Склонение существительных
план-конспект урока по русскому языку на тему

формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами; развитие речи учащихся;

воспитание любви к великому русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_sushchestvitelnyh.doc84.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Склонение существительных»

Слайд № 2. Цели: - формировать первоначальное представление о склонении имён существительных;

  • знакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами;
  • развитие речи учащихся;
  •  воспитание любви к великому русскому языку.

Слайд № 3. План урока.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. Новый материал.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Слайд № 4. - Откройте прописи на странице 7. Выполните задание. Слайд № 5. Словарная работа.

  • Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.
  • Как одним словом объединить эти слова? (Растения)
  • Составьте распространённое предложение с любым из этих слов. Запишите, разберите по членам предложения и по частям речи.

Слайд № 6. Актуализация знаний. Вам предстоит ответить на вопросы, но прежде - отгадайте загадку.

Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Существительное)

  • Что такое имя существительное? (Часть речи)
  • Что обозначают имена существительные? (Предметы)
  • На какие вопросы отвечают? Почему их два? (Кот? Что7 Одушевлённые и неодушевлённые)
  • Как изменяются имена существительные? (По числам)
  • Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского, среднего)
  • Какую основу могут иметь имена существительные? (Твёрдую и мягкую)

Слайд № 7. Выпишите имена существительные, определите число, род, подчеркните мягкую основу зелёным, а твёрдую - синим цветом.

Сапоги, дорога, красивый, дом, гореть, земля, лететь.

Слайд № 8. Проверь себя.

  • Как вы полагаете, могут ли ещё каким то образом изменяться имена существительные?

(По вопросам)

 Слайд № 9. Прочитайте текст.

Тигр - это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тш ра огромная. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

  • Как слово употребляется в каждом предложении?
  • Какой частью речи является это слово?
  • Поставьте к этому слову вопросы от других слов. Устно. Кто? тигр;

увидеть(кого?) тигра; наблюдать (за кем?) за тигром; не попадаться (кому?) тигру; сила (у кого?) у дятла; говорят (о ком?) о тигре.

  • Запишите.

 Слайд № 10. Проверь себя.

  • Что вы можете сказать об окончании?
  • Почему оно изменилось?
  • Вы выписали родственные слова? Докажите. (Родственные слова образуются не от изменения окончаний, а при помощи приставок и суффиксов) Придумайте однокоренные слова к слову тигрёнок.

Новый материал.

  • Какой вид работы вы выполняли? (Изменяли существительное по вопросам) -Кто знает, каким, одним словом можно заменить эту фразу?

- Изменение существительных по вопросам называется склонением или изменением

по падежам.

Слово «падеж» произошло от латинского слова, означающего падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин склонение. Название русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят то латинских и представляют их дословный перевод

 Слайд №11.

  • Именительный - имя предмета - начальная форма, наименование.
  • Родительный - означает «полученный с рождения».
  • Дательный - от слова «дать».
  • Винительный - существительные означают то, что является причиной или, по - старому, «виной» действия.

-Творительный - связан с глаголом «творить», то есть- делать.

  • Предложный назван так Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Итак, в русском языке шесть падежей. Откройте учебник на странице 90. Прочитайте

правило.

Слайд №12 Выполните упражнение 93, страница 89.

Слайд №13 Падежи и вопросы, помощники детям в выполнении упражнения.

Слайд №14 Проверь себя.

Слайд №15 Закрепление пройденного. Тест.

Слайд №16 Проверка теста

Слайд №17 Домашнее задание: страница 91, упражнение 97, страница 90, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение существительных

Склонение существительных...

Контрольное списывание по теме: "Склонения существительных"

Списывание по теме "Склонение имён существительных" 4 класс, 2 четверть, с грамматическим заданием, расчитан на среднего ученика...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"

Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от ...

Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс

Интерактивный тренажёр по русскому языку для 4 класса "Склонение имён существительных" может использоваться для любого УМК....

Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс

Интерактивный тренажёр  по русскому языку "Склонение имён существительных" 4 класс для любого УМК....

3 склонение существительных

УМК " Школа 21 века" 3 класс...

Урок по теме "Склонение существительных"

Формирование первоначальных представлений о склонении существительных....