КТП "Графика и письмо" 1 класс "Особый ребенок"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 1 класс) по теме

Пояснительная записка и КТП  по предмету "Графика и письмо " 1 класс Школа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_grafika_i_pismo.docx41.24 КБ
Файл poyas.zapiska_grafika_i_pismo.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование к предмету «Графика и письмо»      

В 1  – Б классе (2 вариант обучения).

1 четверть (3 часа в неделю). 102 часа в год

п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Диагностика

(2 часа)

Диагностические задания, беседа, наблюдение, практические работы.

2

(1)

Иллюстрации и дидактические игры.

Диагностика

(2 часа)

Диагностические задания, беседа, наблюдение, практические работы.

2

(2)

Иллюстрации и дидактические игры.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(12 часов)

Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте.

12

(1)

Дидактические пособия.

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями.

12

(2)

Дидактические пособия.

Упражнения и игры на развитие праксиса позы.

12

(3)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

Игры со сборно-разборными игрушками.

12

(4)

Сборно-разборные игрушки.

Игры со сборно-разборными игрушками.

12

(5)

Сборно-разборные игрушки.

Упражнения с природными материалами и предметами.

12

(6)

Природные материалы, ложки, баночки, клей, кисточки, картинки, фотографии.

«Рисуночное письмо».

(12 часов)

Рисование учителем для учащихся мелом на доске предметных изображений.

Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

12

(1)

Мел, краски, фломастеры, карандаши, маркеры, кисти, бумага, картинки, фотографии

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями

12

(2)

Иллюстрации и дидактические игры.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями

12

(3)

Иллюстрации и дидактические игры.

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью)

12

(4)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью)

12

(5)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью)

12

(6)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки,

Жестово-образные игры.

(10 часов)

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения

10

(1)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения.

10

(2)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с листьями».

10

(3)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с корзиной листьев».

10

(4)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с ведерками с шишками».

10

(5)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Ритмические упражнения

(10 часов)

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов»

10

(1)

Музыкальное сопровождение, картинки, фотографии.

Ходьба в заданном направлении с утяжелителем в руках, на голове

10

(2)

Музыкальное сопровождение

Ходьба в заданном направлении с игрушкой

10

(3)

Музыкальное сопровождение

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу

10

(4)

Мячи, музыкальное сопровождение

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу

10

(5)

Мячи, музыкальное сопровождение

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(12 часов)

Подвижные игры в определенном темпе и ритме.

12

(7)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

Пальчиковая гимнастика

12

(8)

Дидактические пособия

Упражнения и игры на развитие праксиса позы

12

(9)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

Тематическое планирование к предмету «Графика и письмо»      

В 1  – Б классе (2 вариант обучения).

2 четверть (3 часа в неделю).

п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(12 часов)

Игры со сборно-разборными игрушками

12

(10)

Сборно-разборные игрушки

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями.

12

(11)

Дидактические пособия.

Упражнения с природными материалами и предметами.

12

(12)

Природные материалы, ложки, баночки, клей, кисточки, картинки, фотографии.

«Рисуночное письмо».

(12 часов)

Рисование учителем для учащихся

12

(7)

Мел, краски, фломастеры, карандаши, маркеры, кисти, бумага, картинки, фотографии

Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

12

(8)

Мел, краски, фломастеры, карандаши, маркеры, кисти, бумага, картинки, фотографии

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями

12

(9)

Иллюстрации и дидактические игры.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями

12

(10)

Иллюстрации и дидактические игры.

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью)

12

(11)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки, трафареты

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью)

12

(12)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки, трафареты

Жестово-образные игры.

(10 часов)

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения

10

(6)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения

10

(7)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с листьями».

10

(8)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с корзиной листьев».

10

(9)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Осенняя прогулка с ведерками с шишками».

10

(10)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Ритмические упражнения

(10 часов)

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов»

10

(6)

Музыкальное сопровождение, картинки, фотографии.

Ходьба в заданном направлении с игрушкой

10

(7)

Музыкальное сопровождение

Ходьба в заданном направлении с игрушкой

10

(8)

Музыкальное сопровождение

Прыжки на мячах-хопах

10

(9)

Мячи, музыкальное сопровождение

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу

10

(10)

Цветная бумага

Тестирование

Тестовые работы

2

(2)

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.

Тестирование

(2 часа)

Тестовые работы

2

(1)

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.

Тематическое планирование к предмету «Графика и письмо»      

В 1  – Б классе (2 вариант обучения).

3 четверть (3 часа в неделю).

