Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 век".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Орлова Людмила Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 3 класса по УМК "Школа 21 век" с календарно-тематическим планированием, соответствует ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Иванова С. В., Кузнецовой М. И., Евдокимовой А. О., планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение русского языка в третьем классе начальной школы отводится пять часов в неделю. Рабочая программа составлена на 170 часов (34 учебных недели), на 5 часов в неделю.

Цели обучения русскому языку

  • Основная цель: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
  • Социокультурная цель: достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
  • Научно – исследовательская (познавательная) цель: реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.

Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,  средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Содержание тем учебного курса

«Как устроен наш язык» 

(основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика и графика (3 ч)

  Повторение изученного в  1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

Состав слова (морфемика) (4 ч)

 Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» 

(формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания инк, енк, ичк, ечк.
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, ие;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные  в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

 «Развитие речи» (30 ч)

Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи.

Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 ч)

Распределение учебного материала по разделам

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

1.

Фонетика и графика

3

2.

Состав слова (морфемика)

4

3.

Синтаксис

18

4.

Морфология

37

5.

Правописание

53

6.

Развитие речи

30

7.

Итоговое повторение

25

Итого

170

Количество контрольных и проверочных работ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Контрольные диктанты

2

2

3

2

9

Контрольные списывания

-

1

1

1

3

Проверочные изложения

-

-

-

1

1

Диагностические работы

1

1

1

3

Планируемые и предполагаемые результаты

Личностные

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные  мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметные

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  •  способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты обучения

п/п

Раздел учебного курса

Универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Язык и речь

Общеучебные – иметь первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России; осознавать значение русского языка; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; осознавать безошибочное письмо как проявление собственного уровня культуры, и

владеть безошибочным письмом, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных текстов, владеть умением проверять написанное;

активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах,

использовать знаково-
символические средства представления информации;

Логические – использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; владеть логическими операциями анализа, синтеза; строить рассуждения. владеть логическими действиями анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.

Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей.

Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения, иметь
установку к работе на результат.

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Общеучебные – понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения; иметь позитивное отношение
к правильной устной речи; владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных),
безошибочным письмом; применять орфографические правила и правила постановки

знаков препинания при записи предложенных текстов, владеть умением проверять написанное; использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Логические – владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать,
оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей.

Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения

3.

Слово в языке и речи.

Общеучебные – использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами; использовать знаково-символические средства представления информации, владеть безошибочным письмом, применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания при записи собственных текстов, владеть умением проверять написанное, использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач; ориентироваться на страницах учебника; формулировать ответы на вопросы, используя речевые средства; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,;

Логические – владеть
логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рас-суждения.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения; владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Слушать взрослого и сверстников, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат, иметь установку к работе на результат

4.

Состав слова

Общеучебные – находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых
понятий; строить несложные рассуждения; самостоятельно находить
в учебнике необходимую информацию
и использовать ее для выполнения учебных
заданий, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; использовать ознакомительное и поисковое чтение, осознавать цель чтения; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их;

Логические – осуществлять анализ, синтез,
сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; анализировать изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков.

Принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения
задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

Строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня;
вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;проявлять способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

5.

Правописание частей слова

Общеучебные – составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; осознавать познавательную задачу, решать ее; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их; самостоятельно находить
в учебнике необходимую информацию
и использовать ее для выполнения учебных заданий; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Логические – анализировать изучаемые языковые объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки;  устанавливать причинно-следственные связи.

Овладевать способами решения учебной
задачи, выбирать один из них для ее решения, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

Выражать свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной
задачи; учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение, аргументировать его; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи,
выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять  способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку

6.

Части речи

Общеучебные: понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Логические: овладевают умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют анализ и сравнение; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.

Постановка и решение проблемы: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи;  оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий;  проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости;  владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять  способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

7.

Повторение изученного в конце года.

Общеучебные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; осмысленно и произвольно строят речевые высказывания
в устной и письменной речи; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; привлекают имеющиеся знания;

Логические: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; осуществляют анализ, сравнение, классификацию;. осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, осуществляют отнесение к известным понятиям.

Постановка и решение проблемы: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы
в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия
и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; принимают учебную задачу и выполняют ее осуществление; осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Определяют общие цели и пути их достижения; умеют договариваться

о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; слушают и понимают речь других;  договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня;
вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; проявлять способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

значимые части слова;

признаки изученных частей речи;

типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь:

анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

различать произношение и написание слов;

находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

без ошибок списывать несложный текст объемом 65–80 слов;

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 65–80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

работы со словарем (алфавит);

соблюдения орфоэпических норм;

создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторингового исследования:

  1. административного;
  2. муниципального;
  3. классного.

