рабочая программа по учебнику Канакиной, Горецкого + развитие речи по пособию Щёголевой
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по триместрам составлена исходя из планирования 5 часов русского языка + 1 час технология работы над изложением, сочинением по пособию Г.С. Щёголевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kanakina3_klass_shchyogoleva.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.

  Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

  Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

   Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.    Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

  Обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

  • Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В основе УМК лежит обязательный минимум содержания программы по русскому для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н.С.Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе.
  • Содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества к школе.
  • В учебниках реализован личностно-ориентированный и коммуникативно-речевой подход к обучению детей родному языку.

Нормативно-правовые документы

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п.7); федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.); федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»; приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-12 учебный год»;

    Рабочая программа «Русский язык (3 класс)» составлена на основе традиционной системы обучения «Школа России» (под ред. А.А.Плешакова),  согласно нормативным документам («Федеральный документ государственного стандарта: «Обязательный минимум содержания образования», «Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы» (2004))на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» (1-4).

 Место предмета в учебном плане ОУ

Уровень рабочей программы: базовый.

В соответствии с учебным планом школы на преподавание русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часа в год). Дополнительно, в рамках курса, вводится урок  «Технология работы над сочинением и изложением»  на него отводится 1 час в неделю (34 часа в год), всего за год  – 204 часа

Общая характеристика учебного предмета

Цель обучения:

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

∙ развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

∙ освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

∙ овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.  В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова», «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

  Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; 

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Универсальные учебные действия

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций в следующих направлениях:

-  интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

 - познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

 - организационные  (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

 - умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(основное содержание) учебного курса

№ п/п

Темы (разделы)

Кол-во часов

Технология работы над изложением, сочинением

Всего часов на тему

1.

Повторение пройденного в начале года

35

7

42

2.

Состав слова

28

6

34

3.

Правописание частей слова

29

6

35

4.

Имя существительное

18

5

23

5.

Имя прилагательное

19

5

24

6.

Глагол

21

5

26

7.

Местоимение

5

1

6

8.

Повторение пройденного в конце года

15

4

19

Итого

170

34

204

 В планирование добавлен 1 час в неделю из регионального компонента,  на урок по работе над сочинениями и изложениями  и другими упражнениями по развитию связной письменной  речи. Эти уроки проводятся по учебной тетради «Моя письменная речь» и  урокам, предусмотренным авторами учебника русского языка.

Прохождение практической части программы

Триместр

Раздел

Всего часов

Контрольные работы
(общее количество часов)

списывание

Контрольные работы

Контрольное изложение

1 триместр

Повторение

Состав слова

72

1

3

-

2 триместр

Правописание частей слова

Имя существительное

Имя прилагательное

70

1

3

-

3 триместр

Глагол Местоимение

Повторение пройденного в конце года

72

1

3

1

Всего:

204

3

9

1




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

Методы и формы работы

Виды контроля

Домашнее задание

1.

01.09.

Повторение «Вспоминаем, повторяем, изучаем»   (35 часов). Знакомство  с учебником  «Русский  язык». Наша  речь и наш язык.

КУ

Речь, язык, предложение.

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Составить рассказ о 1 сентября

2.

03.09.

Наша  речь и  наш  язык. Наша  речь и  наш  язык.

ПОУ

 Речь, язык, предложение.

Методы – объяснительно-иллюстративный, словесный

текущий

Упр.4

3.

04.09.

Текст  как  единица языка  и  речи.

ПОУ

Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.10

4.

05.09.

ТРИС. Речь и ее значение в жизни.

УПЗУН

Как составить текст, последовательность предложений в тексте, правильный порядок слов в предложении

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Повт.словарь

5.

06.09.

Текст. Типы  текстов.

УПЗУН

Уметь:

-выделять главную мысль;

- подбирать заголовок; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме

знать признаки текста.

объяснительно-иллюстрированный метод

текущий

Упр.12

6.

07.09.

Заголовок. Части текста. Типы текстов.

ПОУ

Текст - повествование, описание, рассуждение

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.14

7.

08.09.

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

ПОУ

Уметь определять предложения по цели высказывания

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.19

8.

