Главные вкладки

    Русский язык 4 класс Тема:Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    УМК "Школа России", урок русского языка по учебнику Канакиной В.П. Форма работы на уроке групповая

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок русского языка81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: русский язык Класс: 4б

    Учитель: Белобородова ГА

    Тема «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

    Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа. Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.

    Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование учебных задач урока; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. —работа в группах:   инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Тип урока: знакомство с новыми знаниями

    Оборудование:

    • Учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П.
    • Рабочая тетрадь
    • Карточки с заданиями для работы в группе, паре
    • ПК, проектор. Презентация

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые

    УУД

    Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности.

    Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее,

    Начнем скорей урок.

    А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 1).

    Всякое умение трудом дается.

    - Как понимаете значение этого высказывания?

    - Что для нас труд?

    - Чем измерим наш труд?

    Проверяют готовность к уроку, получают эмоциональный настрой на урок

    Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия – отметками, новыми знаниями

    Л: Формируем мотивацию к обучению и

    целенаправленной познавательной деятельности

    2.Актуализация знаний

    - оформите работу ( запись числа)

    - Найдите в пословице слово, в котором все согласные твёрдые.

    - Назовите морфологические признаки слова.

    - Пропишите нижние соединения букв:

    Дом ( показ на доске)

    - Послушайте стихотворение.

    Нет без леса России,

    Без снегов и озёр,

    Нет без вечеров синих

    И без розовых зорь.

    Нет России без луга,

    Где от маков светло,

    Где ромашковой вьюгой

    Землю всю замело.

    - О чём это стихотворение?

    - Нужно выписать существительные, стоящие во множественном числе в Р.п., выделить окончания ( Работа над первым четверостишием)

    - Проверьте правильность выполнения задания.

    - Назовите окончания существительных в Р.п., множ.ч.

     Трудом

    Сущ., в ед.ч., в Т.п., м.р.,  2 скл.

    Фронтальное обсуждение

    - Главная мысль стихотворения: красота России, которую нужно беречь.

    Все пишут в тетрадях, у ученик у доски: без снегов, без озёр, без вечеров, без зорь.

    Самооценка, показ светофориками правильность выполнения.

    П. - Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

    Л.: формирование положительного отношения к  основным ценностям

    3. Создание проблемной ситуации.

    А дальше работаем в четвёрках  Возьмите карточку №1.

    1.Прочитайте слова. Выделите общий признак.

    2. Определите по каким признакам слова разбиты на группы.

    На карточках даны слова: 1.письмами, мышами, деревнями, грибами; 2. письмам , мышам,  деревням,   грибам; 3.о письмах, о грибах,  о деревнях,  о мышах.  

    -Кто же может назвать тему урока?

    Верно. Тема нашего урока - Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. ( слайд 2. )

    - Исходя из темы урока сформулируйте задачи урока.)

    В группах по 4 человека распределяют роли: «секретарь», «командир», «чтец», «оценщик».

    Выполняют задание в группе.

    Общий признак: множественное число.

    Слова распределены в группы по трём падежам: Т., Д. и П. падежи

    Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в Д. Т. и П. падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в Д. Т. и П. падежах

    Р: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом

    . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Открытие новых знаний и способов действия.

     Главные вопросы урока: - На какие вопросы отвечают имена существительные в Д., Т., П. падежах?

    -Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п., Т.п., П.п.?(Вопросы на доске)

    - Перед вами лежат оценочные листы. Поставьте +, кто знает ответ на 1 вопрос. Покажите, кто поставил +.

    - Поставьте +, кто знает ответ на второй вопрос.

    - Покажите, кто знает ответ на второй вопрос?

    - Для того, чтобы на него ответить, вам нужно исследовать слова на карточках. Составьте сводную таблицу окончаний.

    Д.п.- -ам, -ям

    Т.п.- - ами, -ями

    П.п.- - ах, -ях

    - Проверим правильность наших выводов. Учебник. 139. Рассмотрите таблицу окончаний.

    - Какой вы сделали вывод?

    - Зажгите красные светофорики на месте опасных безударных гласных в окончаниях

    -  Какое правило  о написании безударных окончаний существительных мы должны помнить?

    - Оценщики, оцените правильность выполнения первого задания в группе.

    - Все группы молодцы, справились с первым заданием.

    Работая в группах, дети заполняют таблицу с окончаниями. Проверка: командир 1 группы рассказывает о результатах исследования, показывает заполненную таблицу.

    Безударное окончание существительных мы можем проверить словом с ударным окончанием - руки в том же падеже.