п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(10 часов)

Упражнения для кистей рук

10

(1)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

Игры со сборно-разборными игрушками

10

(2)

Дидактические пособия, игрушки, волшебный мешочек

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями.

10

(3)

Дидактические пособия

Пальчиковая гимнастика

10

(4)

Дидактические пособия

Упражнения и игры на развитие праксиса позы

10

(5)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

«Рисуночное письмо».

(10 часов)

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями

10

(1)

Краски, кисточки, баночки с водой, бумага,  картинки, фотографии, игрушки, трафареты

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу

10

(2)

Готовые детали, бумага, салфетки, клей, кисточки, тряпочки, доски, фотографии, игрушки,

Игры с красками (вместе с учителем)

10

(3)

Готовые детали, бумага, салфетки, клей, кисточки, тряпочки, доски, фотографии, игрушки,

Демонстрация ученикам примеров рисования красками

10

(4)

Бумага, салфетки, клей, кисточки, тряпочки, доски, фотографии, игрушки,

Упражнения, направленные на обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом

10

(5)

Рисунок, готовые детали, бумага, салфетки, клей, кисточки, тряпочки, доски, фотографии, игрушки.

Жестово-образные игры.

(16 часов)

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения

16

(1)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения

16

(2)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Прогулка с игрушечным фонариком в руке»

16

(3)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Прогулка под зонтиком»

16

(4)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

«Иду (бегу), держа кастрюлю с орехами»

16

(5)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Ритмические упражнения

(16 часов)

Упражнения на развитие умения падать и вставать, садиться и вставать под ритмичные звуки

16

(1)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Двигательные речевые упражнения

16

(2)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия

16

(3)

Веревочки, препятствия, музыкальное сопровождение.

Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмическими попками, ударами в барабан, по металлофону, в бубен

16

(4)

Музыкальные инструменты, картинки

Упражнения с мячом

16

(5)

Музыкальное сопровождение, мячи

Жестово-образные игры.

(16 часов)

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер»

16

(6)

Дидактические пособия

«Земля в разные времена года»

16

(7)

Дидактические пособия

«Кукла заболела»

16

(8)

Дидактические пособия

Ритмические упражнения

(16 часов)

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа

16

(6)

Дидактические пособия

Упражнения на перешагивание через незначительные препятствия

16

(7)

Дидактические пособия

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением

16

(8)

Дидактические пособия

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(10 часов)

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями

10

(6)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями

10

(7)

Дидактические пособия, игрушки, волшебный мешочек

Упражнения для кистей рук

10

(8)

Картинки, фотографии, пальчиковые куклы, игрушки – рукавички.

Пальчиковая гимнастика

10

(9)

Дидактические пособия

Тематическое планирование к предмету «Графика и письмо»      

В 1  – Б классе (2 вариант обучения).

4 четверть (3  часа в неделю).

п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата проведения

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

(10 часов)

Упражнения и игры на развитие праксиса позы

10

(10)

CD-диски,  звуки МР3, картинки, фотографии, айпад.

«Рисуночное письмо».

(10 часов)

Совместное рисование учителя и учеников пальцами

10

(6)

Мел, краски, фломастеры, карандаши, маркеры, кисти, бумага, картинки, фотографии

Совместное рисование учителя и учеников пальцами

10

(7)

Краски

Совместное рисование учителя и учеников пальцами

10

(8)

Краски

Рисование  с помощью штампов

10

(9)

Штампы, бумага

Рисование  с помощью штампов

10

(10)

Штампы, бумага

Жестово-образные игры.

(16 часов)

Я несу тяжелое ведро, я несу легкое ведро

16

(9)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Перейди речку по камешкам

16

(10)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Дождь

16

(11)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Замерзли — согрелись

16

(12)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Поездка на поезде

16

(13)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Ритмические упражнения

(16 часов)

Упражнения на развитие умения падать и вставать, садиться и вставать под ритмичные звуки

16

(9)

 Дидактические пособия

Двигательные речевые упражнения

16

(10)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия

16

(11)

Веревочки, препятствия, музыкальное сопровождение.

Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмическими хлопками, ударами в барабан, по металлофону, в бубен

16

(12)

Музыкальные инструменты, картинки

Упражнения с мячом

16

(13)

Музыкальное сопровождение, мячи

Жестово-образные игры.

(16 часов)

Игры-пантомимы: «Катаю куклу в коляске»

16

(14)

Дидактические пособия

«Падающие листья»

16

(15)

Дидактические пособия

«Солнечные зайчики»

16

(16)

Дидактические пособия

Ритмические упражнения

(16 часов)

Прыжки на мячах хоп-хопах

16

(14)

Мячи

Упражнения на перешагивание через незначительные препятствия

16

(15)

Веревочки, препятствия, музыкальное сопровождение.

