Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnykh_okonchaniy_imyon.docx25.39 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Цель : 1.формировать и совершенствовать навык правописания падежных

окончаний существительных в предложном падеже; отрабатывать

последовательность действий при написании безударных окончаний имён

существительных, обобщать знания о предложном падеже.

2.Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую

зоркость учащихся.

3.Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация,

                              Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок – начинается урок.

Девиз нашей работы: Мы пришли сюда учиться,

           

          Не лениться, а трудиться.

          Работаем старательно,

           Слушаем внимательно.

           Улыбнитесь  друг другу и пожелайте удачи.

2.Проверка домашнего задания.

3.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

-С чем знакомились на прошлом уроке?

-Что вы знаете о предложном падеже?

написал в тетрад

рассказал о погод

засверкал на водичк

замелькал на горизонтСлайд 1

-Посмотрите внимательно на данные словосочетания.

-Что их объединяет? (Безударные окончания имён существительных в

предложном падеже.)

- Почему вы так решили? (Существительные в данных словосочетаниях

употреблены в предложном падеже, их окончания безударные.)

- Какие  безударные окончания имеют существительные в предложном

падеже?

-Как проверить безударное окончание существительных в предложном

падеже?

- Сформулируйте задачи нашего урока.(Поупражняться в правописании

безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.)

-

-Вернёмся к  словосочетаниям.

-Какие окончания пропущены. Докажите.

- Я приглашаю вас в морское путешествие на таинственный остров

Сокровищ. Во время путешествия мы будем упражняться в проверке и

правописании безударных окончаний существительных в предложном

падеже.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Поднимаем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Ещё немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

2)Минутка чистописания.

-А начинаем мы наше путешествие из порта Чистописания. (Слайд №2)

-Написание какой буквы будем повторять узнаете, когда разгадаете ребус. 

Слайд 3

-С какой буквы начинается это слово?

-Дайте характеристику букве и звуку в.

*Письмо  :  В в во вя ву (1 строчка)

-Прилив волны смыл части слов, нам необходимо восстановить их.

-Эти слова являются однокоренными к слову-ребусу. (Слайд №3)

(Водяной, водица, водичка, водопад, водоём, водолаз …)

-Какое слово лишнее? Определите склонение имён существительных.

-Прочитайте предложение.

Вадоёмы имеют бальшое зночение в прероди  и в жизне людей.

-Запишите, исправив ошибки.

-Определить падеж и склонение существительных.

*синтаксический разбор предложения

-Молодцы! Нам во время путешествия понадобятся ваши знания, смекалка,

чувство товарищества и взаимопомощи.

3)  Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

-Вот мы и в падежном океане. Странный листок выпал из судового журнала,

на нем написано: «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайд №4)

-Мы сможем благополучно продолжить наше путешествие, если правильно

выполним задания.

Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайд 5 -6)

*Учащиеся работают с веером цифр, выбирают верный ответ.

-Итак, существительные, какого склонения в предложном падеже

имеют одинаковые окончания? (Слайд №6)

-Какие способы проверки можно использовать? (Проверку ударным

окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму.) 

*Правило хором повторяется. Слайд 7

Словарно-орфографическая работа.

-Наш корабль входит в воды моря Словарных слов. ( Слайд №8) 

-Ребята, посмотрите на поверхности нефтяные пятна!

-Какую опасность они представляют? (От нефтяных пятен гибнут птицы,

нарушается газообмен, гибнут мальки.)

-Что используют для уничтожения следов нефтепродуктов?(Специальные

«суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают

мусор, пластмассовые отходы.)

-Наш корабль превратится в «судно-губку», если мы правильно выполним

следующее задание: «Отгадай и измени!». Отгадку нужно записать в форме

предложного падежа, выделить окончание, определить склонение

существительного.

*Работа в группах.

1. Разговор, обмен мнениями. (Беседа.)

2. Команда корабля. (Экипаж.) (Работа с орфографическим словарём.)

3. Командир корабля. (Капитан.) Слово не изучали, где можно посмотреть

его правописание? (Работа с орфографическим словарем.)

4. Старое, непрочное судно. (Посудина.)

5. Место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов. (Пристань.)

6. Многомачтовое (маленькое) парусное судно. (Кораблик.)

7. Содействие кому-нибудь в чём-нибудь, приносящее облегчение. (Помощь.)

*сверка с доской.(Слайд №9)

-Нефтяные пятна убраны!

-Морские жители благодарят вас за помощь и призывают беречь и охранять

природу.

-С таким экипажем можно смело плыть к таинственному острову Сокровищ. 

Физкультминутка (Звучит фонограмма №1 с шумом моя.) (Слайд №10)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

б) Работа по учебнику

-Наш корабль входит в бухту Предложную. (Слайд №11)

- А что такое бухта? (Работа с толковым словарём.)

Бухта - небольшой глубокий залив.

-Чтобы не наскочить на рифы, нужно правильно выполнить упражнение

№231 на странице 123.

Риф – ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений

морского дна. (Работа с толковым словарём.)

-Я надеюсь, вы не будете выполнять упражнение с бухты-барахты.