Результаты мониторингового исследования фиксируются в сводной таблице, с помощью диаграммы.

Тексты КИМов прилагаются.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Название раздела

Тема урока

Деятельность учащихся

Работа с одарёнными детьми (ОД)

Работа  детьми, испытывающими трудности (ИТ)

Календарные сроки

план

факт

Как устроен наш язык.

Повторение фонетики.

Сравнение буквенной записи слова с записью с помощью транскрипции.

тет. «Пишем грамотно 1» (ПГ1)

учебник «Русский язык 1» (Р1)

УП, (стр. 7,упр.6,7

тет. «Учусь писать без ошибок» (УП) 

УП, стр.7, упр.3,4

02.09

02.09

Правописание

Административный проверочный диктант по проверке остаточных знаний.

1 четверть(45 ч).

Самостоятельная запись текста под диктовку. Выполнение грамматического задания. Контроль правильности выполнения задания.

03.09

03.09

Правописание.

Повторение правил написания прописной буквы. Работа над ошибками.

Выделение одинаковых слов, обозначенных разными буквами. Составление алгоритма действий.

(ПГ)

стр.3,упр.2

(Р1)

стр.7, упр.1

04.09

04.09

Как устроен наш язык.

Фонетический разбор слова.

Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

(Р 1), упр.4, стр.11

(ПГ), стр.4, упр.1

05.09

05.09

Правописание.

Повторение правил переноса слов.

Работа с инструкцией к упражнениями учебника.  Доказательство правильности выбора.

(Р 1), упр.5, стр.12

(ПГ), стр.5, упр.3

08.09

08.09

Развитие речи.

Текст, его признаки и типы. Повторение.

Подбор заголовка и выбор окончания текста.

09.09

09.09

Как устроен наш язык.

Фонетический разбор слова.

Упражнения по отработке  алгоритма фонетического анализа слова.

(УП), стр.9, упр. 12,13

(УП), стр.8, упр. 8

10.09

10.09

Правописание.

Повторение правил обозначения букв гласных звуков после шипящих.

Нахождение слов по заданным основаниям. Узнавание  орфограммы и объяснение написания слов.

(ПГ), стр.7, упр.3

(ПГ), стр.6, упр.1

11.09

11.09

Как устроен наш язык.

Повторение состава слов.

Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу с опорой на алгоритм в учебнике.

(УП), стр. 26, упр. 57

12.09

12.09

Правописание.

Повторение правописания  букв безударных гласных в корне слова.

Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы.

(Р1), упр.4, стр.25

(ПГ), стр.8, упр.1

15.09

15.09

Развитие речи.

Признаки и типы текстов. Повторение.

Формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана.

(Р1), упр.3, стр.28

16.09

16.09

Как устроен наш язык.

Разбор слов по составу.

Упражнения на отработку алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки).

(УП), стр. 35, упр. 74

(УП), стр. 32, упр. 71

17.09

17.09

Правописание.

Повторение правил правописания букв согласных в корне слова.

Отработка действий контроля, списывание, замена звуковой записи слов буквенной, классификация слов.

(ПГ), стр. 10, упр.3

(ПГ), стр. 10, упр.2

18.09

18.09

Как устроен наш язык.

Повторение видов словообразования.

Определение и объяснение способов образования слов. Составление слов из заданных морфем.

(Р1), упр.1, стр.34

(Р1), упр.2, стр.34

19.09

19.09

Правописание.

Повторение правил  правописания букв  непроизносимых согласных в корне слова. Проверочная работа.

Нахождение слов по заданным основаниям. Узнавание  орфограммы и объяснение написания слов.

(ПГ), стр. 14, упр.5

(ПГ), стр. 13, упр.3

22.09

22.09

Правописание.

Работа над ошибками. Повторение правописания букв непроизносимых согласных в корне слова.

Выполнение упражнений на повторение данной орфограммы: классификации слов, замена звуковой записи слов буквенной. Контроль правильности выполнения задания.

(ПГ), стр. 15, упр.6

(ПГ), стр. 14, упр.4

23.09

23.09

Развитие речи.

Текст и его заголовок.

Подбор возможных текстов по данным заголовкам. Выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста.

24.09

24.09

Как устроен наш язык.

Разбор слов по составу. Словообразование.

Контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу.

(Р1), упр.4, стр.40

(Р1), упр.2, стр.39

25.09

25.09

Правописание.

Повторение правописания суффиксов.

Конструирование слов с использованием изученных правил.

(ПГ), стр. 16-17, упр.4,5

(ПГ), стр. 16, упр.2

26.09

26.09

Правописание.

Повторение правописания приставок.

Наблюдение за группами слов. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора.

(УП), стр. 28, упр. 62

(УП), стр. 26, упр. 59

29.09

29.09

Развитие речи.

Заглавие и начало текста.