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа

16

(16)

Музыкальное сопровождение, игрушки, картинки, фотографии

Тестирование

(2 часа)

Тестовые работы

2

(1)

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.

Тестирование

Тестовые работы

2

(2)

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида  № 46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)»  Калининского административного района Санкт-Петербурга

Рассмотрено, обсуждено и утверждено

Педагогическим советом

ГБС(К)ОУ школы №46 «Центр РиМ»

Протокол № ______от______________________ г.

«Утверждаю»

Директор ГБС(К)ОУ №46 «Центр РиМ»

____________________________ Шибанова Е. А.

«____» _______________ 201__ г.

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид,  II вариант обучения)

1 класс

составлена учителем Резановой П. А.

                                                                                           

Санкт-Петербург

2014-2015

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» разработана  на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС  «Графика и письмо».

Программа предназначена для учащихся 1 Б класса VIII вида (2 вариант обучения).

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю)

Краткая характеристика учащихся,  которым адресована программа:

В классе обучается 6 учащихся  с различной структурой нарушений. Из них 1 учащаяся – Лапенкова Вероника на надомном обучении.  Возраст учащихся: 7 - 10 лет.  

1 уровень – Андрей, Николай, Антон. У учащихся данной группы не развита  зрительно-моторная  координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается  быстрое угасание  интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

 2 уровень – 2 ученика Прохор и Карина. Они проявляет  слабый  интерес к учебной  деятельности, но требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У учащихся класса нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.

        Цель программы: обучения предмету «Графика и письмо» во 2 классе – организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Цель обучения учащихся с ОВЗ состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности. Результатом обучения должна стать социально – бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.    Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с ОВЗ, опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. «Программа» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно – следственных связей, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально – бытового плана.

      В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.

Задачи:

I уровень

  • Учить играть в подвижные игры.
  • Учить сжимать, разжимать кисти рук.
  • Учить подражанию мимических движений.
  • Привитие навыков сидеть за партой.
  • Формировать умение обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
  • Учить чиркать мелом на доске.
  • Учить ходить в заданном направлении.
  • Учить прыгать на мячах
  • Учить выполнять ритмические движения  под музыку.
  • Учить чиркать на листе бумаги.
  • Учить сортировать и складывать мелкие предметы.

2 уровень

  • Познакомить с пиктограммами, используемыми в окружающей жизни. Учить соотносить их с соответствующими предметами, объектами, действиями.
  • Учить правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
  • Учить рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении.
  • Учить штриховать изображения простых предметов.
  • Учить штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
  • Учить обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
  •  Рисование предметов (несложных) и прямых линий
  • Учить играть в подвижные игры.
  • Учить сжимать, разжимать кисти рук.
  • Учить подражанию мимических движений.
  • Формировать умение обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
  • Учить чиркать мелом на доске.
  • Учить ходить в заданном направлении.
  • Учить выполнять ритмические движения  под музыку.
  • Учить сортировать и складывать мелкие предметы.
  • Учить писать элементы букв.

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.           Исходя из  того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать комуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу «Программы» положено использование невербальных приемов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.

При выполнении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Выделим следующие уровни осуществления деятельности:

  • Совместные действия с педагогом;
  • Деятельность по подражанию;
  • Деятельность по образцу;
  • Деятельность по последовательной инструкции;
  • Деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
  • Самостоятельная деятельность обучающегося;
  • Умение учащегося исправить допущенные ошибки.

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащимися. Этот вид деятельности оказывается чаще всего недоступным для них. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся могут выполнять вместе с учителем. Прежде всего, это рисунок, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги. Работа осуществляется на основе предметно – практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

В процессе работы используются следующие упражнения

  • Практические упражнения;
  • Упражнения с картинками;
  • Упражнения с пиктограммами (символами);
  • «Письменные упражнения»;
  • Упражнения с буквами, слогами и словами.

Такая классификация позволяет систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной недостаточностью, поскольку из – за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью учителя.

«Письменные упражнения» - это, скорее, различные сенсомоторные упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование пространственных представлений, координацию движений «взгляд – рука». Они знакомят учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразительности.

        Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдений четких правил. Также предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно – развивающей области.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

  -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности учащихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   Аудиально -   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

- обводка, письмо элементов букв и букв.

Предполагаемые результаты обучения:

1 уровень

Учащиеся должны уметь

  • Играть в подвижные игры.
  • Сжимать, разжимать кисти рук.
  • Подражать мимическим движениям.
  • Сидеть за партой.
  • Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
  • Чиркать мелом на доске.
  • Ходить в заданном направлении.
  • Прыгать на мячах
  • Выполнять ритмические движения  под музыку.
  • Чиркать на листе бумаги.
  • Сортировать и складывать мелкие предметы.