10.09.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

КУ

Виды предложений по цели высказывания

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.21

9.

 11.09.

Восклицательные предложения.

КУ

Знать особенности восклицательных и невосклицательных предложений

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.24

10.

 12.09.

ТРИС. Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог»

УПЗУН

Как составить текст, последовательность предложений в тексте, правильный порядок слов в предложении

практический, наглядный, самостоятельная работа.

текущий

11.

 13.09.

Обобщение знаний о видах предложений.

КУ

Различные виды предложений

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.32

12.

 14.09.

Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение.

КУ

Обращение

Методы – словесно-наглядные, практические.

текущий

Упр.35

13.

 15.09.

Главные и второстепенные члены предложения.

ПОУ

Главные и второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое

практические

текущий

14.

 17.09.

Упражнение в разборе предложений по членам предложения.

УПЗУН

Главные и второстепенные члены предложения

практические

текущий

Упр.41

15.

 18.09.

Словосочетание.

УФНЗУН

Словосочетание

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.45

16.

 19.09.

ТРИС Редактирование текста изложения. Работа над ошибками

КУ

Виды ошибок, способы их устранения

Методы - практический, наглядный, самостоятельная работа.

текущий

17.

 20.09.

Обобщение знаний о словосочетании и предложении

ПОУ

Словосочетание и предложение

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.51

18.

 21.09.

Простое и сложное предложение (общее представление).

УФНЗУН

Простое и сложное предложение

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.54

19.

22.09.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

УПЗ

По программе 2 класса

диктант

контроль

20.

24.09.

Работа над ошибками. Союзы в сложном предложении.

КУ

Союзы

объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.58

21.

25.09.

Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении.

ПОУ

Простое, сложное предложение, союзы

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.63

22.

26.09.

ТРИС Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли

УПЗУН

Тип текста, тема, главная мысль

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.64

23.

27.09.

Слово и его лексическое значение.

КУ

Слово, его  значение

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.68

24.

28.09.

Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи

УПЗУН

Слово, его  значение

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.78

25.

29.09.

Омонимы.

КУ

Слово, его  значение, омонимы

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Подобрать примеры

26.

01.10.

Слово и словосочетание.

ПОУ

словосочетание

текущий

Упр.81

27.

02.10.

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

КУ

Фразеологические обороты

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.88

28.

03.10.

ТРИС. Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».

УПЗУН

Подробный пересказ текста

словесно-наглядные методы, практические

текущий

29.

04.10.

Части речи Части речи (повторение).

ПОУ

Части речи: существительное, прилагательное, глагол

воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи;

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.93

30.

05.10

Части речи. Имя существительное. Местоимение

ПОУ

Части речи: существительное, прилагательное, глагол

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.97

31.

06.10.

Контрольное списывание №1

УПЗ

списывание

практические

контроль

32.

08.10.

Части речи. Имя прилагательное

ПОУ

Части речи: существительное, прилагательное, глагол

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.101

33.

09.10.

Части речи. Глагол.

ПОУ

Части речи: существительное, прилагательное, глагол

 представления учащихся о глаголе как части речи; развивать умение различать глаголы по вопросам и обобщенному лексическому значению

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.103

34.

10.10.

ТРИС Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья».

УПЗУН

Обучение  написанию сочинения

словесно-наглядные методы, практические

текущий

35.

11.10.

Имя числительное как часть речи.

КУ

Числительное, как часть речи.

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.107

36.

12.10.

Однокоренные слова.

ПОУ

Однокоренные слова

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.112

37.

13.10.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

КУ

Слово, слог, гласные, согласные

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

38.

15.10.

Правописание безударных гласных в корне слов и гласных  после шипящих.  

ПОУ

Слово, слог, гласные, согласные

воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слове

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.115

39.

16.10.

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

ПОУ

Слово, слог, гласные, согласные

воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слове

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.121

40.

17.10.

ТРИС Слуховое изложение «Друг детства» (по В.Драгунскому).

УПЗУН

Урок применения ЗУН, отработка на практике, метод - практический, самостоятельная работа.

словесно-наглядные методы, практические

текущий

Упр.125

41.

18.10.