Анализ и корректирование текста.

(Р1), упр.3, стр.46

(Р1), упр.2, стр.45

30.09

30.09

Как устроен наш язык.

Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора.

(Р1), упр.5,6, стр.49

(Р1), упр.2, стр.48

01.10

02.10

Как устроен наш язык.

Виды предложения по цели высказывания и интонации.

Выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора.

02.10

03.10

Развитие речи.

Последовательность абзацев в тексте.

Восстановление последовательности предложений в тексте. Подбор заголовков  к тексту, анализ и корректирование текста.

03.10

06.10

Как устроен наш язык.

Фонетический анализ слова, разбор слова по составу. Проверочная работа.

Упражнения по отработке алгоритма фонетического анализа слова. Контроль правильности выполнения задания.

06.10

07.10

Развитие речи.

Работа над ошибками. Деление текста на абзацы.

Восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста.

07.10

08.10

Как устроен наш язык.

Главные члены предложения.

Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении.

(Р1), упр.4, стр.60

(Р1), упр.5, стр.60

08.10

09.10

Правописание.

Повторение правописания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

Решение проблемной  ситуации: различение разделительных ь и ъ. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора.

(ПГ), стр. 19, упр.2,

(ПГ), стр. 19, упр.1

09.10

10.10

Как устроен наш язык.

Главные члены предложения.

Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого.

(Р1), упр.2, стр.64

(Р1), упр.4, стр.65

10.10

13.10

Правописание.

Контрольный диктант №2 за 1 четверть.

Запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

13.10

14.10

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Главные члены предложения.

Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого.

(УП), стр. 18, упр. 37

(УП), стр. 18-19, упр. 38-39

14.10

15.10

Правописание.

Правописание приставок. Проверочная работа по теме «Правописание слов с непроверяемыми гласными»

Наблюдать за написанием группы приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Контроль правильности выполнения задания.

(ПГ), стр. 22, упр.3,

(ПГ), стр. 21, упр.2

15.10

16.10

Правописание.

Работа над ошибками. Обучение написанию приставок, оканчивающихся на з//с.

Классификация слов с приставками на з//с. Отработка алгоритма применения правила на основе заданий учебника.

(Р1), упр.4, стр.68

(Р1), упр.2, стр.68

16.10

17.10

Как устроен наш язык.

Подлежащее.

Наблюдать за различными способами выражения подлежащего. Оценивать правильность высказанной точки зрения. Выбирать предложения, соответствующие заданному условию, фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения.

(Р1), упр.4, стр.71

(Р1), упр.3, стр.71

17.10

20.10

Как устроен наш язык.

Сказуемое.

Наблюдать за различными способами выражения сказуемого. Использовать алгоритм нахождения сказуемого.

(Р1), упр.4, стр.74

(Р1), упр.3, стр.74

20.10

21.10

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Составление плана текста по вопросам.

(Р1), упр.3, стр.77

(Р1), упр.2, стр.76

21.10

22.10

Как устроен наш язык.

Подлежащее и сказуемое.

Решение проблемной задачи  рубрики «Давай подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений.

(Р1), упр.3, стр.79

(Р1), упр.1, стр.78

22.10

23.10

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Анализ текстов учащихся. Самостоятельное написание письма с выбором адресата. Контроль правильности выполнения задания.

23.10

24.10

Как устроен наш язык.

Второстепенные члены предложения.

Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Выборочное списывание  по алгоритму.

24.10

05.11

Как устроен наш язык.

Обстоятельство.

2 четверть(40ч)

Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Сравнение предложений и работа с рубрикой «Тайны языка» по  выведению правила. 

05.11

06.11

Как устроен наш язык.

Обстоятельство.

Замена обстоятельства фразеологизмом.

Исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом.

(Р1), упр.5, стр.91

(Р1), упр.3, стр.91

07.11

07.11

Правописание

Написание слов с приставкой с-.

Различать написание слов с приставкой с- и ранее изученными приставками. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

(ПГ), стр. 25-26, упр.4,5(по выбору)

(ПГ), стр. 25, упр.3

10.11

10.11

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Корректирование текста письма. Составление плана письма.

11.11

11.11

Как устроен наш язык.

Определение.

Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Решение проблемного вопроса: роль определений в предложении.

(Р1), упр.4, стр.97

(Р1), упр.3, стр.96

12.11

12.11

Как устроен наш язык.

Определение. Повторение пройденного.

Наблюдать за определением как второстепенным членом предложения. Знакомиться с различными способами выражения определений. Использовать алгоритм поиска грамматической основы предложения, обстоятельств и определений при решении практических задач.

(Р1), упр.4, стр.99

13.11

13.11

Правописание

Письмо слов с двумя корнями.

Анализ сложных слов с соединительной гласной.

