Урок по теме "Склонение существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Формирование первоначальных представлений о склонении существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_sushchestvitelnyh.doc89.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

тема:

«Склонение существительных»

Учитель

начальных классов Марти А.А. МОУ-ООШ № 25

г. Армавир

Слайд № 2. Цели: - формировать первоначальное представление о склонении имён существительных;

  1. знакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами;
  2. развитие речи учащихся;
  3.  воспитание любви к великому русскому языку.

Слайд № 3. План урока.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. Новый материал.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Слайд № 4. - Откройте прописи на странице 7. Выполните задание. Слайд № 5. Словарная работа.

  1. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.
  2. Как одним словом объединить эти слова? (Растения)
  3. Составьте распространённое предложение с любым из этих слов. Запишите, разберите по членам предложения и по частям речи.

Слайд № 6. Актуализация знаний. Вам предстоит ответить на вопросы, но прежде - отгадайте загадку.

Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Существительное)

  1. Что такое имя существительное? (Часть речи)
  2. Что обозначают имена существительные? (Предметы)
  3. На какие вопросы отвечают? Почему их два? (Кот? Что7 Одушевлённые и неодушевлённые)
  4. Как изменяются имена существительные? (По числам)
  5. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского, среднего)
  6. Какую основу могут иметь имена существительные? (Твёрдую и мягкую)

Слайд № 7. Выпишите имена существительные, определите число, род, подчеркните мягкую основу зелёным, а твёрдую - синим цветом.

Сапоги, дорога, красивый, дом, гореть, земля, лететь.

Слайд № 8. Проверь себя.

  1. Как вы полагаете, могут ли ещё каким то образом изменяться имена существительные?

(По вопросам)

 Слайд № 9. Прочитайте текст.

Тигр - это дикое животное. Тигра можно увидеть в зоопарке. В природе за тигром лучше наблюдать издали. На глаза тигру лучше не попадаться. Сила у тш ра огромная. Охотники говорят о тигре, как об опасном звере.

  1. Как слово употребляется в каждом предложении?
  2. Какой частью речи является это слово?
  3. Поставьте к этому слову вопросы от других слов. Устно. Кто? тигр;

увидеть(кого?) тигра; наблюдать (за кем?) за тигром; не попадаться (кому?) тигру; сила (у кого?) у дятла; говорят (о ком?) о тигре.

  1. Запишите.

 Слайд № 10. Проверь себя.

  1. Что вы можете сказать об окончании?
  2. Почему оно изменилось?
  3. Вы выписали родственные слова? Докажите. (Родственные слова образуются не от изменения окончаний, а при помощи приставок и суффиксов) Придумайте однокоренные слова к слову тигрёнок.

Новый материал.

  1. Какой вид работы вы выполняли? (Изменяли существительное по вопросам) -Кто знает, каким, одним словом можно заменить эту фразу?

- Изменение существительных по вопросам называется склонением или изменением

по падежам.

Слово «падеж» произошло от латинского слова, означающего падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин склонение. Название русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят то латинских и представляют их дословный перевод

 Слайд №11.

  1. Именительный - имя предмета - начальная форма, наименование.
  2. Родительный - означает «полученный с рождения».
  3. Дательный - от слова «дать».
  4. Винительный - существительные означают то, что является причиной или, по - старому, «виной» действия.

-Творительный - связан с глаголом «творить», то есть- делать.

  1. Предложный назван так Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Итак, в русском языке шесть падежей. Откройте учебник на странице 90. Прочитайте

правило.

Слайд №12 Выполните упражнение 93, страница 89.

Слайд №13 Падежи и вопросы, помощники детям в выполнении упражнения.

Слайд №14 Проверь себя.

Слайд №15 Закрепление пройденного. Тест.

Слайд №16 Проверка теста

Слайд №17 Домашнее задание: страница 91, упражнение 97, страница 90, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...