Правописание слов с парными  по глухости – звонкости согласными в корне слова.

ПОУ

Корень, парные  согласные,

совершенствовать умения учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные в конце слова и перед другим согласным

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.129

42.

19.10.

Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком  и  другими изученными  орфограммами. Проверочная работа.

УПЗ

Правописание слов с разделительным мягким знаком  и  другими изученными  орфограммами.

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Подготовка к диктанту

43.

20.10.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2.

УПЗ

Безударные гласные, парные согласные

практический

Контрольная работа

44.

22.10.

Состав слова (16 часов). Однокоренные    слова.  Корень. Работа над ошибками.

КУ

Корень слова, однокоренные слова

словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.139

45.

23.10.

Упражнение в написании  корня  в  однокоренных  словах.  Чередование  согласных  звуков  в конце  корня  однокоренных  слов.

КУ

Корень слова, однокоренные слова, чередование

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.143

46.

24.10.

ТРИС Редактирование текста изложения. Работа над ошибками.

УПЗУН

Виды речевых ошибок, способы их устранения

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Разбор слов по составу в рабочей тетради

Стр.24

47.

25.10.

Сложные  слова.

КУ

Сложные  слова,

развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.148

48.

26.10.

Формы  слова. Окончание.

КУ

наблюдать за формами одного и того же слова; развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова

практические, объяснительно - иллюстративные

текущий

Упр.151

49.

27.10.

Окончание  и  его  роль  в словосочетании  и  предложении.

КУ

развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Повторить словарь

50.

29.10.

Обобщение  знаний  о  корне  и  окончании  как  значимых  частях  слова.  Составление  предложений  и  текста  по  данным  словам

КУ

развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова, составление текста

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.153

51.

30.10.

Приставка  (общее  понятие).

УИНМ

развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.159

52.

31.10

ТРИС. Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга.

УПЗУН

Написание сочинения по теме

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.164

53.

01.11.

Приставка – значимая часть  слова.

КУ

развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.169

54.

02.11.

Обобщение  знаний  о  роли  приставок  в  слове.

КУ

ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а;

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.174

55.

03.11.

Суффикс  (общее  понятие).

КУ

знания о суффиксах как значимых частях слова,  формировать представление о правописании суффиксов

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.178

56.

12.11.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

КУ

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приставок

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.191

57.

13.11.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

КУ

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приставок

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.184

58.

14.11.

ТРИС  Редактирование сочинения о каникулах друга

УПЗУН

Работа над речевыми и стилистическими ошибками

объяснительно-иллюстрат.ивный, практический

текущий

Переписать исправленный текст сочинения

59

15.11.

Обобщение и систематизация знаний о составе слова.

ПОУ

Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.187

60.

16.11.

Упражнение в разборе слов по составу.

ПОУ

Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.190

61.

17.11.

Повторение.

ПОУ

Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.198

62.

19.11.

Правописание частей слова  (29 ч). Правописание слов с безударными гласными  (4 ч)  Общее представление о правописании частей слова.

КУ

дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать; воспроизвести знания об изученных правилах письма; развивать умение выделять части слова.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

С.100 задание №6

63.

20.11.

Уточнение, обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

ПОУ

формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее; воспроизвести знания о написании слов с безударной гласной в корне

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.202

64.

21.11.

ТРИС Составление  предложений  и  текста  по  данным  словам.

УПЗУН

Предложение, текст

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

65.

22.11.

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

КУ

воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.207

66.

23.11.

Правописание слов с двумя безударными в корне.

КУ

воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

67.

24.11.

Наблюдение над словами с буквосочетаниями   - ере-, -оро-, -оло-. Свободный диктант.

КУ

развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне; различать и правильно писать слова с проверяемыми и труднопроверяемыми написаниями; совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.208

68.

26.11.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. (4 ч) Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

УПЗУН

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.212

69.

27.11.

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

КУ

Глухие - звонкие согласные, способы их проверки

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.213

70.

28.11.

ТРИС Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Г. Цыферову).

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

71.

29.11.

Упражнение в правописании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне.

ПОУ

ознакомить с правилом написания слов с парными согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с парныыми согласными.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.222

72.