(ПГ), стр. 27, упр.1,2,(по выбору)

(ПГ), стр. 27, упр.4

14.11

17.11

Правописание

Закрепление  по теме «Слова с двумя корнями».

Анализ сложных слов с соединительной гласной.

(Р1), упр.4, стр. 101

(Р1), упр.5, стр.102

17.11

18.11

Правописание.

Соединительные гласные о, е.

Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе.

(ПГ), стр. 29, упр.4.

(ПГ), стр. 28, упр.1

18.11

19.11

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Восстановление начала письма.

Самостоятельная работа по исправлению текста. Контроль правильности выполнения задания.

19.11

20.11

Как устроен наш язык.

Дополнение.

Наблюдать за недостаточными по смыслу предложениями. Знакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения. Устанавливать вопросы, которые задаются к дополнениям. Подбирать пропущенные в предложении дополнения.

(Р1), упр.5, стр. 107

20.11

21.11

Как устроен наш язык.

Дополнение. Повторение пройденного.

(Р1), упр.4, стр. 110

(Р1), упр.1, стр. 109

21.11

24.11

Правописание.

Письмо букв о, ё после шипящих в корне слова.

Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила.

(УП), стр. 43, упр. 95

(УП), стр. 18-43, упр. 94

24.11

25.11

Правописание

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание изученных орфограмм»

Запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

25.11

26.11

Правописание.

Работа над ошибками. Письмо букв о, ё после шипящих в корне слова.

Классификация слов с «о» и «ё» после шипящих в корне слова.

(ПГ), стр. 33, упр.2,3(по выбору).

(Р1), упр.1, стр. 113

26.11

27.11

Развитие речи.

Обучение написанию письма

Корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов.

27.11

Как устроен наш язык.

Однородные члены предложения.

Работа со схемами. Составление и запись предложений. Составление схем к предложениям.

(Р1), упр.3, стр. 120

(Р1), упр.4, стр. 120

28.11

28.11

Правописание

Члены простого предложения.

Индивидуальная – выполнение тестовой работы. Контролировать собственные действия.

02.12

02.11

Правописание.

Обозначение звука  [ы] после звука [ц].

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы.

(ПГ), стр. 34, упр.5.

(ПГ)

стр. 33, упр.1.

01.12

01.12

Как устроен наш язык.

Однородные члены предложения. Проект.

Работа со схемами. Примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами.

(ПГ), стр. 36, упр.3.

(ПГ)

стр. 36, упр.4.

03.12

02.12

Правописание.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Анализировать языковой материал. Формулировать правило. Знакомиться с условиями выбора знаков препинания в предложениях с однородными членами. Объяснять постановку знаков препинания.

(ПГ), стр. 35, упр.1.

(ПГ)

стр. 36, упр.2.

04.12

03.12

Правописание.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Составление предложений.

(ПГ), стр. 37, упр.1.

(ПГ)

стр. 38, упр.2.

05.12

05.12

Развитие речи.

Обучение написанию письма

Написание письма с опорой на текст, с творческим  заданием: вставить в текст многозначные слова.

08.12

04.12

Как устроен наш язык.

Однородные члены предложения.

Наблюдения за знаками  пунктуации при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем.

(Р1), стр. 133, упр.5.

(ПГ)

стр. 41, упр.3.

09.12

08.12

Правописание.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания.  Исправление ошибок, конструирование предложений.

(ПГ)

стр. 43, упр.4.

(ПГ)

стр. 40, упр.1.

10.12

09.12

Как устроен наш язык.

Однородные члены предложения. Проект.

Тренировочные упражнения: связь между однородными членами. Работа со схемами. Исправление ошибок в употреблении однородных членов.

(ПГ)

стр. 41, упр.2.

(ПГ)

стр. 42, упр.2.

11.12

10.12

Правописание.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения. Исправление ошибок, конструирование предложений. 

(Р1), стр. 136, упр.4.

(Р1), стр. 135, упр.1.

12.12

11.12

Развитие речи.

Обучение написанию письма

Наблюдать за правилами оформления почтового адреса и поздравительной открытки. Применять правила оформления конверта при выполнении поставленной в упражнении задачи. Составлять собственный текст

15.12

12.12

Как устроен наш язык.

Повторение фонетики и состава слова. Контрольное списывание № 1 за 1 полугодие.

Фонетический анализ слов и разбор слов по составу.

(Р1), стр. 140, упр.3.

(УП), стр. 33, упр. 72

16.12

15.12

Правописание.

Работа над ошибками. Части речи.

Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.

(Р1), стр. 143, упр.4.

(ПГ)

стр. 45, упр.2.

17.12

16.12

Правописание

Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие.

Индивидуальная – проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку. Выполнение грамматических  заданий. Контроль правильности выполнения задания.

18.12

17.12

Как устроен наш язык.

