Урок - путешествие " Обобщение по теме имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тумайкина  Наталья Александровна

Урок - путешествие по произведению Волкова " Волшебник Изумрудного города" с повторением основных вопросов по теме : " Имя существительное" по УМК " ГАРМОНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx917.24 КБ

Предварительный просмотр:

 « Обобщение по теме Имя существительное» или

Класс -3

Оборудование:

Для учителя – интерактивная доска, магнитола, изображения героев Волкова « Волшебник изумрудного города», презентация, иллюстрации изумрудов

Для детей – листы с заданиями.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ: СЛАЙД 1

Уч.: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня у нас необычное занятие, а игра «Умники и умницы» посвященная русскому языку. Вы поделены на 2 команды

АКТИВИЗАЦИЯ  ВНИМАНИЯ:

Уч: - Какое произведение мы с вами читаем на уроках вн. чтения? (Волшебник изумрудного города) СЛАЙД 2

УЧ: - А кто является главными героями этого произведения?

( Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек и Лев) СЛАЙД 3

Уч: - Зачем они отправились в Изумрудный город?

( Чтобы Гудвин выполнил их желания)

Уч: - Давайте послушаем песню и вспомним, что за желания были у героев??

Уч.: - Но прежде чем исполнить желания, Ужасный Гудвин каждому из героев давал выполнить какое – то задание. Вот и сегодня он хочет проверить у героев и у вас достойны ли вы путешествовать по Изумрудному городу. Героям будет трудно справиться с заданиями, и мы с вами должны им помочь, чтобы сбылись их желания.

Каждая команда должна выполнить задание не только правильно и быстро, но помнить, о дисциплине, взаимопомощи и слаженной работе в коллективе. Только тогда вы победите. За каждое выполненное задание и за бонусный вопрос, вы будете получать изумруд; у кого их будет больше, та команда и победит в нашей игре. Начнём?

Для вашего удобства у каждого из вас есть лист с заданиями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1 Первое задание, конечно, получила Элли.

Гудвин записал 5 строчек со словами и попросил девочку выписать из каждой строки только одно лишнее слово. Запишите их, расставьте ударения и выделите орфограммы. СЛАЙД 4

Бегать, прыгаю, медведь, летал, поливает.

Синий, воробей, жёлтый, красный, белый.

Груша, слива, вишня, дыня, лимон.

Учитель, парта, доска, указка, мел.

Мама, папа, страна, брат, сестра.

Взаимопроверка СЛАЙД 5

( Запись у детей: медведь, воробей, лимон, учитель, страна)

Уч: - Почему вы выписали именно эти слова? ( Все они словарные)

Уч: - Что ещё общего у всех слов?( Все слова имена существительные)

Уч: - Давайте вспомним, что такое существительное?

За задание и бонусные вопросы получают по одному изумруду.

Уч: - Молодцы, справились.

2. Давайте посмотрим на задание, которое получил Страшила.

Подумай, на какие 2 группы можно разбить имена существительные, запиши в каждую группу по 7 слов.

Вы знаете, что у Страшилы нет мозгов, он долго – долго думал и выполнил это задание так: СЛАЙД 6

а

я

корова

земля

ворона

друзья

глаза

змея

голова

свинья

дорога

деревня

девочка

деревья

ромашка

колдунья

Уч: - Правильно ли сделал Страшила? Можно ли сказать, что все существительные бывают только с окончанием А или Я? На какие 2 группы вы бы разделили это слова. Исправьте  ошибки Страшилы и объясните свой выбор.

Это задание заранее записано на доске. Все делают в тетрадях, а 2 человека у доски.

Уч: - По какому принципу вы будете разбивать слова на группы?

( Одушевл. и неодушев)

Когда ребята сделают, для проверки появляется следующий слайд 7

Правильный вариант.

одушевлённые

неодушевлённые

корова

земля

ворона

глаза

друзья

голова

 змея

дорога

свинья

деревня

девочка

деревья

колдунья

ромашка

Уч: (одной команде) – Что является одушев. именами сущ –ыми?

Уч: -( другой команде) – А неодушевлёнными?