30.11.

Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку.

УПЗ

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

практический

Проверочная работа

73.

01.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными   (5 ч). Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

КУ

ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.227

74.

03.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

УФНЗУН

ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.230

75.

04.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

УФНЗУН

ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.233

76.

05.12.

ТРИС Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушки».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

77.

06.12.

Составление правил о правописании корня.

ПОУ

Корневые орфограммы, способы проверки

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.238

78.

07.12.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

УПЗ

Правописание корня слова

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

79.

08.12.

Двойные согласные(2 ч.). Двойные согласные. Работа над ошибками.

УПЗУН

 написание двойных согласных в словах.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.240

80.

10.12.

Правописание слов с двойными согласными.

КУ

Правописание слов с двойными согласными.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.243

81.

11.12.

Правописание приставок и суффиксов (4 ч). Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ек-  и  -ик-

УФНЗУН

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.246

82.

12.12.

ТРИС Творческое продолжение текста-повествования «Ёж-спасатель».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

83.

13.12.

Упражнение в правописании суффиксов.

УЗиРЗУН

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.254

84.

14.12.

Правописание слов с суффиксами

УЗиРЗУН

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.257

85.

15.12.

Правописание слов с суффиксами

УЗиРЗУН

ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а; развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.260

86.

17.12.

Приставки и предлоги  (3 ч) Приставки и предлоги.

КУ

уточнить представления учащихся о предлоге и приставке, их роли в слове (для приставок) и в словосочетании и предложении (для предлогов);

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.263

87.

18.12.

Правописание приставок и предлогов.

КУ

развивать умение правильно писать предлоги и приставки развивать умение различать предлоги и приставки, находить их в тексте и правильно писать приставки в словах и предлоги со словами; обогащать речь учащихся фразеологизмами.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.272

88.

19.12.

ТРИС Составление текста по сюжетному рисунку.

УПЗУН

Составление текста по сюжетному рисунку.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

89

20.12.

Контрольное списывание №2.

УПЗ

Списывание текста

контроль

списывание

90.

21.12.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки  (5 ч)  Разделительный твёрдый знак.

КУ

познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.278

91.

22.12

Правописание слов с разделительным  твёрдым знаком.

КУ

познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.280

92.

24.12.

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным  мягким (Ь) знаками.

КУ

познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Подготовиться к диктанту

93.

25.12.

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным  мягким (Ь) знаками. Проверочный диктант.

УПЗ

познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Рабочая тетрадь с.50 № 78

94.

26.12.

ТРИС Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

УПЗУН

Написание сочинения по картине, работа по развитию речи

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

95.

27.12.

Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте. Обучение составлению объявления.

КУ

формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее;

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.281

96.

28.12.

Части речи   (75 ч) Части речи.

КУ

представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Правило, свои примеры

97.

09.01.

Понятие об имени существительном как части речи.

КУ

представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.5

98.

10.01.

Имя существительное.

КУ

представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.11

99.

11.01.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

КУ

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.14

100.

12.01.

ТРИС Сочинение-описание предмета. «Моя любимая игрушка».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.19

101.

14.01.

Собственные и нарицательные имена существительные.

КУ

Собственные и нарицательные имена существительные.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.28

102.

15.01.

Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам.

КУ

Собственные и нарицательные имена существительные, числа существительных

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.31

103.

16.01.

Изменение имён существительных по числам.  Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

КУ

Изменение имён существительных по числам.  

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.36

104.

17.01.

Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.

КУ

Изменение имён существительных по числам.  

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.40

105.

18.01.

Род имён существительных.

КУ

Род имён существительных

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.43

106.

19.01.

ТРИС Сочинение – описание игрушки в деловом стиле.

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

107.

21.01.

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

КУ

формировать представление об именах существительных в косвенном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в предложении

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.47

108.

22.01.

Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода.

КУ

Род существительных

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.52

109.

23.01.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

КУ

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.54

110.

24.01.

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

КУ

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

Упр.60

111.

25.01.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

УПЗ

Имя существительное

диктант

текущий

112.

26.01.

Работа над ошибками. ТРИС Составление объявления с элементами описания.