Самостоятельные и служебные части речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Выделять признаки, по которым различаются служебные и самостоятельные части речи.

19.12

18.12

Как устроен наш язык.

Самостоятельные и служебные части речи.

Изменение слов по данным образцам. Разбор по членам предложения.

22.12

19.12

Развитие речи.

Повторение по теме «Текст»

Чтение текста, озаглавливание, составление плана текста, устные рассказы детей.

23.12

Как устроен наш язык.

Имя существительное.

Классификация существительных по значениям и морфологическим признакам.

(Р1), стр. 155, упр.1.

(Р1), стр. 155, упр.2.

24.12

Правописание.

Повторение по теме «Имя существительное».

Запись предложений с выделением орфограмм. Классификация слов в зависимости от места нахождения орфограммы.

(Р1), стр. 157, упр.4.

(Р1), стр. 156, упр.1.

25.12

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Завершение текста так, чтобы он соответствовал названию.

26.12

Как устроен наш язык.

Род имён существительных.

3 четверть(50 ч)

Знакомиться с категорией рода имён существительных. Наблюдать за именами существительными — названиями животных. Определять род имён существительных. Контроль правильности выполнения задания.

(Р1), стр. 161, упр.3.

12.01

2015г.

Как устроен наш язык.

Род имён существительных. Повторение пройденного.

Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных.

(Р1), стр. 164, упр.4.

(Р1), стр. 164, упр.5.

13.01

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Сравнивать тексты разных типов. Определять тип текста, доказывать свой ответ. Письменно пересказывать текст-описание. Контролировать собственные действия — сравнивать пересказ с предложенным текстом.

14.01

Как устроен наш язык.

Число имён существительных.

Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа.

(Р1), стр. 167, упр.3.

(Р1), стр. 167, упр.1.

15.01

Правописание.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Формулирование  правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ь после шипящих и без него.

(УП), стр. 46, упр. 102

(УП), стр. 18-47, упр. 103

16.01

Правописание.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Закрепление пройденного.

Тренировочные упражнения по переводу транскрипции в буквенную запись.

(ПГ)

стр. 47, упр.1.

(ПГ)

стр. 42, упр.2.

19.01

Правописание.

Число имён существительных.

Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за изменением формы числа имён существительных. Распределять слова по заданному основанию. Наблюдать за образованием формы множественного числа.

(Р1), стр. 176, упр.4.

(ПГ)

стр. 50, упр.3.

21.01

Правописание.

Изменение имён существительных по числам.

Наблюдать за сложными случаями образования формы множественного числа имён существительных. Контролировать собственные действия при записи слов и определении места ударения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками.

(ПГ)

стр. 51, упр.1.

(ПГ)

стр. 51, упр.2.

22.01

Правописание.

Изменение имён существительных по числам. Повторение по теме.

стр.54-57(по выбору)

стр.54-57(по выбору)

23.01

Учебник «Русский язык», часть вторая. Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Учебник «Русский язык», часть вторая. Тетрадь «Пишем грамотно», часть вторая. Анализ текста. Составление плана и запись по памяти одного образца текста.

26.01

Правописание

Контрольный диктант  по теме «Правописание изученных орфограмм»

Индивидуальная – проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

27.01

Как устроен наш язык.

Изменение имён существительных по падежам. Работа над ошибками.

Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Обсуждение правила.

(УП)

стр.33, упр.72    

28.01

Как устроен наш язык.

Падеж имён существительных.

Работа с таблицей учебника. Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении.

(Р2), стр.14, упр.4

(Р2), стр.12, упр.2

29.01

Как устроен наш язык.

Падеж имён существительных.

Сопоставлять предложенные ответы на проблемный вопрос, оценивать их правильность, соотносить свою позицию с одним из ответов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных. 

(Р2), стр.17, упр.5

(Р2), стр.15, упр.3

30.01

Правописание.

Слова с удвоенными согласными в корне слова.

Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

(ПГ)

стр. 4, упр.5.

(ПГ)

стр. 3, упр.3.

02.02

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Работа: анализ текста учебника. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица.

03.02

Как устроен наш язык.

Падеж имён существительных.

Различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа. Постановка слов в форму определенного падежа.

(Р2), стр.24, упр.5

(Р2), стр.23, упр.2

04.02

Правописание.

Написание суффиксов -ок- в именах существительных.

Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе.

(ПГ)

стр. 5, упр.3.

(ПГ)

стр. 5, упр.2.

05.02

Как устроен наш язык.

Падеж имён существительных.

Постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. Выборочное списывание и разбор по членам предложения.

(Р2), стр.29, упр.5

(Р2), стр.29, упр.4

06.02

Правописание.

Написание суффиксов –ец-, -иц- и сочетаний –ичк- и –ечк-.

Формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели.

(ПГ)

стр. 6, упр.2.

