урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елена Николаевна Манаева

урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Луховский лицей »

Урок с компьютерной презентацией

по русскому языку в 4 Б классе

«Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже»

Манаева Е.Н

учитель начальных классов

Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

Цели: познакомить с окончаниями имён существительных в предложном падеже; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Осложнённый словарный диктант

Запишите слова в заданной форме. Перед существительными можно ставить вопрос или вспомогательное слово, предлог. Выделите окончания.

Календарь (Т. п.), богатство (Т. п.), инженер (Р. п.), пейзаж (Т. п.), портрет (Т. п.), морковь (Р. п.), дорога (Р. п.), тетрадь (Д. п.), ученица (Д. п.), агроном (Р. п.), яблоко (Р. п.), деревня (Д. п.), мебель (Д. п.), железо (Т. п.), адрес (Д. п.), багаж (Т. п.), телеграмма (Р. п.).

(Взаимопроверка.)

- Почему разные окончания?

Работа по карточкам (4 человека работают по карточкам во время диктанта) 

                        Карточка № 1.

  1. Допиши предложение.
  2. Разбери предложение по членам.
  3. Надпиши части речи. Укажи падеж имён существительных.

         Ребята                                  горку.

                             Карточка № 2.

  1. Разбери  предложение по членам.
  2. Надпиши части речи. Укажи падеж имён существительных.

На столе лежит пенал.

Самоопределение к деятельности

— Прочитайте ключевые слова.

О каком падеже мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложном.)

Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки предложного падежа, научиться правильно писать безударные гласные в окончаниях существительных в предложном падеже.)

Работа по теме урока

 Изучение нового материала.

1.  -Запишите данные существительные в П. п., выделите окончания. Определите склонение.

     О  ВОДЕ, О КИТЕ, О СТЕПИ

2.   -Сделайте вывод, какие окончания имеют имена существительные в П. п. ед. ч. 1 скл.? 2скл.? 3 скл.?  

  -е, -е, -и,

3.Обобщение. Составление и запись таблицы по плану:

1. Вопросы.

2. Предлоги.

3. Роль в предложении.

4. Окончания существительных 1-3 склонения.                                                Слайд 4

П.п.

О ком? О чём? (где?)

О, об, в, на, при

Втор. член предложения

1скл. –е,  2скл. –е,  3скл. –и

Физминутка для глаз (тренажёр)                                                            Слайд 5-9

Закрепление нового материала.

1.- Вставь гласные, выдели окончания, укажите падеж и склонение.

Увидели на д…рог…                           С…дел  на с…рен…                             Слайд 10  

 Прочитала о м…двед…                       Г..ворили о п..год…  

Мечтал  об авт…м…бил…                    Нап…сала в т..трад…

-Составить предложение с любым словосочетанием.

Физминутка

2.Работа по учебнику. Упр. 228

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже.

-Запишите существительное с предлогом, выделите окончание, поставьте ударение.

-Нужно ли проверять это окончание?

-В скобках укажите склонение имени существительного. (Далее учащиеся по цепочке находят остальные словосочетания с существительными в предложном падеже, выписывают их и разбирают по аналогии. Один ученик выполняет на доске разбор слова (в) серебре как части речи.)

- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?

- Какое окончание у существительных 3-го склонения?

3.Самостоятельная работа  учащихся.

Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.

-В чём заваривают чай?                                                                                          Слайд 11

-Где спит ребёнок?

-В чём пишут дети?

Взаимопроверка с образца                                                                                                                          

             Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)  

             Ребёнок спит в кровати.   (П.п. 3 скл.)                                                    Слайд 12    

             Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)

4. Тест.

1. Найди существительное 3 склонения.

А) в посылке             Б) о медали             В) к выставке

2.В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

А) юноша, мама, мать  Б) дерево, солнце, холм    В) ремень, огонь, лошадь                                                                                            

 3. Найди ошибку в определении падежа.                                                               Слайд 13    

А) о дочке (П.п.)    Б) к деревне (Д.п.)      В) за дорогой ( Р.п.)                                                

   Взаимопроверка с образца                                                                                                                          

-    1. Б; 2. Б; 3В.                                                                                                          Слайд 14                                                                            

Итог урока. Рефлексия.                                                                                     Слайд 15                                                                            

-Чему вы научились на уроке?  Какое задание показалось самым интересным?

Оцените свою работу.

Домашнее задание.                                                                                                 Слайд 16                                                                          

Упр. 230; запомнить предлоги и окончания существительных в П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

презентация к уроку русского языка  в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок русского языка на тему "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"...

Русский язык 4 класс Тема:Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

УМК "Школа России", урок русского языка по учебнику Канакиной В.П. Форма работы на уроке групповая...

План конспект по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»

Учите, дети, русский к ряду.Учите с душой, с усердием, трудом.Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом…(М. В. Ломоносов)...

Технологическая карта урока русского языка для 4 классов по учебнику Канакина на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже"

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже...