)

—  Оцените свою работу на уроке.

hello_html_m58774567.jpg            Слайд 5

(IX. Подведение итогов урока

—  Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

—  О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?

Домашнее задание

Упр. 177 (с. 87),  

*Упр. 179 (стр. 88 ), подобрать 3-4 глагола  второго лица  единственного числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме " Разделительный мягкий знак"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме " Разделительный мягкий знак" ( УМК Планета знаний)...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Разделительный мягкий знак"с 25%-ой самостоятельной занятостью учащихся .

Представляю технологическую карту урока русского языка во 2 классе по теме:"Разделительный мягкий знак", где  25% времени урока учащихся работают савмостоятельно....

Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Разделительный мягкий знак"

Данная разработка представляет собой конспект урока русского языка для 2 класса по теме «Разделительный мягкий знак» с презентацией. Урок составлен с учетом системно-деятельностного подход...

конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"

Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....

Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.

Упражнения в правописании глаголов второго лица единственного числа....