Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило  при написании безударных падежных окончаний имён сцуществительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: презентация.

                                       Ход урока .

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка  чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

-Что такое антонимы?

-К словам подберите антонимы.

плохой-      Слайд 1

трусливый-

толстый-

горячий-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова .

– Назовите  междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций . Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

- Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним?

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга,  труд, работа ,творить.

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

-Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

- Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч…Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

- В каком падеже стоят данные  существительные? (В Т.п.)

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

- Что мы  уже знаем о творительном падеже ?

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-

 -Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

-  Каким членом предложения является? (второстепенным)

-  Что ещё нужно знать?  (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.

-Послушайте сказку Слайд 6

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». 

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

 - На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

 - Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

          1 скл.                                2 скл.                               3 скл.

        зеброй                              слоном                              смелостью

        сливой                             медведем                           елью

       умницей                             ужом                               осенью  

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 скл.                                     2 скл.                                3 скл.

-ой                                           -ом                                    -ю

-ей                                            -ем      

3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)

- Вставим окончания в словосочетания.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей         (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветром        (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью  (Т.п. 3 скл.)

4)Физминутка.

- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь,         солнце      печь            сын

земля,        отец          платье         книга

сын            дача           парта          тетрадь

дочь           мышь        ручка          день

Алла          окно          тишь           печенье

5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

-Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 8

Пришла (с чем?) с (метель)  Слайд
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня  и  Саша)

- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

6)Упр.221 стр.118(самостоятельно)

8. Рефлексия.

Слайд 9

        - Какую задачу мы ставили перед собой?

        - Что же мы узнали на уроке?

        - Что вам понравилось сегодня на уроке?

       

          9.Итог.

        10.  Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения,  упр. 213

Дифференцированная работа ( по карточкам )

1.Карточка ( уровень повышенной сложности)

-Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).

2.Карточка (базовый уровень)

-Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Чертеж...м, снег...м, пляж..м, сугроб...м, грач...м, страниц…й, медвед…м, мороз...м, пловц...м, гостинц...м.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

плохой- трусливый- толстый- горячий-

Слайд 2

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций

Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Слайд 4

Закрыло туч… Тянуло ветр … Спрятался под ель…

Слайд 5

Безударные окончания имён существительных в творительном падеже . Тема урока :

Слайд 6

слон ом уж ом зебр ой медвед ем умниц ей смелость ю слив ой ель ю осень ю 1 скл. 2 скл. 3 скл. 3 скл. -ю 2 скл. -ом -ем 1 скл. -ой -ей

Слайд 7

ей ом ю Закрыло туч… Тянуло ветр… Спрятался под ель…

Слайд 8

ю ом ом ом ом ой ей Пришла с метель… занесло снег… украсила серебр… укрыла ковр… летел над лес… любовались снежинк… играть с Тан… и Саш… ей

Слайд 9

Я узнал (а), что … Мне понравилось на уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....