Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Журавлева Валентина Васильевна

Данная разработка представляет собой конспект урока русского языка для 2 класса по теме «Разделительный мягкий знак» с презентацией. Урок составлен с учетом системно-деятельностного подхода. В течение урока учащиеся делают выводы и выстраивают алгоритм правописания разделительного мягкого знака.  Каждый этап урока содержит задания, которые предусматривают непосредственное участие учащихся в организации учебного процесса. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает

Слайд 2

6 е 7 ё 10 и 32 ю 33 я 30 ь ? Что могут обозначать эти числа?

Слайд 3

Ь Ь

Слайд 4

Разделительный мягкий знак

Слайд 6

Ю Ь и Ё е Я Разделительный мягкий знак

Слайд 7

Вставь слова с разделительным ь , которые подходят по смыслу В е сной так ч у дно п о ют … . … дружно строят свой дом – мур а вейник. На … по я вил и сь м оло дые … . дерев ь ях лист ь я Мурав ь и солов ь и

Слайд 8

Вставь слова с разделительным ь , которые подходят по смыслу В лужах купаю тся … Котик приш ё л к … напи ться . в оро б ь и . руч ь ю

Слайд 9

В е сной дожд … пр о л … ёт – капли не видат … .

Слайд 10

Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает

Слайд 11

Рефлексия По дороге знаний смело путь держи, Даже, если трудно, ты вперёд иди!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Т.Г.Рамзаева  «Русский язык», 2 класс

Тип урока: ОНЗ

Цели  урока:

1) сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком;

2) тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости;

3) повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова;

4) Развивать мыслительные операции: аналогию,сравнение, обобщение.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.)

Цель: 1.мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

              2.Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.

- Так давайте начнем с мудрого изречения:

На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает».  (читает ученик)

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?

- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?

- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать  проблемы…)

- Вот сегодняшний урок  - урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)

Цель: 1.актуализировать учебное содержание, необходимое  и достаточное  для восприятия нового материала;

2.повторить знания о мягком знаке-показателе мягкости;

3.организовать  самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе II.

1.Откройте тетради и запишите число и классная работа.

2.Чистописание.

- И вот первая загадка!

 6 7 10 32 33   30
е                ё                 и                 ю                 я                                                 ?

 -Что могут обозначают эти цифры? (Порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (Буква ь)

- Пропишем строчные буквы в таком же порядке: её  и  юя   ь     её  и  юя   ь   её  и  юя  ь

- Что объединяет  эти буквы? (Все обозначают мягкость согласного)

- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и ь)

- Что вы знаете про мягкий знак? ( не имеет звука, обозначает мягкость согласного)

-Где  может стоять в словах? (На конце и в середине слова)

-Посмотрите на схему, что она показывает?

-Что мягкий знак стоит в конце слова.

-Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?

-Мягкий знак стоит в середине слова.

-Как называется такой мягкий знак?

-Мягкий знак-показатель мягкости.

 -Между какими буквами он стоит во второй схеме?

-Между согласными.

3.  Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.

-Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, которые подходят под наши схемы. Все записывают в тетради, Саша Б. у доски, объясняя, какое слово ты пишешь и к какой схеме оно подходит. Готовы? Желаю удачи!

-Молоко, медведь, пальто, одежда, тетрадь, ученик, мальчик, морковь.

-Что объединяет эти слова?

-Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь- показатель мягкости,  во всех 2 слога.

-На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.

-Одушевленные и неодушевленные предметы.

-Слова с ь в середине и на конце слова.

-Значит где пишется ь- показатель мягкости? (в середине и на конце слова)

-Запишем еще одно слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают)

-Покажите, как вы написали?

-Вьюга (вывешиваю один  листочек на доске )

-У кого так же написано? Покажите друг другу.

-У кого написано по-другому? Покажите (вюга)-вывесить на доску.

-Что же у нас получилось?

-Слово одно, а записано по –разному.

-А такое может быть? (нет)

  1. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения  правила о разделительном мягком знаке.

             2. Согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

-Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?

-Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.

-Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?

-Нет.

-Но мы записали слово по-разному. Что это значит?(В слове есть какая-то орфограмма)

- Кто знает, что это за орфограмма?

- Какова же цель нашего урока? ( Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке,  построить алгоритм)

-Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.

VI.  Построение проекта выхода  из затруднения(10 мин)

Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания слов с разделительным мягким знаком.

            2. Согласовать тему урока.

            3. Зафиксировать алгоритм в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на этапе VI.

-Послушайте, как звучит это слово. вьюга

-Все ли согласные в слове сливаются с гласными?

-Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.

-Как это показать на письме?

-Поставить между ними мягкий знак.

-Для чего мы его поставим сюда?

-Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.

-Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный)

-И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак)

Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком)

- Кто  сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!

- Перед какой гласной написали ь?  (Перед гласной ю)

- Перед какими еще гласными пишется разделительный мягкий знак?

-Давайте ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Работа в парах.

- Рассмотрите картинки  (стулья, варенье, бельё, ульи).

-Запишите слова на листочки: один записывает, другой проверяет.

-Ваша задача- сделать вывод, когда же пишется разделительный мягкий знак?

-Выберите того, кто у вас будет отвечать. (Спрашиваю 3 ученика)

ВЫВОД: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными  я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.

(Учитель вывешивает эталон на доску)

Ь  е ё ю я и

- Сможем ли мы теперь составить алгоритм действий при написании слов с разделительным ь?  С чего начинали?

Медленно произнеси слово

                                                 

Вслушайся в звучание слова

                                               

                нет

        да

не пиши ь                                                                                                                           напиши ь

Физминутка. (под музыку)

V. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5мин)

Цель: зафиксировать способ написания слов с разделительным мягким знаком в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе V.

- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:

- Вставьте слова с разделительным ь, которые  подходят по смыслу. Обьясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.

На  деревьях  появились молодые листья. (один ученик на доске комментирует, остальные в тетради)

Муравьи дружно  строят свой дом-муравейник.

Весной  так чудно поют соловьи. (устно объяснить ,пишут по вариантам)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (4-5мин.)

Цель: 1.Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

            2. Проверить умение писать слова с разделительным мягким знаком.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм.  Желаю успеха!

1 в-нт:   В  лужах  купаются воробьи.

2 в-нт:   Котик пришел к ручью напиться.

-Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверка.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом).

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

- Очень веселые получились предложения. Ясные и солнечные  как весенние дни. Можно ли эти предложения  назвать текстом?

 - Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)

VII. Включение в систему знаний, повторение(4-5мин)

Цель: 1. Тренировать способность находить слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.

            2. Закреплять умение различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости.

Организация учебного процесса на этапе VII.

1.Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

    2.Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.

    3. Выполните упражнение356,с.77

-Прочитайте задание.

-Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.

(два ученика пишут по столбику за доской)

-Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.

-Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

-Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

-Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

 VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:  1. Зафиксировать новый алгоритм написания разделительного мягкого знака.

                2. Оценить результаты учебной деятельности.

                3. Согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?

-Где пишется разделительный ь?

- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь).

- Достигли мы цели?

- С какой пословицы мы начали урок?

(«Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает»).

- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!

-Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.

-У кого были затруднения в работе? (Дети поднимают руку)

-Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак ?.

-Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак +.

-Вы научились работать по алгоритму , умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы поднялись на вершину горы. Поставьте знак+.

-Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей)

Домашнее задание: кто поднялся на вершину горы – дома придумает 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно –выполните упражнение в учебнике (с.76, упр.355)

-Урок окончен. Спасибо за работу!

                                                                     

                                                                                            +      

 

                          +

          ?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....