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

113.

28.01.

Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении).

УИНМ

представление о склонении

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Правило с.60

114.

29.01.

Упражнение в склонении имён существительных и в определении падежей имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.71

115.

30.01.

Несклоняемые имена существительные.

КУ

Несклоняемые имена существительные

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.75

116.

31.01.

Именительный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.75

117.

01.02.

Родительный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Рабочая тетрадь, № 45 с. 36

118.

02.02.

ТРИС Сочинение-описание по авторскому рисунку Е.Чарушина «Вот он какой, лысушонок»

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

119.

03.02.

Дательный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.84

120.

04.02.

Винительный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.87

121.

05.02.

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Просклонять 5 существительных

122.

06.02.

Творительный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.90

123.

07.02.

Предложный падеж имён существительных.

КУ

Склонение существительных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.99

124.

08.02.

ТРИС Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю.Дмитриева «Вот чудеса-то».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

125.

09.02.

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

ПОУ

Склонение существительных

практический

текущий

Упр.107

126.

11.02.

Обобщение знаний о падежах имён существительных. Проверочный диктант.

УПЗУН

Склонение существительных

практический

текущий

С.62 №3

127.

12.02.

ТРИС Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения.

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

практический

текущий

Повторить все падежи

128.

13.02.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

УПЗ

Имя существительное

диктант

контроль

129.

14.02.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

Падежи, род, число имён существительных

практический

текущий

Рабочая тетрадь с 40 № 3

130.

15.02.

ТРИС Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

объяснительно-иллюстративный, практический

текущий

131.

16.02.

Имя прилагательное  (19 ч). Понятие об имени прилагательном как части речи.

Уметь: распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы, понимать зависимости имени прилагательного от имени существительного

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.112

132.

18.02.

Связь имён прилагательных с  именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление).

Уметь: распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы, понимать зависимости имени прилагательного от имени существительного

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.116

133.

19.02.

Упражнение в правописании имён прилагательных.

правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.115

134.

20.02.

Художественное и научное описание (общее знакомство).

УИНМ

Художественное и научное описание

- различие.

словесный, наглядный.

текущий

Упр.120

135.

21.02.

Контрольное списывание

УПЗ

Списывание текста

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

контроль

136.

23.02.

ТРИС Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег уж теперь не тот»

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный.

текущий

Упр.123

137.

25.02.

Составление научного (или художественного) текста – описания растения.

УПЗУН

Художественное и научное описание

- различие.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Рабочая тетрадь

138.

26.02.

Изменение имён прилагательных по родам.

УИНМ

Прилагательное, изменение по родам

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.126

139.

27.02.

Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний  имён прилагательных.

КУ

Прилагательное, изменение по родам

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.128

140.

28.02.

Правописание родовых окончаний  имён прилагательных.

КУ

правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.129

141.

01.03.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

УПЗ

Имя прилагательное

диктант

текущий

142.

02.03.

ТРИС  Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы. Полдень».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Повторить словарь

143.

04.03.

Правописание родовых окончаний  имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

КУ

правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.132

144.

05.03.

Изменение имён прилагательных по числам.

КУ

правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.136

145.

06.03.

Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

КУ

Использование прилагательных в тексте

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.140

146.

07.03.

Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление).

КУ

Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных, ставить вопрос к именам прилагательным

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.142

147.

11.03.

Упражнение в определении падежа имён прилагательных

КУ

Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных, ставить вопрос к именам прилагательным

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.146

148.

12.03.

ТРИС Роль имен прилагательных в речи.

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

149.

13.03.

Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи.

КУ

Падеж, род, число прилагательных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.149

150.

14.03.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

КУ

Падеж, род, число прилагательных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.152

151.

15.03.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

КУ

Падеж, род, число прилагательных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.154

152.

16.03.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление пригласительного письма.

ПОУ

Падеж, род, число прилагательных

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

С.90 задания

153.

18.03.

Личные местоимения   (5 ч) Личные местоимения (общее представление).

УИНМ

Личные местоимения  

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.160

154.

19.03.

ТРИС Составление научного (или художественного) текста – описания растения.

