Конспект по русскому языку 2 класс. Тема "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема: "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Файзуллина Оксана Владимировна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

г. Сатка

Урок по теме «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»

(конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе)

        Цели: дать понятие о разделительном мягком знаке, организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    

Задачи урока.

Образовательная.

                1. Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

2.Совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Развивающая.

Развивать умственные способности (группировка, классификация, логику мышление, речь), Обогатить словарный запас учащихся

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь, любовь к русскому языку.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

         регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

        коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

                 Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; карточки для групповой и парной работы; кластер.

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

  1. Организационный момент

1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!    

2.Психологический настрой на урок 

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.    

3. Работа над девизом урока

Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)

Повторенье - мать ученья.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья             

2. Рефлексия        

        - Чем каждый из вас занимался на предыдущем уроке?

        3. Орфографическая пятиминутка.

        Прочитайте слова, вставьте пропущенные орфограммы.

        Ле?, ч?йка, кни?ка, боч?ка, щ?ка, варе?ка, ч?лок, сне?, друж?ть.

          -На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова?

        - Как проверить парные звонкие, глухие согласные?

звонкие, глухие согласные

мн. ч.                        уменьш. ласкат.

4. Разминка пальцев.

Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Мы для пальчиков гимнастику начнем,

         Упражнение для пальцев проведем,

Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,

Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.

5. Минутка чистописания.  

                В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.

Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук   [м]. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).

Запишите в тетради  одну строку этой буквы.

Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

6. Словарная работа.

        коньки, медведь, морковь, пальто, мальчик, тетрадь

        - Что общего во всех этих словах?

        - Какую работу выполняет мягкий знак?

        - Для чего нужен мягкий знак?

  Ь

смягч                        раздел.

                

                

                                после согл.                после согл.        ------        перед е, ё, ю, я,и

                                

в середине,

                                в конце

        - А какую еще работу выполняет мягкий знак? (раздел)

        - Когда пишется разделительный мягкий знак?

7.  Объяснение нового материала.

        - Прочитайте слова: деньки, пью, семья, соль, соловьи, ущелье, пальма

        - Что общего?

        - Какой мягкий знак?

        - Почему?

        - Найдите в остальных словах мягкий знак.

        - Какую работу он выполняет?

        - А что он разделяет?

        - Запишите слова с разделительным мягким знаком.

        - Определите тему урока.

        - Прочитайте слова без разделительного мягкого знака.

        - Как прозвучат эти слова?

        - Можем ли мы писать слова без мягкого знака?

        - Почему? (теряется смысл)

        - Итак перед какими гласными пишется разделительный Ь?

        - Какой вывод делаем? (раздел. ь пишется после согл. перед  гласными е, ё, ю, я, и)

                                             Ь раздел.  

                         согл. ------Ь ------- е, ё, ю, я

        Физминутка:

- Ь – раздел. присели   (деревья, сучья, перья, ручьи)

- Ь – смяг. хлопок над головой (семь, кольцо, метель, дождь)

        Разгадайте кроссворд:

        1) снежная буря ( вьюга)

        2) домики для пчел (улья)

        3) мать, отец, дети (семья)

        4) оружие для охоты ( ружье)

        5) ягоды, сваренные в сахаре (варенье)

        Прочитайте слова без разделительного Ь.

         - Что заметили?

        - Какую роль играет разделительный Ь в словах? (отделяет согласный от гласного)

        - Перед какими буквами пишется разделительный Ь? (е,ё, ю, я,и)

        - Какой вывод можно сделать? (Раздел. Ь показывает, что согласный не сливается с гласным)

        Запишите слова, подчеркните раздел. Ь.

        8. Работа с учебником.

        1) упр. 186

- Выпишите слова с раздел. Ь.

- Для того, чтобы прав. выполнить это задание, что должен знать каждый из вас?

2) с 139 упр 187 (сам. работа)

9. Рефлексия.

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

         -отлично усвоил тему урока       img1                                       

-знаю, но не могу рассказать img2

-ничего не понял img3

- Чем каждый из вас занимался на уроке?

- Что нового узнал каждый из вас?

- Что удалось?

- Что не получилось?

- В чем была ошибка?

- Как справился с трудностями?

- При выполнении какого задания испытал трудность? Почему?

- Что нужно для этого сделать, чтобы не испытывать трудности?

- Чем бы хотел заняться на следующем уроке?

- Над чем тебе надо поработать?

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

10. Домашнее задание: печатная тетрадь с. 20, упражнение 45

КЛАСТЕР

Ь

смягч.                        раздел.

после согл.                        после согл.

в серед., в конце                перед гл. е, ё, ю, я, и

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...