Конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мухина Ирина Викторовна

План – конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» ФГОС с презентацией по теме «Разделительный мягкий знак» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» ФГОС с презентацией по теме «Разделительный мягкий знак»

Мухина Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 . г. Кузнецка Пензенской области.

Цель:  создать условия для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формирование  универсальных учебных действий (УУД).

Предметные знания: правописание слов с  разделительным мягким знаком.

Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

Метапредметные

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать словарь; представить информацию в виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать, классифицировать по признакам.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.

 Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.

Технические средства обучения: мультимедия для показа презентации

Ход урока

1. Мотивация.

- Люди с давних времён научились дарить друг другу искорку добра. Знаете как? Да очень просто. Они протягивали друг другу руки и их ладони встречались. Давай и мы протянем руки и подарим друг другу искорку добра. Я рада, что урок мы начинаем с хорошим настроением.

Жили-были в тучке точки,

Точки дочки и сыночки –

Двадцать тысяч сыновей!

Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек –

Сыновей и точек – дочек –

Сразу за руки взялись  

И на землю понеслись.

- Что это? (Снежинки)

У нас в гостях Марья Краса Зимушка Зима

2. Актуализация фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, посмотрите какие необычные снежинки она нам принесла.  На каждой снежинке по букве.

- Что можете сказать об этих буквах? ( я, е, ё, и, ю, ь - они все обозначают мягкость согласных звуков)

- Молодцы!

- Какая буква лишняя? Почему? (Мягкий знак. Он не обозначает звук.)

- По какому признаку мы можем объединить другие буквы? (Буквы я, е, ё, ю, и – гласные, йотированные.)

- Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных, и после мягкого знака.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята Марья Краса приготовила для нас загадки.

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

 Да мелькают огоньки!

 Кто несёт меня?   (Коньки)

У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... (вьюга)

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет.

Папа, мама, я –

Вместе дружная …

Расцвели ромашки

Летом на Наташке.

На маленьком карманчике

Желтеют одуванчики. (Платье)

Что общего?

Какое слово лишнее?

Сформулируйте тему урока.

Какую цель мы перед собой поставим?

(Учиться писать слова с разделительным  ь)

А что нам для этого надо знать?

Наша задача узнать…(когда и где пишется разделительный ь)

Для этого нам надо быть очень внимательными.

Физ-мин. «Кустики и ёлочки»

5. Реализация построенного проекта.

А вот ещё один герой урока – Ёжик. С какой орфограммой он явился? (правописание буквосочетания ЖИ-ШИ)

- Правописание каких буквосочетания ещё вы знаете? (ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ)

Ёжик пришёл со словом. Соберите его слово. Какая орфограмма встретилась в слове?

(Работа в группе  Соберите схему слова.)

 - Марья хочет подружиться со словом. Как? (добавить разделительный Ь знак).

- Какое слово получилось? (живьём)

(Работа в группе  Соберите схему слова.)

Чем похожи слова? (Есть одинаковые буквы. Они двусложные.)

- А чем различаются?

В слове живьём есть Ь. (Написанием)

Читаются по - разному. (Произношением)

Составьте устно предложение с каждым словом.

(Мы живём в городе Кузнецке. Кот проглотил рыбку живьём.)

 (Лексическим значением)

Читаем следующую пару слов …

- Что произойдёт, если мы пропустим в словах мягкий знак.

Вывод. Если пропустить разделительный Ь, меняется написание, произношение и лексическое значение слова.

Вот как важен ь.

- После, каких букв пишется разделительный мягкий знак? (После   букв мягких согласных звуков.)

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.)

- Так, где же пишется разделительный мягкий знак, кто даст полный ответ?

Вывод. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

                                            Я

                                            Е

            Ь    Ь                        Ё

                                           Ю

                                           И

. Закрепление(Работа в паре).Измените слово так, чтобы в нем был разделительный ь.

Что для этого нужно сделать? (Изменить число)

- Произнесите эти слова так, чтобы я  и вы могли догадаться – да, здесь нужно писать разделительный Ь знак.

У- Марьи-Красы есть подружка Белоснежка. С какой орфограммой пришла Белоснежка? (правописание парной согласной).

На этом слайде Марья, Ёжик, Белоснежка приготовили слова. Разделите их для наших героев.

- Составьте предложения, используя эти слова.

- Что у вас получился? (текст, небольшой рассказ).

- Почему это текст? (общая тема, предложения связаны между собой, выражают законченную мысль).

- Назовите этот текст словом с разделительным Ь знаком, определяющим состояние погоды (Ненастье).

Физкультминутка

Чьи следы замела метелица? (заячьи)

- А ещё, чьи следы может замести метелица? Используйте слова с разделительным Ь знаком.

- Составьте предложения и запишите. (Метель замела заячьи, волчьи и птичьи следы.)

- Что же у нас получилось? (продолжение текста).

- Какой праздник на носу? (Новый год.) Что значит на носу? (Скоро.)

- Что бы вы хотели пожелать своим друзьям? Но слова – пожелания должны  быть с разделительным мягким знаком.

Слайд 16

Здоровья, счастья, веселья.

-Напишите на снежинке одно пожелание и подарите своему другу.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

 Свои снежинки, поместите в тир домика.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=222570169-70-72&n=21   http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=3027332-54-72&n=21  http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=32392728-29-72&n=21

- А герои с нами прощаются.

- Я вас поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю вам здоровья, веселья, счастья.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....