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.163

155.

20.03.

Личные местоимения третьего лица.

КУ

Личные местоимения , изменения по лицам  

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.165

156.

21.03.

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

КУ

Личные местоимения  

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.167

157.

22.03.

Обобщение знаний о местоимении.

ПОУ

Личные местоимения , их роль, отличия от других частей речи  

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

С.98 задания

Проверь себя

158.

23.03.

Ознакомление с особенностями текста-письма.

УПЗУН

особенности текста-письма.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

159.

01.04.

Глагол  (21 ч) Понятие о глаголе как части речи.

КУ

Уметь ставить вопросы к глаголам; анализировать и кратко характеризовать части речи;

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.172

160.

02.04.

ТРИС. Сочинение с элементами описания по картинке «Прилёт птиц»

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

161.

03.04.

Упражнение в определении лексического значения глагола.

КУ

распознавать глаголы, образовывать однокоренные глаголы

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.177

162.

05.04.

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

УФЗУН

Признаки разных частей речи

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.179

163.

06.04.

Составление рассказа по сюжетным рисункам.

УПЗУН

Составление рассказа

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

164.

08.04.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.№7

УПЗ

Местоимение

Практический, диктант

контроль

165.

09.04.

Глаголы в неопределённой форме.

КУ

Неопределённая форма глагола

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.185

166.

10.04.

ТРИС  Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

УФНЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, описывать картину

практический

текущий

Упр.187

168.

11.04.

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

КУ

неопределённая форма глагола

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.188

169.

12.04.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

КУ

Число глаголов.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.193

170.

13.04.

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

УПЗУН

Число глаголов.

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.194

171.

15.04.

Времена глагола.

УИНМ

Времена глагола

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.198

172.

16.04.

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.

КУ

Времена глагола

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.201

173.

17.04.

ТРИС Выборочное изложение по рассказу А.Куприна «Скворцы».

УПЗУН

Отличия выборочного изложения

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.203

174.

18.04.

Изменение глаголов по временам

Глагол, время глагола, его характеристики

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.207

175.

19.04.

Упражнение в изменении глаголов по временам.

Глагол, время глагола, его характеристики

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.210

176.

20.04.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

Глагол, время глагола, его характеристики, род глагола

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.212

177.

22.04.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №8

УПЗ

Глагол

Диктант с грамматическим заданием

Контрольная работа

178.

23.04.

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

Глагол, время глагола, его характеристики

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.217

179.

24.04.

ТРИС Ознакомление с особенностями текста-письма.

УПЗУН

Письмо, его особенности

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.218

180.

25.04.

Частица  не с глаголами.

КУ

уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм.

методы-практический, обратная связь.

текущий

Упр.225

181.

26.04.

Правописание не с глаголами

УПЗУН

совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами.

методы-практический, обратная связь.

текущий

Упр.227

182.

27.04.

Обобщение знаний о глаголе

ПОУ

совершенствовать знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

методы-практический, обратная связь.

текущий

Упр.229

183.

29.04.

Обобщение знаний о глаголе

ПОУ

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

методы-практический, обратная связь.

текущий

Упр.231

184.

30.04.

Повторение (15 часов) Повторение. Текст и предложение.

ПОУ

Текст и предложение.

методы-практический, обратная связь.

текущий

С.130 проверь себя задания

 № 1-8

185.

01.05.

ТРИС Краткое изложение по рассказу В.Чаплиной «Цыплята выручили».

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

методы-практический, обратная связь.

текущий

Упр.237

186.

02.05.

Повторение. Слово и его лексическое значение.

ПОУ

Слово и его лексическое значение.

словесный, наглядный.

текущий

Упр.240

187.

03.05.

Повторение. Состав слова.

ПОУ

 Состав слова

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.243

188.

04.05.

Повторение. Правописание частей слова.

ПОУ

Части слова, их правописание

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.246

189.

05.05.

Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова.

ПОУ

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.249

190.

06.05.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне    

ПОУ

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.252

190.

07.05.

ТРИС Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В.Драгункому)

УПЗУН

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

практический, словесный, наглядный

текущий

Упр.254

191.

08.05.