( Причём: команда, которая писала одушев. слова, отвечает на 2 вопрос и наоборот)

Уч: - Молодцы, справились и с этим заданием.

3.Следующее задание получил у нас Дровосек.

Уч: - Помогите ему разгадать  ребусы и записать получившиеся ответы в 3 столбика: ж.р., м.р. и ср.р.

 - Какие слова помощники помогут определить вам род существительных?

( Она моя, оно моё, он мой)

  

  

 

ОБО

НЕТ

Выполняют самостоятельно, потом проверяем .СЛАЙД 8

Возможно меньшее количество слов или упростить задание дав слова в хаотичном порядке, а дети должны заполнить таблицу.

Правильные ответы

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Ева

восток

поле

вода

столб

облако

восемь

фонарь

небо

бабочка

экран

гроза

крот

Возможно, что для капитанов здесь отдельное задание на интерактивной доске, пока дети самостоятельно выполняют коллективную работу.

Уч: - Молодцы, вы помогли и этому герою.

4. И последнее задание для Льва. Как вы знаете лев – царь зверей. Но он стал им совсем недавно и не знает особенности своих подданных  - зверей. Ваша задача добавить недостающее слово, по смыслу. И записать полностью словосочетания  в столбик .СЛАЙД 9, СЛАЙД 10

Голодный  как…(волк)
 Трусливый  как…(заяц)
 Колючий как…(еж)
 Надут как…(индюк)
 Болтливая  как…(сорока)

 Хитрая  как…(лиса)
 Здоровый  как…(бык)
 Изворотлив как…(уж)
 Немой  как…(рыба)
 Упрямый  как…(осел)
Запишите все названия животных  в форме  множественного числа.

Проверяем – сначала выслушиваем ответы детей, потом на слайде 11.

Вот мы и помогли выполнить все задания героям и они благополучно пройдут все испытания и в книге, в чём мы с вами убедимся на уроках литературного чтения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.( Рефлексия)

Уч: - И в конце Гудвин хотел бы спросить у вас, догадались ли вы какая тема была у нас сегодня на занятие? ( слушаю ответы детей)

Если нет, то он оставил вам послание в конвертах, откройте их, соберите пазл и узнаете тему занятия. ( существительное)

Появляется слайд 12

Посмотрите на все задания, начиная с первого, что мы вспоминали об этой части речи?

(Что отвечает на вопросы КТО? И ЧТО?, т.е бывает одушев. и неодуш.)

Появляется СЛАЙД13

( Сущ – ые бывают ж., м. и ср. рода)

Появляется СЛАЙД 14

Уч: - Правильно молодцы , на уроках мы говорили, что это постоянные признаки им. сущ. А о каком непостоянном признаке мы сегодня вели речь?

( О числе сущ – ых, которое бывает ед. и мн- ым)

Появляется СЛАЙД 15

Уч: - Молодцы, мы прекрасно поработали сегодня. Пока наши гости подсчитают ваши изумруды и определят победителя в игре. Наши ребята расскажут нам стихотворение.

Стих. “Выучи русский язык!” (читают ученики 4 человека)

  • Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твердой опоре,
    Выучи русский язык!
  • Он твой наставник – великий, могучий,
    Он переводчик, он проводник,
    Если штурмуешь познанья кручи,
    Выучи русский язык!
  • Русское слово живет на страницах
    Мир окрыляющих пушкинских книг.
    Русское слово – свободы зарница,
    Выучи русский язык!
  • Горького зоркость, бескрайность Толстого,
    Пушкинской лирики чистый родник,
    Блещет зеркальностью русское слово-
    Выучи русский язык!

ОБЪЯВЛЯЮТСЯ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИГРЫ  ВСЕМ  ДЕТЯМ  ОТ ГУДВИНА СУВЕНИРЫ ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ – ШОКОЛАДКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Урок - путешествие "Имя существительное. Обобщение".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, научить выполнять группировку существительных по существенному признаку,продолжить работу над деформированными предложениями...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Открытый урок-путешествие по русскому языку "Путешествие в страну "Глаголию" (Глагол. Обобщение)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общен...