(ПГ)

стр.6, упр.1.

09.02

Правописание.

Контрольный  диктант № 6 по теме «Суффиксы».

Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

(Р2), стр.32, упр.3

10.02

Развитие речи.

Работа с текстом. Работа над ошибками диктанта.

Составление плана текста и написание его портрета.

(Р2), стр.3, упр.1

(задание)

(Р2), стр.34, упр.2

11.02

Как устроен наш язык.

Склонение имён существительных

Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за тремя системами падежных окончаний. Группировать слова на основе определения набора окончаний. Знакомиться с понятием «склонение имён существительных».

12.02

Правописание.

Написание сочетания –инк- и –енк-.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданным моделям. Словарная работа.

(ПГ)

стр. 9, упр.4.

(ПГ)

стр. 8, упр.3.

13.02

Как устроен наш язык.

Склонение имён существительных.

Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

(Р2), стр.43, упр.4

(Р2), стр.42, упр.2

16.02

Правописание.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1 склонения.

Выведение алгоритма определения безударных окончаний на основе рубрики «Давай подумаем».

(ПГ)

стр. 9, упр.1.

(ПГ)

стр. 10, упр.2.

17.02

Развитие речи.

Работа с текстом.

Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем.

18.02

Как устроен наш язык.

Склонение имён существительных

Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имён существительных.

(Р2), стр.51, упр.5

(Р2), стр.50, упр.3

19.02

Правописание.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1 склонения.

Восстановление окончаний имён существительных 1 склонения. Отработка алгоритма применения изученного правила.

(Р2), стр.52, упр.2

(ПГ)

стр. 11, упр.1.

20.02

Как устроен наш язык.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Классификация слов. Решение проблемной задачи с опорой на рубрику «Давай подумаем».

(УП)

стр.44, упр.98

(Р2), стр.54, упр.2

24.02.

Правописание.

Безударные окончания имён существительных 2 склонения.

Работа с таблицей учебника. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания.

(ПГ)

стр. 15, упр.1.

(Р2), стр.54, упр.2

25.02

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Пересказ от первого лица. Корректирование готового плана текста.

26.02

Как устроен наш язык.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Наблюдать за группами слов, объединённых общим признаком. Знакомиться с лексико-грамматическим признаком имён существительных — одушевлённостью/неодушевлённостью.

(Р2), стр.62, упр.3

(Р2), стр.63, упр.4

27.02

Правописание.

Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения.

Отработка алгоритма применения изученного правила. Списывание текста с добавлением и объяснением вставленных окончаний.

(Р2), стр.65, упр.5

(Р2), стр.64, упр.2

02.03

Правописание.

Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения. Контрольное списывание  № 2 по теме урока.

Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания.

Контроль правильности выполнения задания.

(УП)

стр.47, упр.103

03.03

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Имена существительные собственные и нарицательные.

Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов.

Записывание и сравнение пар слов.

(Р2), стр.67, упр.2

(Р2), стр.68, упр.3

04.03

Правописание.

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Соотносить собственный ответ с предложенным. Группировать слова по заданному основанию.

(ПГ)

стр. 17, упр.1.

(ПГ)

стр. 18, упр.3,4.

05.03

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Знакомиться с алгоритмом написания изложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста. Составлять план текста. Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Выявлять ключевые слова (предложения) каждого абзаца. Кратко пересказывать текст по составленному плану и опорным предложениям. Оценивать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки

06.03

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Способы образования имён существительных.

Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования.

(Р2), стр.76, упр.6,7

(Р2), стр.76, упр.5

09.03

Правописание.

Контрольная работа (тест) по теме «Правописание окончаний имён существительных».

Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

10.03

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Способы образования имён существительных.

Подбор слов к схемам.

(Р2), стр.77, упр.3

(Р2), стр.77, упр.2

11.03

Правописание.

Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения.

Работа с таблицей учебника. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания.

(ПГ)

стр. 19, упр.1.

(ПГ)

стр. 18, упр.2.

12.03

Правописание.

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 3 склонения.

Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания.

Контроль правильности выполнения задания.

(ПГ)

стр. 20, упр.2.

(ПГ)

стр. 20, упр.3.

13.03

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Комплексная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста.

16.03

Как устроен наш язык.

Повторение  фонетики и состава слова.

Подбор слов к схемам. Исключение лишнего слова.

Выборочная запись однокоренных слов в порядке следования схем.

(Р2), стр.87, упр.5.

(Р2), стр.86, упр.2.

17.03

Правописание.

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Представлять информацию в виде таблицы. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию.

(ПГ)

стр. 24, упр.5.

(ПГ)

стр. 24, упр.5.

18.03

Как устроен наш язык.

Имя прилагательное.

Упражнения по определению рода, числа и падежа имен прилагательных с опорой на рубрики «Давай подумаем» и «Тайны языка». Наблюдение над склонением имён прилагательных.