    (На листе группы  приклеивается карточка красного, зелёного или  жёлтого цвета)

    .П. - Развиваем умения представлять информацию в виде схемы.

    - Выявлять сущность, особенности объектов.

    На основе анализа объектов делать выводы.

    К: 1. Развиваем умение слушать

    и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в группе

    5. Первичное закрепление полученного знания.

    А сейчас мы немного поиграем. Работаем по группам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч., а ребята первой  группы запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второй группы  запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьей и  четвёртой групп - в П.п. мн.ч.

    Я диктую слова:  озеро, трава, холм, ягода, папоротник,  лягушка, дерево, лошадь.

    -Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

    - Оцените правильность выполнения задания в группах. (Наклеивается цветной жетон на оценочный лист группы)

    (2 ребят на первой парте работают с учителем, ставят слова в Д.п.). ( комментированное письмо в группах)

    Самопроверка по модульным ответам.

    Проверка. Д.п. мн.ч. – озёрам, травам, холмам, ягодам, папоротникам, лягушкам, деревьям, лошадям.

    Т.п. мн.ч.- озёрами, травами, холмами, ягодами, папоротниками, лягушками, деревьями,

    П.п.мн.ч. - об озёрах, о травах, о холмах, о ягодах, о папоротниках, о лягушках, о деревьях,

    П.: построение логической цепи рассуждений; доказательство

     Р. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

    . К: 1. Развиваем умение слушать

    и понимать других.

     Умение работать в группе

    6. Физкультминутка.

    -Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.

    Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце.

    7. Применение полученных знаний

    . Развитие речи.

    - Каждая группа получает карточку с набором слов. Вам нужно составить из них предложения,  ставя выделенные имена существительные в нужную падежную форму. Записать полученные предложения в тетрадь. Выделить окончания в словах, в которых пригодились новые знания.

    1гр. (2 человека, работа с учителем) Дорога, к, шла, лес, озёра, через.

    2 гр. Стрекозы, над, летали, зелёные, голубые,  и, травы.

    3 гр. Росли, на, сосны, холмы, песчаных.

    4 гр. Земля, была, папоротник, покрыта, ландыши, и, оранжевыми, ягоды, с.

    5 гр. На, мы, закат, к, подошли, лесным, озёра.

    - Ребята, скажите, у нас получился текст? Назовите его тему.

    - Назовите вид текста. (текст-описание).

    - Мы снова  составили текст, который помогает увидеть красоту нашей природы. Оцените в группах, как вы справились с этим заданием.

    В группах составляют предложения с заданными словами.

    Проверка: по 1 ученику  от каждой группы у доски зачитывают предложения, называют слова в Д., Т., П. падежах, называют окончания.

    Оценивают цветными жетонами

    К: 1. Развиваем умение слушать

    и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в группе

    Р: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    - Нужно составить и записать предложение, которое может стать продолжением текста, используя слово деревья. 

    Подведение итогов задания: вы составили текст-описание.  Посмотрите на картины на слайде.  К какой картине может подойти этот текст?

    Проверка: ребята из групп зачитывают свои предложения.  Коллективно выбирается самое удачное.

    Просматривают картины на слайде, выбирают более подходящую к тексту.

    9. Подведение итога урока

    -Чему на уроке учились?

    -Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?

    10 Рефлексия урока.

    - Возьмите карточки,  вставьте пропущенные окончания, определите падеж существительных.

    Среди заросл…,   в дальних стран…,  по верхушк…, деревьев,  доволен  успех….

    (Индивидуальная работа)  

    Проверка: самопроверка по слайду.

    Р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Вернёмся к оценочным листам. Многие из вас не могли ответить на второй вопрос. Поставьте +, кто теперь знает ответ на второй вопрос, «- », кто не понял. Переверните оценочные листы, в которых  нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:

    урок

    я на уроке

     интересно

    работал

    скучно

    отдыхал

    безразлично

    помогал другим

    Покажите оценочный лист группы, как вы вместе справились с работой.

    Домашнее задание:

    1 уровень – т\з стр. 77 упр. 184.

    2 уровень – т\з упр. 188, стр. 79.  ( составить текст по рисунку)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

    Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

    Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

    Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

    Урок русского языка в 3 классе по теме: «Окончания имён существительных во множественном числе в Р.п.»

    Урок русского языка в 3 классе. Урок также приобщён к празднованию Масленицы. Организационный момент, минутка чистописания и физминутка могут быть использованы и при изучении других тем на уроках русс...

    Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс(конспект+презентация)

    Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс...

    Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

    Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...