Урок русского языка по программе УМК «Перспективная начальная школа» 4 а класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тимофеева Лариса Витальевна

   Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков.

   Цели:

 1. Не только научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объяснить ребятам, почему в этих словах есть удвоенные согласные.        

 2. Воспитывать интерес к предмету.

3. Развивать речь, кругозор, орфографическую зоркость

   Оборудование: проектор,словари, тетради для самостоятельных работ, учебники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_dekabrya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по программе

УМК «Перспективная начальная школа» 4 а класс

МОУ «Жарковская СОШ № 1», учитель Тимофеева Л.В.

   Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков.

   Цели: 

 1. Не только научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объяснить ребятам, почему в этих словах есть удвоенные согласные.        

 2. Воспитывать интерес к предмету.

3. Развивать речь, кругозор, орфографическую зоркость

   Оборудование: проектор,словари, тетради для самостоятельных работ, учебники.

Ход урока:

  1. Организация класса к уроку(1 мин)

      Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

На столе учебник,словари,тетради,карандаши,ручки.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Определить тему сегодняшнего урока вам помогут следующие задания.

1)Минутка чистописания(4 мин)

- Запишите, продолжив закономерность.

с п н сс пп нн

- Какое сочетание букв лишнее и почему?( лл-они обозначают звонкие согласные,а остальные глухие согласные;лл-нижнее соединение)

   2) Словарная работа в парах

В наш класс пришла необычная поздравительная открытка,  в ней пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание.

……………………… наши мамы.Этим…………………… утром говорим Вам самые нежные слова любви.Сколько …………………………. ночей Вы провели у наших кроваток!За теплоту и ласку мы…………………………… благодарны Вам.

(Драгоце(н\нн)ые, ра(н\нн)им, бе(с\сс)о(н\нн)ых, искре(н\нн)е)

-Прочитайте текст открытки вслух.

А теперь,дайте мамам обещания,дополнив предложения:

Мама,я всегда буду исполнительным, соблюдающим во всем порядок ,……..

За завтраком,обедом и ужином у меня будет хороший ………

Когда я вырасту,то стану учёным и изобрету летающий……

А,что можете сказать о этих словах?( пришли из латинскогоязыка,с приставкой –ад)

 - Итак,вы поблагодарили мам,повторили слова с двойными согласными и можем сказать, что дело в шляпе.

- А что это значит? Где можно  узнать толкование этого фразеологизма?(фразеологический словарь,устойчивых выражений) (стр.190)

Обращение к словарю устойчивых выражений

- Не закрывайте словари. Они нам пригодятся для работы над новой темой.

3. Определение темы, постановка целей урока 

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке

-Сформулируйте  тему урока.(слова с удвоенной буквой согласного)

-Уточните,прочитав тему в содержании учебника.

А какие цели поставите к уроку?(научиться правильно писать новые слова, применять в речи,выяснить их значение,писать красиво,аккуратно и грамотно)

4. Объяснение нового материала.

Итак,сегодня мы познакомимся с новыми словами,содержащими латинскую приставку  ад -.

-Эти слова пришли из других языков. Образовались они при помощи латинской приставки ад-.

-Давайте вернёмся на стр.21 учебника и вспомним, что означает эта приставкаи, что с ней происходит.

-Так как слова «прижились» в русском языке,то приставка в них не выделяется, а входит в корень.

 

Новые слова, правда, пока с пропусками букв, есть на экране.

На экране запись:

А…нотация

А…литерация

А…бревиатура

- Вы сможете восстановить пропущенные буквы?

Аннотация

Аллитерация

Аббревиатура

-Что произошло с приставкой ад-? (Эта приставка хамелеон, т.е. она меняет букву согласного на другую в зависимости от того, с какой буквы начинается корень слова).

а) - На уроках по развитию речи мы с вами составляем аннотации. Кто помнит, что такое «аннотация»

- Обращение к этимологическому словарю (происхождения слов).стр.158

Запись в тетради и на доске:

Ад- + нот/о + …=аннотация

- Теперь вы понимаете, почему слово АННОТАЦИЯ пишется с удвоенной буквой  Н?

б)   Хочу напомнить вам строки из одного стихотворения.

Где тихий – тихий пруд,

Где тихая беседка,

Где сам с собой паук

Беседовал нередко…

Теперь там дождь косой

Беседует часами…

- Вы можете назвать автора этого стихотворения? (Эмма Мошковская)

-Найдите картину,которая подходит к этому стихотворению.

-Какую картину вы выбрали? (А. Герасимов «После дождя» ).

(Показ картины на слайде)

-Видно ли на картине, что прошёл дождь?

-Почему?

-Давайте попробуем стуком пальцев изобразить шум дождя. Дождь закончился, выглянуло солнышко.Потяните руки вверх к солнцу, улыбнитесь ему.А теперь с хорошим настроением продолжим урок.

-Вернёмся ещё раз к стихам. 

- Какие звуки повторяются? (согласные)

- Какое впечатление создаёт этот повтор?

- Как называется этот повтор? (Звукопись)

-Хорошо,вы узнали, что поэт использовал приём звукозаписи.Такую звукозапись называют аллитерацией.

-Прочитаем вывод на стр. 121.

Запись в тетради и на доске:

Ад- + литер/а +…= аллитерация.

в) – Есть ещё одно латинское слово, с которым я хочу вас познакомить. Это слово АББРЕВИАТУРА.

БРЕВИО – ПО – ЛАТЫНИ «СОКРАЩАТЬ»

Запись в тетради и на доске:

Ад - + брев/о + …= аббревиатура.

- Аббревиатура – это слово, образованное из первых букв или начальных частей словосочетания. Например: ЧП – чрезвычайное происшествие, Минздрав – Министерство здравоохранения

4 Закрепление пройденного.

а)  

- В русском языке существует больше способов образования аббревиатур. Мы познакомимся с двумя.

Упражнение 92 стр. 122.

МГУ – Московский Государственный Университет;

ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии;…и т.

МЧСинистерство чрезвычайных ситуаций

ДТП- дорожно-транспортное происшествие

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии

ГЭС-Гидроэлектростанция

США-Соединенные штаты Америки

Универмаг - универсальный магазин

МГУ-Московский Государственный университет

РФ-Российская Федерация

Часть разбирается устно.

б) Закрепление по тетради для самостоятельных работ.

Коллективная работа по образованию аббревиатур.

Евразия, ВДНХ, зоомагазин, завуч, ВАЗ, ТЮЗ.

-Над аббревиатурами, которые образованы из первых букв слов, поставь цифру 1, а над теми, которые образованы из первых частей слов, - цифру 2.

5 Итог урока.

- С какими словами  мы познакомились?

- Как образованы эти слова?

- Что объединяет слова с удвоенной буквой согласного? (Латинская  приставка АД-)

- В чем ее особенность? ( Выбор буквы приставки зависит от ЗВУКА, с которого начинается корень слова.)

- А приставка в них выделяется? (Поскольку эти латинские слова стали русскими, приставка в них не выделяется

 -Я хочу поблагодарить вас за  урок, но  вы сами узнаете как ,отгадав ещё одно слово с удвоенной согласной

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты).

6. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 58, упражнение 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность учебников русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Статья "Особенности учебников  русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа"...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...