Правописание слов с непроизносимыми согласными  

ПОУ

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

192.

11.05.

Двойные согласные    

ПОУ

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.255

193.

13.05.

Правописание приставок и суффиксов

ПОУ

Уметь выделять в слове приставки, понимать значения,  вносимые приставками в слова

проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный

текущий

Упр.257

194.

14.05. 

Контрольный диктант с грамматическим заданием за год  №9

УПЗ

Все изученные орфограммы.

практический

текущий

195.

15.05. 

Работа над ошибками.

УП

Умение определять тип ошибки, подбирать проверочное слово

практический

текущий

Упр.222

196.

16.05. 

ТРИС Итоговое изложение по рассказу Е.Чарушина «Мишки»

УЗиРЗУН

 Проверить умения: озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

практический

текущий

197.

17.05. 

Работа над ошибками.

УП

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

практический

текущий

Упр.257

198.

18.05. 

Повторение. Приставки и предлоги  

УП

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

практический

текущий

Упр259

199.

20.05. 

Повторение. Разделительные твёрдый и мягкий знаки  

УП

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

практический

текущий

Упр.262

200.

21.05. 

Повторение. Части речи  Имя  существительное    

УП

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

практический

текущий

Упр.264

201.

22.05. 

Повторение. Имя  прилагательное

УП

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

практический

текущий

Упр.266

202.

23.05. 

ТРИС Речевая этика: сфера употребления,типовые ситуации использования слов приветствия, прощания

УПЗУН

типовые ситуации использования слов приветствия, прощания

практический

текущий

Упр.267

203.

24.05.

Повторение. Глагол.

ПОУ

развивать навык определения глагола,  как части речи; уточнить функции глагола в речи.

практический

текущий

204.

25.05.

Повторение.

ПОУ

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

Урок – викторина «Кто самый умный?»

текущий

Сокращения для типа урока: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок ТРИС – технология работы над изложением или сочинением.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения русского языка к концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должены знать/понимать:

  • названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • название и определения частей речи  имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения
  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
  • однородные члены предложения;
  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
  • правописание парных согласных в корне;
  • правописание непроизносимых согласных;
  • правописание слов с двойными согласными;
  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
  • имя числительное; правописание количественных числительных.

             

Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

-  ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

-  устанавливать связь слов в предложении;

-  распознавать предложения с однородными членами;

-  выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-  производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

-  производить разбор слова по составу;

-  обозначать парные согласные в корне;

-  писать слова с непроизносимыми согласными;

-  писать слова с двойными согласными;

-  изменять имена существительные по падежам;

-  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

-  писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

-  писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

-  использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-  пользоваться словарями и справочной литературой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Диктанты

 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аппаратные средства:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Принтер

Программно-педагогические средства

  1. «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа»

Дидактические материалы:

  1. Канакина В.П. Раздаточный материал. 3 класс.
  2. Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
  3. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. В.В. Никифорова. – М.: ВАКО, 2012.
  5.  Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
  6. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2012.

2. Журнал «Начальная школа» № 10 – 2002 «Об учебно-методическом комплекте «Русский язык» для четырёхлетней начальной школы» (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) с.64

3.  Методическое пособие  к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003.

4.  Дидактический материал «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 1999.

5.  «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.

6. «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.

7. «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова Волгоград: Учитель,2004

8. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 класс»

 О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. – М.:ООО АСТ, 2001.  

       

Интернет-ресурсы: (ссылка с названием ресурса)

  1. www/russianforall.ru  
  2. 1september.ru. 1 сентября
  3.  www.km.ru Кирилл и Мефодий  
  4. 900 презентаций 900igr.net
  5. Работа с одарёнными детьми www. tmn.fio.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...

Рабочая программа для 3 класса «Развитие речи. Культура речи»

Рабочая программа «Развитие речи. Культура речи» по внеурочной деятельности для обучающихся 3 В класса  составлена в соответствии с требованиями  ФГОС начального общего образован...

Словарные слова 4 класс (Школа России) по учебнику Канакина Горецкий 1 часть

В данном материале представлены варианты облака слов со словарными словами, изучаемыми в 4 классе (1 часть)...