Урок русского языка «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в творительном падеже,

оканчивающихся  на шипящий и ц»

Цели: развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных; познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называть признаки имен существительных в творительном падеже;

- объяснять написание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц»;

- правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-оценивать достаточность или недостаточность  имеющейся информации по теме;

- делать выводы на основе анализа информации;

- проводить  самооценку;

- вносить необходимые коррективы в действие на основе учета сделанных ошибок.

Личностные:

- осознавать ответственность  за  собственные  поступки;

- устанавливать связи  между целью учебной деятельности и  ее  мотивом.

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность. (слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

- Запишите  сегодняшнее  число, классная работа.

2. Подготовка руки к письму.

- По чистописанию предлагаю вам записать такую пословицу

Ученье – путь к уменью.  (на доске)

- Как  вы ее понимаете? (Если ты многое знаешь, то будешь многое уметь)

3. Актуализация изученного материала.

- Давайте  и мы с  вами вспомним то,  что уже  знаем и умеем.

Индивидуально:

- Я предлагаю поработать  4 обучающимся  на  нетбуке и выполнить тест «Определи падеж, склонение и род имени существительного».

Фронтально:

- Пока ваши товарищи работаю индивидуально, мы с вами выполним задание на доске.  (слайд 3)

- Что записано у меня на доске? (словосочетания)

- Вам нужно вставить  пропущенные окончания  в слова и  объяснить свой выбор.  Напомните  эталон,  которому нужно следовать, чтобы  правильно определить окончание. (выходят по одному к доске).

Выполнить  в тетрад..,  отправить телеграмм.., покрыть желез.., проезжать  около деревн.., по узкой  дорожк.. , нависли над  лес... .

(слайд 4)

- Прочитайте следующие словосочетания. Запишите их в тетрадь, вставляя окончания.

 

Шагать  с  песн..,  сидит с газет..,  между  яблон..  и  смородин.., прятался под  крылечк..  .

- Что объединяет эти словосочетания? (в них сущ. стоят в   Т. п.)

- Назовите  признаки Т. п.

 кем?  чем? где? куда?

доволен  

предлоги: с, за под, между

в предложение является  дополнение

(Выключаю проектор)

- Разберите существительное с газетой как часть речи. (выполняет 1 у доски, а остальные в тетрадях)

С газетой (с чем?) – сущ.

Н.ф. – газета (что?)

Нариц., неодуш., Ж. р., 1 скл., ед. ч., Т. п.

Дополн.

4. Целеполагание.

- А теперь я предлагаю вставить окончания в словах словосочетаний:

(На доске)

стоять  под  крыш..

пруд с водиц..

вместе с багаж..

-  В каком  падеже стоят существительные с пропущенными  окончаниями? - - Почему не можете выполнить задание? (возникло затруднение)

- Назовите буквы, которые стоят перед окончанием. (ш, ц, ж) Какие звуки они обозначают? (шипящие, кроме ц)

- Сформулируйте тему урока (правописание окончаний сущ. в Т.п. оканчивающихся на шипящие и  ц),  цели (научиться  правильно писать гласные  в  окончаниях сущ. в Т. п. после  шипящих  и  ц).

5. Организация познавательной деятельности.

А) Первичное усвоение знаний

(Работа в  группах)

- Прочитайте слова на листочке:

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.

- Исследуйте эти слова по плану.

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод.

- Какой  вывод вы  сделали, проведя  исследование? (После шипящих и ц  в  окончаниях сущ.   в   Т. п. под  ударением  пишется  о,  без  ударения  -  е)

- Давайте  проверим  наш  вывод, сравнив  с эталоном, откройте  учебник  на  стр. 119. Прочитаем  правило.

Б) Первичная проверка понимания нового знания

- Давайте вернемся  к нашим   словосочетаниям и вставим пропущенные  окончания.

стоять  под  крышей

пруд с водицей

вместе с багажом

Упр. 223 стр. 119

Физкультминутка «Отдыхаем со снеговиком»  (слайд  5)

6. Закрепление изученного  материала.

Упр. 224

- Спишите, ставя имена существительные из скобок  в  форму творительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение этих существительных. Разберем первое предложение.

1 вариант – 2, 3, 4 предложение

2 вариант – 5, 6, 7 предложение

- Давайте  проверим получившиеся  у  вас  предложения и правильность вставки окончаний.

Упр. 226 (если успеем)

7. Рефлексия

- Какие задания вызвали у вас затруднение?

- С какими заданиями вы  легко справились?

- Оцените  свою работу на уроке  и выберите  каждый свой вагончик.  

8. Итог

- Что  нового узнали сегодня на уроке?

- Когда в окончаниях имен существительных в Т. п. после шипящих и  ц  пишется   буква  о,  а  когда  -  е?

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод.

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".

Предмет: русский язык.Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».Класс: 3Цель: -формирование знаний о взаимосвязи имени...

Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса

Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...