-Что значит с бухты-барахты (Работа со словарем фразеологизмов.)(Ни с того

ни с сего, необдуманно.)

*Сам.работа.

*Проверка(по цепочке).

 Творческая работа .

-Наш корабль причаливает к таинственному острову Сокровищ.

-Чтобы обнаружить клад, потребуются ваши знания, смекалка и творчество.

-Послушайте внимательно фонограмму (звучит фонограмма №2), составьте и

запишите сочинение-миниатюру по опорным словам. Слайд 12

Бьют о борт, в небе кричат, шторм, в море  кораблик…

*Звучит музыка, дети внимательно слушают.

-Что вы представили в своем воображении,  услышали? (Заслушиваются 4-5

миниатюр.)

-Назовите имена существительные, которые вы употребили в предложном

падеже. 

Игра – эстафета.

-Мы сможем обнаружить клад, если правильно выполним следующее

задание.

-Укажи (+) существительные в предложном падеже. Вставь  окончания.

-Проверим, какая команда была на уроке самой внимательной?

*На доске написаны слова, учащиеся по «цепочке» выходят к доске,

вставляют окончания

на якор…                            по тропинк…                             на палуб…

около дорог…                     об опасност…                            с мачт…

о местности...                   около речк…                              о жизн…

к кают…                            на шлюпк…                               в бортжурнал..

в лодк…                              в команд…                                  с поверхност…

о дружб…                          в океан…                                     в гаван…

*Проверка веером букв – и, - е.

-Молодцы! Вы хорошо усвоили тему урока. Клад найден!

-Но что это? В сундучке письмо. (Чтение письма хором.) (Слайд №13)

Вы ищете клад – золотые монеты,

Но ваше богатство, поверьте, не в этом,

Вы этим богатством владеете, дети!

                                        Ведь русский язык –самый лучший на свете.

Он самый великий и самый богатый!

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать!

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!

Фея Грамоты

-Так что же, ребята, является сокровищем? (Знания.)

-Не зря говорят: «Знания – это богатство. Знания - это клад».

-Найдите в письме Феи Грамоты имя существительное в предложном падеже.

(На свете.)

-Докажите, что окончание написано верно.

-Как вы думаете, какое другое название имеет этот остров? (Остров Знаний.

Остров Русского языка.)

3. Рефлексия.  Cлайд  14  Подведение итогов урока

Садитесь поудобнее,

К концу подходит наш урок.

Чтобы закончить путешествие,

Надо подвести итог.

-Над какой темой мы сегодня продолжали с вами работать?

-Какие способы проверки написания безударных окончаний можно

использовать?

-Существительные, какого склонения в предложном падеже имеют

окончание -и? (3 склонения.) – е? (1 и 2 склонения.)

4.. Домашнее задание : упр.232 стр.123. правила


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

написал в тетрад … рассказал о погод … засверкал на водичк … замелькал на горизонт …

Слайд 2

порт Чистописания

Слайд 3

ДА о

Слайд 4

океан Падежный Или нет или да, а не знаешь-беда!

Слайд 5

Вопросы предложного падежа: 1. Кому? Чему? (Где? Куда?) 2. Кем? Чем? (Где? Куда?) 3. О ком? О чём? (Где?) Предлоги предложного падежа: 1. От, до, с, без. 2. При, о, об, в, на. 3. Через, про, в, на, за.

Слайд 6

Роль в предложении: Главный член предложения. Второстепенный член. Окончания существительных в П.п.: 1 склонение 2 склонение 3 склонение 1. -и - -и 2. -е -е -и

Слайд 7

Предложный падеж О ком? О чём? Где? О, об, в, на, при. 1 скл.:- е ; 2 скл.:- е ; 3 скл.:- и .

Слайд 8

Разговор, обмен мнениями. 2. Команда корабля. 3. Командир судна. 4. Старое, непрочное судно. 5. Место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов. 6. Многомачтовое (маленькое) парусное судно. 7. Содействие кому-нибудь в чём-нибудь, приносящее облегчение . море Словарных слов

Слайд 9

В Б Е С Е Д Е О Б Э К И П А Ж Е О К А П И Т А Н Е В П О С У Д И Н Е Н А П Р И С Т А Н И Н А К О Р А Б Л И К Е О П О М О Щ И

Слайд 12

… Бьют о борт, в небе кричат, шторм, в море кораблик…

Слайд 13

остров Сокровищ Вы ищете клад – золотые монеты, Но ваше богатство, поверьте, не в этом, Вы этим богатством владеете, дети! Ведь русский язык – самый лучший на свете. Он самый великий и самый богатый! И много секретов хранит он, ребята! Вы эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать! Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас! Фея Грамоты

Слайд 14

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились правильно писать безударные окончания имён существительных, но вам ещё нужно потренироваться. Вы считаете, что было трудно на уроке. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация  на тему  "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...

урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...

презентация к уроку русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

презентация к уроку русского языка  в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...

План конспект по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»

Учите, дети, русский к ряду.Учите с душой, с усердием, трудом.Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом…(М. В. Ломоносов)...

Технологическая карта урока русского языка для 4 классов по учебнику Канакина на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже"

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже...

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже...