Русский язык 4 класс Тема:Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

УМК "Школа России", урок русского языка по учебнику Канакиной В.П. Форма работы на уроке групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык Класс: 4б

Учитель: Белобородова ГА

Тема «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа. Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование учебных задач урока; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. —работа в группах:   инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: знакомство с новыми знаниями

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П.
  • Рабочая тетрадь
  • Карточки с заданиями для работы в группе, паре
  • ПК, проектор. Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 1).

Всякое умение трудом дается.

- Как понимаете значение этого высказывания?

- Что для нас труд?

- Чем измерим наш труд?

Проверяют готовность к уроку, получают эмоциональный настрой на урок

Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия – отметками, новыми знаниями

Л: Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний

- оформите работу ( запись числа)

- Найдите в пословице слово, в котором все согласные твёрдые.

- Назовите морфологические признаки слова.

- Пропишите нижние соединения букв:

Дом ( показ на доске)

- Послушайте стихотворение.

Нет без леса России,

Без снегов и озёр,

Нет без вечеров синих

И без розовых зорь.

Нет России без луга,

Где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой

Землю всю замело.

- О чём это стихотворение?

- Нужно выписать существительные, стоящие во множественном числе в Р.п., выделить окончания ( Работа над первым четверостишием)

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Назовите окончания существительных в Р.п., множ.ч.

 Трудом

Сущ., в ед.ч., в Т.п., м.р.,  2 скл.

Фронтальное обсуждение

- Главная мысль стихотворения: красота России, которую нужно беречь.

Все пишут в тетрадях, у ученик у доски: без снегов, без озёр, без вечеров, без зорь.

Самооценка, показ светофориками правильность выполнения.

П. - Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Л.: формирование положительного отношения к  основным ценностям

3. Создание проблемной ситуации.

А дальше работаем в четвёрках  Возьмите карточку №1.

1.Прочитайте слова. Выделите общий признак.

2. Определите по каким признакам слова разбиты на группы.

На карточках даны слова: 1.письмами, мышами, деревнями, грибами; 2. письмам , мышам,  деревням,   грибам; 3.о письмах, о грибах,  о деревнях,  о мышах.  

-Кто же может назвать тему урока?

Верно. Тема нашего урока - Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. ( слайд 2. )

- Исходя из темы урока сформулируйте задачи урока.)

В группах по 4 человека распределяют роли: «секретарь», «командир», «чтец», «оценщик».

Выполняют задание в группе.

Общий признак: множественное число.

Слова распределены в группы по трём падежам: Т., Д. и П. падежи

Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в Д. Т. и П. падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в Д. Т. и П. падежах

Р: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом

. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Открытие новых знаний и способов действия.

 Главные вопросы урока: - На какие вопросы отвечают имена существительные в Д., Т., П. падежах?

-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п., Т.п., П.п.?(Вопросы на доске)

- Перед вами лежат оценочные листы. Поставьте +, кто знает ответ на 1 вопрос. Покажите, кто поставил +.

- Поставьте +, кто знает ответ на второй вопрос.

- Покажите, кто знает ответ на второй вопрос?

- Для того, чтобы на него ответить, вам нужно исследовать слова на карточках. Составьте сводную таблицу окончаний.

Д.п.- -ам, -ям

Т.п.- - ами, -ями

П.п.- - ах, -ях

- Проверим правильность наших выводов. Учебник. 139. Рассмотрите таблицу окончаний.

- Какой вы сделали вывод?

- Зажгите красные светофорики на месте опасных безударных гласных в окончаниях

-  Какое правило  о написании безударных окончаний существительных мы должны помнить?

- Оценщики, оцените правильность выполнения первого задания в группе.

- Все группы молодцы, справились с первым заданием.

Работая в группах, дети заполняют таблицу с окончаниями. Проверка: командир 1 группы рассказывает о результатах исследования, показывает заполненную таблицу.

Безударное окончание существительных мы можем проверить словом с ударным окончанием - руки в том же падеже.

(На листе группы  приклеивается карточка красного, зелёного или  жёлтого цвета)

.П. - Развиваем умения представлять информацию в виде схемы.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

К: 1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе

5. Первичное закрепление полученного знания.

А сейчас мы немного поиграем. Работаем по группам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч., а ребята первой  группы запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второй группы  запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьей и  четвёртой групп - в П.п. мн.ч.

Я диктую слова:  озеро, трава, холм, ягода, папоротник,  лягушка, дерево, лошадь.

-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

- Оцените правильность выполнения задания в группах. (Наклеивается цветной жетон на оценочный лист группы)

(2 ребят на первой парте работают с учителем, ставят слова в Д.п.). ( комментированное письмо в группах)

Самопроверка по модульным ответам.

Проверка. Д.п. мн.ч. – озёрам, травам, холмам, ягодам, папоротникам, лягушкам, деревьям, лошадям.

Т.п. мн.ч.- озёрами, травами, холмами, ягодами, папоротниками, лягушками, деревьями,

П.п.мн.ч. - об озёрах, о травах, о холмах, о ягодах, о папоротниках, о лягушках, о деревьях,

П.: построение логической цепи рассуждений; доказательство

 Р. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

. К: 1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

 Умение работать в группе

6. Физкультминутка.

-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.

Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце.

7. Применение полученных знаний

. Развитие речи.

- Каждая группа получает карточку с набором слов. Вам нужно составить из них предложения,  ставя выделенные имена существительные в нужную падежную форму. Записать полученные предложения в тетрадь. Выделить окончания в словах, в которых пригодились новые знания.

1гр. (2 человека, работа с учителем) Дорога, к, шла, лес, озёра, через.

2 гр. Стрекозы, над, летали, зелёные, голубые,  и, травы.

3 гр. Росли, на, сосны, холмы, песчаных.

4 гр. Земля, была, папоротник, покрыта, ландыши, и, оранжевыми, ягоды, с.

5 гр. На, мы, закат, к, подошли, лесным, озёра.

- Ребята, скажите, у нас получился текст? Назовите его тему.

- Назовите вид текста. (текст-описание).

- Мы снова  составили текст, который помогает увидеть красоту нашей природы. Оцените в группах, как вы справились с этим заданием.

В группах составляют предложения с заданными словами.

Проверка: по 1 ученику  от каждой группы у доски зачитывают предложения, называют слова в Д., Т., П. падежах, называют окончания.

Оценивают цветными жетонами

К: 1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе

Р: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Нужно составить и записать предложение, которое может стать продолжением текста, используя слово деревья. 

Подведение итогов задания: вы составили текст-описание.  Посмотрите на картины на слайде.  К какой картине может подойти этот текст?

Проверка: ребята из групп зачитывают свои предложения.  Коллективно выбирается самое удачное.

Просматривают картины на слайде, выбирают более подходящую к тексту.

9. Подведение итога урока

-Чему на уроке учились?

-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?

10 Рефлексия урока.

- Возьмите карточки,  вставьте пропущенные окончания, определите падеж существительных.

Среди заросл…,   в дальних стран…,  по верхушк…, деревьев,  доволен  успех….

(Индивидуальная работа)  

Проверка: самопроверка по слайду.

Р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Вернёмся к оценочным листам. Многие из вас не могли ответить на второй вопрос. Поставьте +, кто теперь знает ответ на второй вопрос, «- », кто не понял. Переверните оценочные листы, в которых  нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок

я на уроке

 интересно

работал

скучно

отдыхал

безразлично

помогал другим

Покажите оценочный лист группы, как вы вместе справились с работой.

Домашнее задание:

1 уровень – т\з стр. 77 упр. 184.

2 уровень – т\з упр. 188, стр. 79.  ( составить текст по рисунку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Окончания имён существительных во множественном числе в Р.п.»

Урок русского языка в 3 классе. Урок также приобщён к празднованию Масленицы. Организационный момент, минутка чистописания и физминутка могут быть использованы и при изучении других тем на уроках русс...

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...

Контрольный диктант по русскому языку на тему: "Правописание падежных окончаний имён существительных". 3 класс.

Контрольный диктант по русскому языку на тему: "Правописание падежных окончаний имён существительных". 3 класс. Диктант состоит из 60 слов. В конце диктанта есть задания в двух вариантах....