2 уровень

  • Знать пиктограммы, используемыми в окружающей жизни.
  • Соотносить их с соответствующими предметами, объектами, действиями.
  • Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
  • Уметь рисовать на бумаге линии в различном направлении.
  • Штриховать изображения простых предметов.
  • Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
  • Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
  •  Рисовать предметов (несложных) и прямые линии
  • Играть в подвижные игры.
  • Сжимать, разжимать кисти рук.
  • Подражать мимическим движениям.
  • Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
  • Ходить в заданном направлении.
  • Выполнять ритмические движения  под музыку.
  • Сортировать и складывать мелкие предметы.
  • Писать элементы букв.

Оценка освоения программы проводится в виде «зачета». Контроль ЗУН осуществляется в виде тестирования учащихся по предмету 3 раза в год: начало года диагностика, декабрь промежуточное тестирование, апрель итоговое  тестирование, что отражено в тематическом планировании.

Содержание программы:

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон учениками совместно с учителем.

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо». Рисование учителем для учеников мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, мячиком, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Демонстрация учителем учащимся примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками: «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.

Ритмические упражнения. Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (См.: Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение К. Орфу: Учеб. пособ. по элементарному музицированию и движению. — СПб.: Невская нота, 2010. — Вып. 1. — С. 12-13), «Сижу — стою» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Музыка и движение».)

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и другим под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением с поддержкой педагогом. (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».)

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками и т. д.

Упражнения с природным материалом и предметами- орудиями: «Раскопки», «Прищепки», «Переливание из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки» и т. п.

«Рисуночное письмо». Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (совместно с учителем, с его помощью) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

Игры с красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми). Называние их учителем, а по возможности и учащимися.

Демонстрация ученикам примеров рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Упражнения, направленные на обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать кисть).

Совместное рисование учителя и учеников пальцами, кистью и специально изготовленными средствами (тампоном из поролона, ваты) различных линий, фломастерами на индивидуальных досках, мелом на доске.

Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками (с музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), держа кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разные времена года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др. 

Ритмические упражнения. Упражнения на общую моторику, сопровождаемые ритмичными звуками музыкальных инструментов, звукоподражанием типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (бух), «Кошка» (опора на руки и колени — спинка выгнута: «мяу-мяу»), «Собачка» (опора на руки и колени — спинка прямая: «гав-гав»).

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель (См. Забурдяева Е„ Перунова Н. Посвящение К. Орфу. С. 13).

Упражнения на перешагивание через незначительные препятствия, сопровождаемые хлопками или ударами по музыкальным инструментам в момент перешагивания учениками, например веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары по барабану, металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами; ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется, исходя из особенностей моторного развития учащихся), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением и т. п. (Интеграция с уроками по предметам «Адаптивная физкультура», «Музыка и движение».)

Тематическое планирование по предмету: «Графика и письмо»

102 часов в год. 3 раза в неделю

 п.п.

Разделы программы и лексические темы.

Кол-во

часов

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Диагностика

2

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

12

«Рисуночное письмо».

12

Жестовые  игры.

10

Ритмические упражнения

10

Тестирование

2

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

10

«Рисуночное письмо».

10

Жестовые  игры.

16

Ритмические упражнения

16

Тестирование

2

Литература:

  1.   «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, В.И. Липакова, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.Н. Яковлева. Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой , 2011. – 480 с.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». «Союз», 2004г.
  3. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». М., 1995г., изд.2.
  4. Головкина Т.М. «Особенности интеграции детей с тяжёлыми нарушениями развития»  Ярославль 2007г (Департамент образования Ярославской области)
  5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). М. «Просвещение», 2003г.
  6. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы)» М., СПб, Псков, 1999г.
  7. Обучение и развитие детей и подростков с глубоким умственным и множественными нарушениями»  под ред. Царева А.М. Псков, ПОИПКРО, 1999г.
  8. Петрова В.Г. «Речь умственно отсталых школьников (Сб. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы») М., 1965г
  9. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»  под ред.Баряевой Л. Б.,  Яковлевой Н.Н. СПб 2011
  10. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида». М., «Просвещение», 1999г.
  11. Шипицына Л.М. «Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». СПб. «Образование»., 1996г.
  12. «Программа  подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» ». М., «Просвещение», 1999 г., а  также  Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». Шипицына Л.М. «СПб. «Образование»., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».

Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.

Родительское собрание с участием медицинского работника....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...