урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Акчурина Залифа Ганиевна

урок русского языка в 4 классе на тему "Основа и окончание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 д.Башкирская Ургинка

Урок русского языка

4 класс

Тема урока: Основа и окончание.

д. Башкирская Ургинка, 2014 год

Цели: 

1.Создать условия для формирования представлений об окончании  и основе  слова.

2. Введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова.

3. Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

4.Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

5. Развивать интерес  учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.

6. Способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

7. Воспитывать организованность в работе, самостоятельность, умения прислушиваться к чужому мнению, уступчивости.

Оборудование: проектор, учебник, презентация, карточки.

Ход урока.

Ι.  Организационный момент.

- Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Какую большую тему изучаем? (части слова)

-Расскажите, что знаете о  каждой части  слова 

Что поможет при рассказе (алгоритм)

 1 шаг

2 шаг

3 шаг

(уч-ся по очереди выходят к доске, берут модели частей слова, прикрепляют к доске и рассказывают)

-Мы выстроили модель слова. Послушайте  загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- О чем эта загадка?  (о березе)

- Что можете рассказать о слове береза?

(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос  что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный,  безударная гласная в корне слова, е  нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

Минутка чистописания (слайд 3)

- запишите  заглавную и   строчную буквы этого слово к себе  в тетрадь,  

- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень

-- С помощью чего образовалось это слово?  работают по одному у доски

- Что сейчас повторили? …..

- следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)

- Возьмите лист с заданиями.

 -Прочитайте задание №1 (работа в парах)

Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется. (слайд 4,5)

 _________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

-Проверьте себя    СЛАЙД

Прочитайте 1 предложение.

Что изменили в  слове береза? Оцените свою работу.

(работа оценивается в оценочных листах)

3. Выявление места и причины затруднения

- Какие слова написали (березу, березы, о березе)

Какая часть слова изменилась?

Расскажите об окончании. (высказывают….)

- У кого были затруднения?  Где ошиблись, почему?  ……..

- Кто справился с заданием,  расскажите об этой части слова.

- Почему не можете рассказать?  (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)

– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)

4.  Решение цели урока

- Что поможет нам  рассказать  об этой  части  слова? (Алгоритм)

Обращение к алгоритму на доске:

  • Название  
  • Место в слове
  • Роль

5. Реализация построенного проекта

На этом этапе нужно поработать с этим же заданием, в котором было затруднение №1

Какую часть в слове изменили

Для чего она служит?

Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении

- Обратите внимание на доску. На ней осталась ещё одна часть слова.  Как думаете, как называется эта часть слова? (……….???)

- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….

Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)

Уточните тему урока

- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если

не верное, то – (прием «Верите ли вы»)

Утверждение

+ Да/нет -

 + Да/нет  -

1.

Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание

2.

Верите ли вы, что окончание значимая часть слова

3.

Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова

4.

Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова

Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже

Где можем еще узнать о новой части слова

Работа с текстом . (В группах)

- Возьмите зеленую карточку.

Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь:

-Что знали?

-Что новое в этом тексте для вас?

-Какие остались вопросы?

Энциклопедическая справка

В русском языке есть значимые части слова. Это  корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть  своя работа. Поэтому их называют  значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова.

Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс.

- Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках)

Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку

Где проверим наши выводы?

- Откройте учебник с. 32, прочитайте правило

- Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание значимая часть слова)

- Дополните модель слова. Куда поместим основу слова? (один учащийся прикрепляет основу слова)

-Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка)

-Что нужно сделать, чтобы  выделить окончание в слове (изменить слово)

- Теперь я предлагаю вернуться  к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.

6. Первичное закрепление

-  Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка). Упр. № 26

- Дополняю вам задание.  Выделите в слове окончание и основу.

Нахожу окончание

Нахожу основу…

7. Самостоятельная работа с проверкой

-Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу)сиреневая карточка

Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.

У красавицы реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки

-Проверка по эталону

-Оцените свою работу

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке  

-Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. (нет)

На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.

- Оцените свою работу на уроке на оценочном листе .

Спасибо вам за работу и хорошего настроения на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...