План конспект по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сабирзянова Рамзия  Шафиковна

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_i_samoanaliz_uroka.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме:

«Правописание окончаний имён существительных

в  предложном падеже»

Подготовила учитель начальных классов

Сабирзянова Рамзия Шафиковна

Тема урока: Правописание окончаний имён существительных

в  предложном падеже

Цель урока: 1.Познакоить с правилом правописания безударных окончаний  имен существительных в предложном падеже  ;  формировать умения правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже.

2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата сзаданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация. портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист.

Ход урока:

  1. Организация внимания.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой  просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся  к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

2.Чистописание.

На доске буквы:

ИРДВТ…

-  Что это за буквы? (Названия падежей) Назовите следующую букву.

Пп  Ппп  Пппп

- Запишите эту букву, соблюдая закономерность.

- Запишите пословицу:

Порядок время бережёт.

- Обозначьте  орфограммы  в  словах.

- Подчеркните  основу  предложения.

- Найдите  имена  существительные,  определите  их  падеж  (существительное  порядок в им. падеже, т.к. является подлежащим, слово время – в винительном падеже, т.к. это второстепенный член предложения.)

(Оценивать свою работу)

Создание проблемной ситуации

Разобрать «Путанницу» и навести порядок с падежами.

(На доске на карточках расположены  падежные  вопросы, название  падежей вразброс, не хватает П.п.).

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п.  кто? что?

Р. п.  кому? чему?

Д. п.  кого? что?

В. п.  кого? чего?

Т. п.  кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?

- Какова тема нашего урока?

-Предложный падеж  имен существительных.

IV. Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока.

- Научимся определять П. п имён сущ.

вспомним на какие вопросы отвечают сущ. в П. п.

узнаем с какими предлогами употребляются сущ. в П. п., каким членом предложения являются.

V. Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

(Дети работают в группе, предлагают варианты  маршрута  движения, один ученик после обсуждения  выполняет на доске.)

Маршрут движения.

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы  падежа.
  4. Предлоги  падежа.
  5. Член  предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал  этот  падеж  предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с.121. Прочитайте и вспомните по таблице признаки , по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

2. - Найдите ответы на пункты  3, 4, 5 маршрутного листа.

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?

VII. Первичное закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику.

- Найдите  упражнение  228  на странице  121  учебника.

- Сначала прочитайте стихотворение В.Орлова. А теперь выпишите имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом.укажите склонение и выделите падежные окончания.

VIII. Физкультминутка.  

 IX. Продолжение работы.

  1. Групповая работа. Работа по карточкам.  

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

X. Самостоятельная  работа  с самопроверкой  по эталону.

1. Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля),  

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

А сейчас ребята смотрим все сюда внимательно послушаем о чем говорят зайка и волчонок?

Д\з .Составить небольшой рассказ « О чем вы мечтаете»

2.Упражнение на внимание.

XI. Итог урока. Рефлексия.

. Обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.

Для того чтобы оценить свои успехи, нужно выполнить ещё одно задание – ТЕСТ.

Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в П. п.?

Если слово в П. п. – обведите букву в столбике «да», а если другие, то слово «нет».

ТЕСТ

                                             ДА     НЕТ

  1. Нырнул в воду                о         м     
  2. Играют в воде                 о         к
  3. На морском берегу         л         п
  4. Отъехал от берега           и         о
  5. Скользит по воде            ч         д
  6. В морской пучине           е         н
  7. Жить на острове              ц         й

2. Выставление оценок.

3. Проанализируйте свою работу на уроке.  Оцените свою работу

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

    Мне понравилось работать на уроке.

   Мне было трудно.

    У меня остались проблемы  в знаниях.

Аспектный самоанализ урока русского языка по теме

«Правописание окончаний имён существительных

в  предложном падеже»

 «

         Урок русского языка давался в 4 классе по УМК «Школа Россия» по теме «Правописание окончаний имён существительных

в  предложном падеже».

 Этот урок является уроком открытия новых знаний. Цель данного урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). На уроке решались следующие задачи:

  способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

  развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

  воспитание коммуникативных качеств;

  создание комфортного микроклимата, ситуации успеха

При планировании урока мною были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности с помощью учителя произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. На следующем этапе актуализации знаний использовала коллективную форму работы: закрепила  материал предыдущего урока - названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.

Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником, с помощью которого формировала культуру учебной деятельности. Учащиеся учились листать учебник, выбирать нужную информацию, пользоваться подсказками, выполнять организационные требования.

Работа в парах была  построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с собственным. Каждый ребёнок почувствовал  себя исследователем.

Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, учителем использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задание провоцировало детей на самостоятельное добывание знаний. Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.

          На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся обратиться к своему внутреннему миру. Сделать самоанализ, помогающий понять себя, результативность своей деятельности.

Все эти приёмы помогли учащимся и мне в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...

презентация к уроку русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

презентация к уроку русского языка  в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....