(Р2), стр.91, упр.5.

(Р2), стр.91, упр.4.

19.03

Правописание.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

Классификация имён существительных с шипящей на конце.

(ПГ)

стр. 27, упр.4.

(ПГ)

стр. 26, упр.1.

20.03

Развитие речи.

Повторение по теме «Текст».

Чтение текста, подбор заголовка, составление плана, восстановление порядка предложений в тексте. Языковой анализ текста. Самостоятельная запись  исправленного абзаца.

30.03

Как устроен наш язык.

Имя прилагательное.

4 четверть (40 ч)

Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию.

(Р2), стр.99, упр.4.

(Р2), стр.98, упр.3.

30.03

Правописание.

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Находить в тексте слова по заданному основанию, графически доказывать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить допущенные ошибки и объяснять причины их появления. Контролировать собственные действия при определении места орфограммы.

(Р2), стр.101, упр.3.

(Р2), стр.100, упр.2.

31.03

Как устроен наш язык.

Имя прилагательное.

Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого. Высказывать предположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении.

(Р2), стр.103, упр.3.

(Р2), стр.104, упр.4.

01.04

Правописание.

Правописание окончаний имён существительных на – ий, -ия, - ие.

Понимать информацию, представленную в виде таблицы. Наблюдать за особенностями падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, формулировать выводы, сравнивать их с предложенным в учебнике правилом.

(ПГ)

стр. 29, упр.3.

(Р2), стр.106, упр.2.

02.04

Правописание

Правописание окончаний имён существительных на - ий, - ия, - ие. Закрепление пройденного.

(ПГ)

стр. 29, упр.3.

(Р2), стр.107, упр.2.

03.04

Правописание.

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

Сравнивать окончания слов, относящихся к разным склонениям. Высказывать предположение об обозначении звука [и] в окончаниях родительного и дательного падежа. Объяснять выбор окончания. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

(Р2), стр.110, упр.4.

(Р2), стр.109, упр.2.

06.04

Как устроен наш язык.

Качественные имена прилагательные.

Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака. Находить в тексте слова по заданному основанию. Контролировать правильность выполнения задания.

(Р2), стр.111, упр.2.

(Р2), стр.112, упр.3.

07.04

Правописание.

Контрольный  диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных».

Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

08.04

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Качественные имена прилагательные.

Наблюдение за  значением имён  прилагательных.   Классификация  имён прилагательных: качественные прилагательные и некачественные.

09.04

Развитие речи.

Обучающее изложение с элементами сочинения.

Чтение и анализ текста. Написание текста по данному плану. Анализ текста, создание текста - рассуждения.

10.04

Правописание.

Правописание окончаний имён прилагательных . Контрольное списывание по теме урока.

Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных».

13.04

Правописание.

Правописание окончаний имён прилагательных. Работа над ошибками.

Формулирование выводов о правописании окончаний имён прилагательных при работе с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание!».

(ПГ)

стр. 39, упр.1.

(Р2), стр.120, упр.1.

14.04

Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Чтение, анализ, составление плана, письменный  пересказ текста.  Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту.

15.04

Правописание.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Группировка слов по орфограммам. Исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных.

(ПГ)

стр. 43, упр.6.

(Р2), стр.125, упр.4.

16.04

Как устроен наш язык.

Краткая форма качественных прилагательных.

Знакомиться с краткой формой качественных прилагательных. Наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам.

(Р2), стр.128, упр.4.

(Р2), стр.128, упр.3.

17.04

Правописание.

Правописание окончаний имён прилагательных.

(Р2), стр.132, упр.3.

(Р2), стр.130, упр.2.

20.04

Развитие речи.

Обучение написанию сочинения.

Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений.

21.04

Как устроен наш язык.

Относительные имена прилагательные.

Группировать слова по заданным основаниям. Наблюдать за именами прилагательными, не имеющими краткой формы. Знакомиться с особенностями относительных прилагательных.

(ПГ)

стр. 43, упр.2.

(ПГ)

стр. 43, упр.1.

22.04

Правописание.

Правописание относительных прилагательных.

Конструировать слова в соответствии с предложенными моделями. Планировать собственную запись, учитывая условие упражнения. Фиксировать (графически обозначать) условия написания н и нн.

(Р2), стр.140, упр.4.

(Р2), стр.140, упр.5.

23.04

Как устроен наш язык.

Образование относительных имён прилагательных.

Наблюдать за образованием относительных прилагательных. Фиксировать (графически обозначать) состав слова. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Анализировать вариант ответа на проблемный вопрос, оценивать его правильность, высказывать свою точку зрения и доказывать её.

(Р2), стр.140, упр.4.

(Р2), стр.140, упр.5.

24.04

Правописание.

Правописание относительных имён прилагательных.

Находить ошибки и объяснять причины их появления. Формулировать вывод о правописании имён прилагательных на основе анализа допущенных ошибок. Конструировать слова по заданной модели.

(Р2), стр.141, упр.2.

(Р2), стр.141, упр.1.

27.04

Развитие речи.

Обучение написанию сочинения.

Сочинять начало текста в зависимости от типа текста. Озаглавливать текст. Заканчивать текст по предложенным признакам.

28.04

Правописание.

Правописание относительных прилагательных.

Классификация качественных и относительных имён прилагательных.

(ПГ)

стр. 47, упр.2.

(ПГ)

стр. 49, упр.7.

29.04

Как устроен наш язык.

Притяжательные прилагательные.

Наблюдать за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Сравнивать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

(Р2), стр.147, упр.3.

(Р2), стр.148, упр.4.

30.04

Правописание.

Правописание притяжательных прилагательных.

(ПГ)

стр. 50, упр.1.

(Р2), стр.151, упр.3.

04.05

Развитие речи.

Повторение. Составление текста по его части.

Восстановление текста по его части. Рисование картинки к составленному абзацу.

(Р2), стр.152, упр.2.

05.05

Как устроен наш язык.

Повторение фонетики и состава слова.

Выполнение фонетического разбора и разбора слов  по составу.

(УП)

стр.32, упр.70

(УП)

стр.33, упр.72

06.05

Развитие речи.

Проверочная работа. Изложение.

Индивидуальная – самостоятельная запись текста изложения.

07.05

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Имя прилагательное и его грамматические признаки.

Индивидуальная – выполнение тестовых заданий. Контроль правильности выполнения задания.

08.05

Правописание.

Правописание краткой формы имён прилагательных.

Наблюдать за правописанием краткой формы имён прилагательных, на основе наблюдения формулировать вывод.

(ПГ)

стр. 53, упр.3.

(Р2), стр.156, упр.4.

11.05

Правописание.

Итоговый контрольный диктант № 9 за год.

Индивидуальная – запись текста под диктовку. Выполнение грамматических заданий. Контроль правильности выполнения задания.

12.05

Как устроен наш язык.

Работа над ошибками. Местоимение. 

Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу.

13.05

Развитие речи.

Работа с текстом.

Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

14.05

Как устроен наш язык.

Личные местоимения.

Наблюдать за значением и функциями местоимений. Знакомиться с личными местоимениями. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Находить в тексте местоимения, определять, какие слова они заменяют.

(Р2), стр.158, упр.3.

(Р2), стр.159, упр.4.

15.05

Как устроен наш язык.

Личные местоимения.

18.05

Правописание.

Правописание местоимений с предлогами.

Наблюдать за правописанием предложно-падежных форм личных местоимений. Обобщать результаты наблюдений, формулировать выводы об особенностях написания. Понимать информацию, представленную в виде схемы.

(ПГ)

стр. 53, упр.3.

(ПГ)

стр. 53, упр.3.

19.05

Как устроен наш язык.

Изменение местоимений.

Высказывать предположение об изменении личных местоимений по родам. Формулировать вывод о неизменяемости личных местоимений 3-го лица по родам.

20.05

Правописание.

Правописание местоимений.

Находить и исправлять ошибки, объяснять причины их появления. Доказывать выбор пропущенной буквы. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Определять форму слова и устанавливать тип орфограммы.

(ПГ)

стр. 53, упр.3.

(ПГ)

стр. 53, упр.3.

21.05

Правописание.

Изменение местоимений.

Определять грамматические признаки местоимений. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Планировать порядок записи в соответствии с условием упражнения. Использовать местоимения в определённых грамматических конструкциях.

(Р2), стр.174, упр.4.

(Р2), стр.174, упр.3.

22.05

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме «Фонетический разбор слова».

Выполнение фонетического анализа слов. Работа в орфографической тетради.

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Состав слова»

Выполнение словообразовательного анализа и разбора слова по составу. Работа в орфографической тетради.

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание имён существительных».

Выполнение морфологического разбора имени существительного. Работа в орфографической тетради.

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание имён прилагательных».

Выполнение морфологического разбора имени прилагательного. Работа в орфографической тетради.

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание местоимений».

Выполнение заданий в орфографической тетради.

Правописание.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Части речи и члены предложения»

Выполнение синтаксического разбора предложений. Работа в орфографической тетради.

170.

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

Книгопечатная продукция

Иванов С. В.  Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебники

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Рабочие тетради

Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». -  М. «Вентана – Граф», 2013г.

Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. -  М. «Вентана – Граф», 2013г.

Методические пособия

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. М. «Вентана – Граф», 2013г.

Иванов С. В.  Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учащихся:

Учебники

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Рабочие тетради

Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». -  М. «Вентана – Граф», 2013г.

Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. -  М. «Вентана – Граф», 2013г.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...